DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 17.01.2011

Материалы

загрузка...

Наднациональный механизм как фактор развития экономической интеграции в Европейском союзе

Зуев Владимир Николаевич, 17.01.2011

 

- по правовым аспектам интеграции: Захаров А.В., Жупанов А.В., Ефремкина О.В., Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Клемин А.В., Линников А.С., Матвеевский Ю.А., Четвериков А.О., Четринец Е.А., Энтин Л.М., Энтин М.Л., Юмашев М. В.

Разработанность темы за рубежом. Наиболее заметный вклад в разработку данной тематики внесли теории «федерализма», «институционализма», «функционализма» и «неофункционализма». Одна из особенностей исследований наднационального механизма заключается в том, что в центре внимания находится оценка возможности создания федерации. Теоретики «федерализма» (Ж.Моннэ, Ш.Мюре, К.Уэйр), а позже и «нео-федерализма» (Дж. Пиндер), обосновывавшие введение наднациональных форм взаимодействия, придавали первостепенное значение объединению «сверху» и считали необходимым воздвигнуть надстройку для формирования наднациональных политик объединения. В данном исследовании «верхнему» и «нижнему» этажам придается одинаковое значение. Работы французской школы федерализма (А. Марк, Ф. Кински) привнесли в теорию идеи «мягкого», «гибкого» федерализма с разной степенью применения наднациональных элементов. В отличие от этих и многих других направлений, наднациональный механизм в данном исследовании рассматривается в «не политизированном виде» как инструмент экономической интеграции безотносительно того, может ли он привести к созданию федерации. Современные исследователи федерализма (Д.С.Валлак, Т.Н.Сринтвасан, М.Томмази, Д.Р.Маддан, Р.М.Бирд, Р.Бан, Ф.Рохас) выстраивали конструкции разделения компетенций между центральными государственными властями и внутринациональными уровнями управленческой вертикали (регионы, автономии). В эти построения включена экономическая проблематика, но применительно к разделению внутригосударственных бюджетных, налоговых и прочих экономических компетенций. Получили известность концепции «экономического федерализма», «кооперативного федерализма», «фискального федерализма». В рамках этих теорий фокус исследований - соотношение национального и субнационального уровней взаимодействия. Можно переносить эти построения на межгосударственный уровень, и использовать применительно к европейской интеграции, но в данной работе автор исходил из того, что европейский срез отношений имеет свою специфику, не укладывающуюся в рамки субнациональных конструкций.

Вклад представителей функционализма (П.Райнш, Л.С.Вульф, Д.Митрани) в разработку темы состоял в идее приоритета функций над формами межгосударственных объединений. Постулировалось ослабление функций национального государства в пользу компетенций международных объединений. Представители функционализма обосновали появление специализированных международных организаций, ориентированных на выполнение конкретных задач (функций). Однако вопрос о переходе к наднациональным вариантам регулирования внутри международных организаций в этих теориях оставался маргинальным. В данном исследовании ему уделяется первоочередное внимание.

Общей чертой теорий федерализма и функционализма было допущение ограничения роли национального государства. Однако обоснования возникновения наднационального механизма в этих теориях не содержалось. Аргументация в пользу создания федерации, в силу ее национального неприятия, уступила место идеям более гибкого регионального сотрудничества, теоретическое обоснование которого можно найти у нео-функционалистов (Э. Хаас). Они считали важным создание механизма прямого воздействия транснациональных институтов на жизнь общества, ликвидацию монопольного права национального государства на выражение интересов нации на международной арене. Однако теоретики нео-функционализма в отличие от предлагаемого исследования выстраивали концепции на основе политологии без должного учета экономических факторов. Это же можно сказать и о многих более поздних работах представителей других школ, например, теории многоуровнего управления.

Важным элементом нео-функционалистской теории является эффект «переплескивания» или «спиловера». Согласно представителю этого течения Л.Линдбергу, эффект имеет место, когда «действие, предпринимаемое с определенной целью в какой-то области, создает ситуацию, при которой достижение первоначально поставленной цели может быть обеспечено лишь посредством дальнейших действий в связанных областях». Логика подхода говорила о неизбежности углубления интеграции, ее распространения на новые сферы. В данной работе эта логика разделяется, только новое качество связывается с переходом к развернутому применению наднационального механизма.

Представители другой школы - «институционализма» - придавали первостепенное значение роли институтов в развитии интеграции. Они исследовали процесс передачи государствами компетенций на уровень институтов ЕС и пришли к выводу, что постепенно государства утрачивают возможность контролировать деятельность институтов. Приоритеты политики институтов ЕС и государств-членов могут расходиться, поэтому органы объединения ищут поддержку в среде транснациональных организаций, что укрепляет их независимый статус и повышает роль в развитии интеграции. В данной работе автор признает важную роль институтов, однако исходит из того, что наднациональный механизм проявляется не только через посредство их деятельности. Согласно представителям институционализма и неофункционализма, наднациональный характер институтов позволяет наилучшим образом защитить общий интерес участников объединения и является главной гарантией необратимости интеграции. Это положение развивается в работе.

Теоретики «межгосударственного подхода» (С. Хоффман, В. Уоллес и Э. Моравчик) составляют большинство, по сравнению со сторонниками наднациональных форм. Традиционные воззрения, что доминантой интеграции будет оставаться межправительственный, межгосударственный подход и возрастание роли наднационального компонента в интеграции маловероятно, по-прежнему сильны. В данном исследовании позиция автора – позиция меньшинства. Параллельно с наднациональными вариантами принятия решений в ЕС широко используется метод координации. Разные школы неодинаково относятся к оценке этого метода. По мнению А.Шофера, координация используется наднациональными институтами для дополнительного расширения своей компетенции. Напротив, В.Вайденфельд считает, что суть координации состоит в ограничении роли наднациональных органов. В данной работе при исследовании новых направлений политики ЕС получает развитие первая точка зрения.

Теоретики разных направлений предлагали схемы классификации форм интеграции. Наибольшее распространение за рубежом и в России получила интерпретация Б.Балаши, выделившего пять форм интеграции в последовательных стадиях восхождения от низшей к высшей: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и «полная экономическая интеграция». В данном исследовании предложена иная классификация. В интерпретации Б.Балаши каждая последующая стадия отличается от предыдущей более высокой степенью либерализации движения факторов производства, в то время как в данном исследовании предложен критерий применения наднационального механизма в типологии форм интеграции.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: выявить роль наднационального механизма в развитии экономической интеграции на основе комплексного анализа условий его формирования и специфики применения в Европейском союзе.

Задачи исследования конкретизированы следующим образом:

обнаружить объективные условия и причины возникновения наднациональных форм регулирования и формирования наднационального механизма;

раскрыть существенные характеристики и сформировать понимание наднационального механизма экономической интеграции;

дать оценку текущего соотношения национальных, межгосударственных и наднациональных компонентов в деятельности наиболее важных органов ЕС и институциональной системы объединения в целом для определения значимости институционального фактора в применении наднационального механизма;

показать роль специфики процедуры принятия экономических решений в ЕС в запуске наднационального механизма;

определить степень использования наднационального механизма на ключевых направлениях экономической политики ЕС и выявить существует ли причинно-следственная связь между интенсивностью применения наднационального механизма и переходом к более глубоким формам интеграции;

раскрыть значение наднационального механизма для региональной экономической интеграции;

выяснить ведет ли применение наднационального механизма к нарастанию экономической общности (на примере стран ЕС), в частности, формируется ли общая экономическая модель внутри объединения;

обозначить пределы возможного использования наднациональных элементов в глобальной системе экономического взаимодействия государств.

Объектом исследования является экономическая интеграция в рамках Европейского союза.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие вследствие формирования и применения наднационального механизма в ЕС.

Теоретической основой исследования послужили разработки российских и зарубежных авторов по проблемам интеграции, международных экономических отношений и мировой экономики.

Методологическая база исследования производна от методологии обществоведения: из совокупности явлений выделяются наиболее важные, на базе которых строится формально-логическая система. Принимаются во внимание наиболее существенные закономерности для построения теоретической конструкции. В работе использовались методы различных интеграционных теорий: институциональный метод - при анализе системы обеспечения экономического сотрудничества в ЕС; метод контент анализа - при рассмотрении основных направлений экономической политики ЕС, его договорно-правовой базы и официальных документов; метод сравнительного анализа – при сопоставлении различных объединений; метод прогнозных оценок – при определении параметров системы глобального регулирования. Широко использовались комплексный и междисциплинарный подходы, учитывались экспертные оценки, аналитические материалы. Применялся метод индукции (от анализа практики к обобщениям экономико-теоретического характера) и дедуктивный метод. Выводы проверялись практическими наблюдениями.

Методы интеграционных исследований разнообразны: от конструирования теоретических концепций до построения эконометрических и компьютерных моделей. Преимуществами моделирования является возможность включения большого количества параметров для тех областей, где это требуется, например, для расчетов значений включения регионов в единый интеграционный комплекс, что позволяет численно исследовать и измерять показатели. Недостатком моделей является наличие большого числа переменных, которые невозможно определить на основе решения системы уравнений. Они подлежат экспертной оценке до введения в модель, что в конечном итоге и определяет итоговые результаты. В данном исследовании автор делает акцент на выявлении качественных характеристик процесса экономической интеграции.

Научная новизна. На основе проведенного в работе комплексного исследования формирования и применения наднационального механизма в Европейском союзе:

составлена характеристика и сформулировано определение наднационального механизма межгосударственной интеграции;

выявлено значение сложившихся в мировой экономике объективных предпосылок, предопределивших возникновение наднационального механизма. Установлена ведущая роль фактора экономической взаимозависимости и универсальное значение предпосылок для объединений других регионов мира;

предложена уточненная и дополненная классификация форм интеграции при использовании критерия степени применения наднационального механизма. Проведено разграничение между Общим рынком и Единым (внутренним) рынком, Общей валютной системой и Валютным союзом, Экономическим союзом и Полной экономической интеграцией, Военно-политическим союзом и Федерацией в соответствие с оценкой развитости наднационального механизма на каждой из этих стадий. Обосновано положение о том, что наднациональный механизм играет ключевую роль в восхождении к более высоким стадиям межгосударственной интеграции и является существенным признаком проявления глубоких форм межгосударственной экономической интеграции, предполагающей интеграцию структур государственной надстройки. Уточнено определение интеграции добавлением в него наднациональной компоненты;

произведена оценка соотношения национальных, межгосударственных и наднациональных компонентов в деятельности главных институтов ЕС. Обозначен тренд повышения уровня наднациональности в функционировании каждого из них и в институциональной системе в целом;

установлено, что отход от единогласия и переход к использованию процедуры квалифицированного большинства обусловил специфику механизма принятия экономических решений в ЕС, повлиял на запуск наднационального механизма экономической интеграции и обозначил тренд повышения уровня наднациональности всей системы ЕС;

сопоставлены особенности применения наднационального механизма на ключевых направлениях экономической политики ЕС и обнаружена корреляция между интенсивностью применения наднационального механизма, результативностью политики и глубиной достигнутых форм интеграционного взаимодействия;

установлено, что использование наднационального механизма способствует нарастанию экономической общности стран ЕС, формируется их общая экономическая модель развития, что можно определить по наличию общих целей, задач, способов их достижения, инструментов, механизмов, принципов. В характеристику общей модели добавлен наднациональный механизм;

обозначены пределы возможного использования отдельных элементов наднационального механизма в глобальной системе регулирования экономического взаимодействия государств, обусловленные приверженностью к сохранению суверенных полномочий большинства стран, в том числе в сфере экономики.

Теоретическая значимость. Регионализация и глобализация – магистральные тенденции мировой экономики. Исследование механизмов региональной интеграции, определяющей закономерности развития мирохозяйственных связей, – важное направление общих фундаментальных исследований. Эффективное решение региональных и глобальных проблем может обеспечиваться структурами соответствующего уровня, однако принятие и реализация решений находятся на национальном уровне. Ограниченный характер национальных мер не соответствуют глубине и масштабу проблем, которые в большинстве остаются нерешенными. Идет поиск новых более эффективных механизмов международного сотрудничества. Изучение особенностей наднационального механизма на примере ЕС, определение пределов его применения, осмысление его роли в процессе экономической интеграции и в мировом экономическом развитии могут быть использованы в теориях экономической интеграции и приобретают общетеоретическое значение в научных исследованиях по направлению «Мировая экономика».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. По мере развития мировой экономики возникает противоречие, выражающееся в несоответствии характера экономического регулирования способам ведения хозяйственной деятельности. Поведение субъектов экономических отношений (граждан, компаний, банков) становится все более вненациональным, а регулирование остается преимущественно национальным или межгосударственным. Можно было бы считать, что противоречие разрешимо за счет расширения рамок обычного (не наднационального) многостороннего взаимодействия по урегулированию возникающих проблем. Однако качество такого взаимодействия кардинальным образом отличается от национального регулирования экономики, что означает несравнимо более низкую эффективность традиционных межгосударственных форм взаимодействия по урегулированию совместных проблем. Между тем, решение этих проблем становится не менее настоятельным, чем на национальном уровне, и сами проблемы в условиях нарастающей глобализации представляются не менее сложными для разрешения, чем на национальном уровне. Спектр и острота проблем на национальном и международном уровне сопоставимы, а процедура их разрешения на международном уровне на порядок менее эффективна. Это противоречие может быть разрешено путем укрепления наднационального регулирования. Восстановление управляемости экономикой, выходящей из-под национального контроля, лежит в плоскости укрепления наднационального воздействия.

Развитая экономика, высокий уровень взаимопроникновения экономик и экономическая взаимозависимость - объективные экономические предпосылки формирования наднационального механизма. Высокий уровень развития экономики так же, как и высокая степень ее транснационализации и интернационализации – являются важными, но недостаточными условиями появления наднациональных форм регулирования. Фактор возрастания экономической взаимозависимости становится решающим, побуждая государства переходить к взаимодействию качественно иного уровня. Отсутствие эффективного механизма разрешения проблем международных взаимосвязей в условиях высокой взаимозависимости несет существенные экономические потери. Наднациональный вариант урегулирования становится объективно востребованным. Первыми необходимость применения общих методов взаимодействия ощущают рыночные демократические экономики относительно малых стран, в наибольшей степени взаимосвязанных и вовлеченных в международное разделение труда. Это объясняет, почему в Европе наднациональные механизмы регулирования получили опережающее развитие.

2. Наднациональный механизм в межгосударственных отношениях можно определить как совокупность правил и процедур, порядок/способ функционирования экономических и/или политических систем в процессе их взаимодействия в рамках международной структуры/организации, одобренный суверенными государствами, и с их согласия, выходящий из-под национального контроля, первоначально в той степени, которая заранее фиксируется соответствующими договоренностями и соглашениями. Наднациональный механизм един для экономической и политической интеграции, неразделимы микро- и макро-среда его функционирования. Наднациональный механизм: - формируется неподконтрольно какому-либо из государств, а на основе компромисса между ними; - функционирует независимо от воли какого-то конкретного государства, в интересах объединения в целом; - возвышается над государством в иерархии структур управления и практического воплощения экономических и политических процессов, попадающих в область совместного регулирования; - оказывает непосредственное воздействие на внутригосударственное развитие экономики, социальной, культурной и других сфер, подчас вопреки текущим предпочтениям национального уровня. Наднациональный интеграционный механизм выстраивается на всех уровнях хозяйствования: на микро-уровне (на уровне деятельности предприятий и фирм); на уровне принятия, исполнения и контроля над исполнением регулятивных решений (порядок формирования и функционирования институциональной системы объединения); на уровне осуществления общей экономической политики государств. Комплекс описанных в исследовании компонентов – правила деятельности институтов, характер процедур принятия и имплементации решений, способы реализации совместной экономической политики, методы финансирования совместных программ, порядок контроля над исполнением одобренных мероприятий, алгоритм построения законодательства - все это в совокупности составляет костяк наднационального интеграционного механизма ЕС. Если брать совокупность параметров, то только в рамках Европейского союза существует полноценно функционирующий на многих направлениях сотрудничества наднациональный интеграционный механизм. В ЕС действует сложная комбинация национального, межгосударственного и наднационального механизмов, но было бы правомерно констатировать запуск наднационального механизма как самостоятельного «приводного ремня». Его элементы сконструированы на всех уровнях (базисном и надстроечном, экономическом и политическом) межгосударственной системы взаимоотношений стран ЕС. После того, как наднациональный механизм начинает применяться, возникает совершенно новое качество взаимодействия государств. Наднациональное экономическое регулирование - это не просто регулирование, выходящее за пределы национального государства и перенесенное в международную сферу. Наднациональный механизм не только не определяется руководителями отдельного государства, но и оказывает заметное воздействие на экономику и/или политику последнего. До возникновения надгосударственных форм регулирования государство всегда имело решающий голос в определении параметров взаимодействия с другими государствами. С утверждением наднационального подхода можно идентифицировать новое явление, когда порожденный государством механизм влияет на политику этого государства, сообразно интересам более высокого порядка - организации в целом, которые на конкретном историческом отрезке времени не обязательно будут согласовываться с национальными интересами текущего момента этого государства. В длительной перспективе совпадение интересов должно обеспечиваться - в противном случае теряется смысл участия в объединении.

3. Быстрое укрепление наднациональной компоненты в ЕС происходило только в последние 20 лет, но к настоящему времени механизм сформировался в целостном и развернутом формате. В начале он применялся в урезанном виде, хотя и был предусмотрен в учредительных договорах. Потребовались годы развития в условиях нарастания взаимозависимости для укрепления наднациональных вариантов совместного управления экономикой. Повысилась степень наднациональности функционирования главных органов ЕС и институциональной системы в целом. Отход от единогласия и переход к процедуре квалифицированного большинства обусловил большую эффективность механизма принятия экономических решений в ЕС, способствовал энергичному запуску наднационального механизма экономической интеграции и обозначил тренд повышения уровня наднациональности всей системы ЕС. Использование наднационального механизма на ключевых направлениях экономической политики ЕС обнаружило корреляцию между интенсивностью применения наднационального механизма, результативностью политики и глубиной достигнутых форм интеграционного взаимодействия. Использование наднационального механизма способствовало также нарастанию экономической общности стран ЕС, формировалась их общая экономическая модель, что прослеживалось в общих целях, задачах, способах их достижения, инструментах, механизмах, принципах. Отличительной чертой общей модели стал наднациональный механизм, наличие которого приводило к наращиванию общих компонентов в интеграционном процессе.

Создание Валютного союза ЕС означало качественное изменение соотношения между национальными, межгосударственными и наднациональными элементами регулирования в ЕС в пользу наднациональных. Европейский Союз оказался единственной интеграционной группировкой мира, способной перейти к единой валюте. Наднациональный механизм стал опираться на фундамент с иным уровнем взаимосвязанности экономик и взаимозависимости экономических систем, и потому стал развиваться по другим законам, приближенным к законам развития внутренней экономики стран-членов. В этом его принципиальное отличие от прежней системы регулирования, которая включала лишь отдельные элементы наднационального механизма. Действие регулятивных норм могло отменяться или временно приостанавливаться. После перехода системы в иное качество, сбой в работе важных компонентов наднационального регулятивного устройства стал грозить ликвидацией выстроенной структуры как таковой. Механизм получил новое качество. Наднациональная единая валюта — евро превратилась в базовый элемент нового экономического фундамента Европейского союза.