DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 16.11.2010

Материалы

загрузка...

Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории, образования

Грачева Светлана Михайловна, 16.11.2010

 

Грачева Светлана Михайловна

отечественная художественная критика ХХ ВЕКА:

вопросы теории, истории, образования.

17.00.09. – Теория и история искусства

Автореферат

диссертации на соискание ученой

степени доктора искусствоведения

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре русского искусства Санкт-Петербургского

государственного академического института живописи, скульптуры и

архитектуры имени И.Е.Репина Российской академии художеств

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Ильина Татьяна Валерьяновна

доктор искусствоведения, профессор

Бабияк Вячеслав Вячеславович

доктор культурологии, профессор

Калашникова Наталья Моисеевна

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица

Защита состоится 18 февраля 2011 года в 16.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

Автореферат разослан ____ ноября 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат культурологии,

А.В.Карпов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования отечественной художественной критики ХХ века как предмета искусствознания обусловлена рядом следующих обстоятельств.

Во-первых, сложностью и противоречивостью критики как социально-художественного явления. С одной стороны, художник – это творец, который утверждается в сане «царя и господина» своих творений (Г.Гегель); с другой художник – объект критики, которая убеждает публику и художника, что рожденная им сущность не составляет с ним единого гармонического целого. Это побуждает исследовать критику как особый вид и форму саморефлексии искусства, где взаимоотношения художника публики и критика выступают в качестве важного фактора формирования и развития творческого процесса.

Во-вторых, наблюдается невероятный рост в ХХ веке роли и значения критики во всех сферах художественной жизни. Наряду с традиционно присущими критике идентификационной, нормативной, коммуникативной, аксиологической, целеориентационнной функциями, в наше время критика начала интенсивно выполнять также маркетинговую и другие рыночноориентированные функции.

В-третьих, отметим амбивалентное положение критики в системе художественной жизни общества и системе научного знания. С одной стороны, критика неразрывно связана с теорией и историей искусства, его философией, а также эстетикой, этикой, психологией, педагогикой и журналистикой. С другой – является неотъемлемой частью искусства. Наконец, наряду с различными социальными, экономическими, идеологическими и другими факторами, критика выступает как одно из важных условий развития искусства, поиска художником-творцом оснований самоидентификации.

В-четвертых, «критика» как онтологический и художественно-культурный феномен обладает многосложностью и полисемантичностью, что приводит к большому «разбросу» понятийно-содержательных, ассоциативно-образных и нормативных характеристик данного концепта, а также особенностей их проявления в контексте реального художественного процесса, что также требует специального осмысления. Критика исследует и оценивает явления современной художественной жизни, направления, виды и жанры современного искусства, творчество его мастеров и отдельные произведения, соотносит явления искусства с жизнью, с идеалами современной эпохи.

В-пятых, существование критики не только является реальным фактом художественной жизни, но и свидетельствует об исторически устойчивом характере данного феномена как формы общественного сознания, вида художественно-аналитического творчества. Однако адекватное объяснение данному факту в контексте современной культурной ситуации пока не дано.

Наконец, критика представляет собой уникальное социально-художественное явление, которое тесно связано с жизнедеятельностью личности, социальных групп, общества в целом и самым непосредственным образом затрагивает их интересы. Показателями универсальности и непреходящей значимости критики являются давность её возникновения, связь с различными науками и проникновение в новые области знания.

Критика выступает как важный гносеологический инструмент в сфере искусства. В то же время изучение самого этого «инструмента» несет в себе значительную актуальность, поскольку его точность, объективность и другие параметры зависят от степени социальной ответственности, искусствоведческой компетентности, парадигмальных основ критики, ее философской и культурной обусловленности изученных пока явно недостаточно.

Таким образом, проблема диссертационного исследования определяется противоречиями между:

а) кардинальными изменениями, происходившими в социально-политической, экономической, культурной жизни России в ХХ веке, затронувшими как художественную жизнь, так и критику, с одной стороны и степенью осмысления этих процессов со стороны истории и теории искусства;

б) наличием мощнейшего накопленного потенциала отечественных критических исследований ХХ века и недостаточной востребованностью их как эстетической и методологической основы современного искусства.

в) острой необходимостью российской системы искусствоведческого и в целом художественного образования во всестороннем комплексном изучении отечественной художественной критики на базе истории и теории искусства ХХ века как важного условия обеспечения качества соответствующего направления подготовки специалистов, и явной недостаточностью такого рода исследований

г) весьма высоким профессионализмом элитарного круга искусствоведов и художников, занимающихся разными аспектами художественно-критической деятельности, и вопиющим дилетантизмом многих представителей прессы, телевидения и других медиа, именующих себя критиками и оказывающих влияние на аудиторию через публикации в различных изданиях.

Исследование проблем художественной критики невозможно без изучения истории и теоретической основы самого искусства. Также как и исследование искусства, неразрывно связано с художественной критикой, поскольку она является частью художественного процесса, фактологической базой самого искусства. Критика переводит в вербальную форму то, о чем искусство говорит образами, одновременно выстраивая систему художественных и культурных ценностей. В силу этого художественная критика является предметом искусствоведческого анализа, особенно если рассматривать её в контексте развития современного ей искусства. Творческая её составляющая в художественном процессе и художественной жизни общества чрезвычайно важна и исследование этой составляющей несомненно актуально.