DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 16.06.2008

Материалы

загрузка...

Реформирование институтов народного представительства в украине (1991-2007 гг.): конституционно-правовое исследование

Никонова Людмила Ивановна, 16.06.2008

 

- исследование истоков национальных традиций местного народного представительства в Украине;

- анализ конституционно-правовых форм народного представительства в

- раскрытие особенностей конституционной институционализации общегосударственного народного представительства в Украине;

- рассмотрение роли конституционных традиций и новаций в обновлении системы местного народного представительства в Украине;

- выявление конституционно-правовых проблем преобразования и защиты институтов народного представительства в современной Украине.

Объектом исследования явилась совокупность конституционно значимых общественных отношений, складывающихся в Украине по поводу учреждения, функционирования, развития и совершенствования общегосударственного и местных народно-представительных органов.

Предмет диссертационного исследования составили нормы права, определяющие народно-представительный характер Верховной Рады, Верховной Рады Автономной Республики Крым, представительных органов территориальных громад сел, поселков, городов, регулирующие порядок их формирования и деятельности в контексте реализации конституционного принципа разделения властей, оптимизации избирательной системы, с учетом международных норм, принятых в данной сфере.

Методологической основой исследования послужила базирующаяся на применении всеобщих принципов научного познания (объективности, всесторонности, полноты исследования) и общенаучных методов познания (анализ, синтез, системно-структурный подход, индукция и др.) система способов и приемов изучения правовых явлений. В ходе исследования применены специальные (системный) и частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический). Так, системный метод применялся для анализа государственно-правовых явлений в части учреждения, становления и оптимизации конституционной модели народного представительства в Украине, реализации и развития ее различных форм в процессе становления Украинской государственности и на современном этапе. При исследовании вопросов, находящихся на стыке отраслевых юридических наук, использовался междисциплинарный подход. Применение данных методов позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостно и всесторонне.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в раскрытии правовых факторов, повлиявших на формирование концепции народного представительства в Украине, в периодизации его развития в контексте становления Украинской государственности; в выявлении критериев отнесения органа к категории представительных и уточнении понятия органа народного представительства; в раскрытии особенностей современного конституционно-правового содержания народного представительства в Украине и осуществлении классификации его форм. Наряду с этим, показана необходимость введения дополнительных конституционных гарантий функционирования представительных институтов в Украине.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие положения и выводы, выносимые на защиту и содержащие элементы научной

На основе анализа доктринальных и правовых источников выявлены детерминанты развития идей общегосударственного и местного народного представительства в Украине, к которым относятся глубокие исторические корни Украинской государственности; концептуальная опора на идеи просветителей XVII-XIX вв.; влияние воззрений преимущественно российских и западно-европейских ученых; сочетание новых модернизированных концепций и традиционных исторических трактовок как отправных положений для дальнейшего видоизменения.

Автором показано, что в Украине, как и иных постсоветских республиках, в период 1991-2007 гг. правовое регулирование форм народного представительства осуществлялось как с помощью постоянно трансформирующихся норм законодательных актов советского периода, так и новых конституционно-правовых актов. На этом процессе сказывались острые научные дискуссии относительно модели и системы народного представительства, механизмов представительства меньшинства, властного соотношения представительных и исполнительных органов.

Диссертантом обосновано, что предпринимаемые в Украине усилия по адаптации конституционных норм советского периода к новым общественно-политическим условиям не смогли устранить противоречий во взаимодействии избираемых органов власти. Временный выход был найден путем принятия 8 июня 1995 г. Конституционного договора между Верховной Радой и Президентом Украины, которым были определены основные задачи организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине вплоть до принятия новой Конституции Украины.

Автором диссертации сделан вывод о том, что Конституция Украины 1996 г. в части закрепления основ народного представительства на государственном и местном уровнях сохранила прежние противоречия и не избежала новых. Последовавшее за этим принятие законодательства, конкретизирующего порядок формирования Верховной Рады Украины, статус ее депутатов, организацию и деятельность представительных органов местного самоуправления, не только воспроизводило, но и усиливало заложенные Основным Законом Украины противоречия. Именно на их разрешение были направлены изменения Конституции Украины, принятые Законом от 8 декабря 2004 г. Однако они не достигли желаемого результата. Дальнейшие поиски механизмов стабилизации отношений между главой государства и ведущими парламентскими партиями привели к принятию в августе 2006 г. Универсала национального единства, представляющего, по мнению диссертанта, политический договорный акт, хоть и определяющий политическую систему Украинского государства, но не могущий заменить правового регулирования формы правления.

Исходя из анализа политико-правовой реальности современной украинской государственности, автором исследования уточнено понятие «орган народного представительства», под которым предложено понимать организационно обособленный, внутренне структурированный, коллегиальный орган публичной власти, имеющий ограниченную территориальную юрисдикцию и наделяемый населением на основе всеобщего избирательного права нормативно-закрепленными полномочиями принимать акты учредительного характера.

Опираясь на действующее конституционное законодательство, автор диссертации раскрыл специфику конституционной модели народного представительства в Украине, состоящую:

– в выделении трех законодательно закрепленных уровней представительства народа, что не является характерным для унитарного государства;

– в установлении особых принципов статуса органов народного представительства (принцип «входного императивного мандата», принцип конституционно-вмененной самоорганизации, принцип сочетания первичного и консолидированного представительства интересов населения на местном

– во введении оригинальных конституционных парламентских институтов (институт Присяги народных депутатов; институт коалиции парламентского большинства);

– в применении нетрадиционных конституционных механизмов антикризисной направленности (Конституционный договор 1995 г., посредством которого удалось удержать определенную стабильность верховной власти вплоть до принятия Конституции Украины 1996 г); Универсал национального единства 2006 г., через который предпринята попытка связать воедино политические итоги президентских и парламентских выборов и формирование Кабинета Министров Украины).

С учетом анализа соответствующих положений Конституции Украины, выделены критерии и на их основе осуществлена классификация конституционных органов народного представительства. Они различаются: по уровню публичной власти (государственный и местные); по природе представительства (первично-представительные, консолидировано-представи-тельные); по масштабу представительства (общенародный, крымско-автоном-ный, областные, районные, громадянские); по территориальной юрисдикции (общегосударственный, автономно-республиканский, областные, районные, городские, городов Киев и Севастополь, поселковые, сельские).

Диссертантом выявлены особенности конституционной институционализации общегосударственного народного представительства в Украине. Согласно Конституции Украины 1996 г. (с изм. 2004 г.), эти особенности касаются:

правового статуса Верховной Рады (она определена органом законодательной власти без указания на ее представительный характер);

правового статуса депутатов Верховной Рады (вступление депутата в должность опосредовано обязательным принесением присяги);

правовой основы деятельности Верховной Рады (порядок ее работы устанавливается Конституцией Украины и «законом» о ее регламенте);

внутренней организации Верховной Рады (учрежден конституционный императив формирования коалиции депутатских фракций).

Исходя из этого, диссертантом сделан вывод о том, что в процессе конституционного реформирования в Украине допущены серьезные отступления от принципов конституционализма в части ограничения существенных признаков парламента как общенационального органа народного представительства.

В диссертационной работе представлены конституционные особенности статуса Верховной Рады Автономной Республики Крым. Согласно Конституции Украины, она является единственным конституционным органом, прямо отнесенным именно к представительным. При этом, имея полномочие принимать Конституцию Республики, она не вправе в пределах своих полномочий осуществлять законодательное регулирование. Несмотря на двойственность правового статуса Верховной Рады Автономной Республики Крым, автор считает возможным причислить ее к государственным, а не к местным, органам народного представительства.

Автором диссертации раскрыто, что развитие местного народного представительства в Украине обусловлено:

традициями вечевого, казацкого, старшинского, городского управления, определившими выбор форм местного народного представительства;

опытом реформирования местного самоуправления в период пребывания Украины в составе Российской Империи;

принципами советского строительства;

практикой реализации принципов ратифицированной без оговорок Европейской хартии местного самоуправления с учетом национальных закономерностей.

Анализ современной конституционной теории и практики позволил автору диссертации сделать вывод о том, что созданию благоприятных условий развития местного народного представительства будут способствовать: внедрение самоуправления на районном и областном уровнях; надлежащее законодательное урегулирование компетенции местных государственных администраций; проведение четкого размежевания компетенции исполнительных органов местных рад и соответствующих местных государственных администраций; расширение финансовой базы местного самоуправления; четкое урегулирование вопросов муниципальной собственности.

Научная и практическая значимость результатов диссертационного исследования выражаются в комплексном раскрытии конституционной концепции народного представительства в Украине 1991-2007 гг., а также в выявлении особенностей конституционной модели данного института.

Материалы диссертационного исследования, теоретические выводы и рекомендации могут быть полезны в дальнейших научных разработках проблем народного представительства, в том числе для оптимизации его конституционно-правовых основ, совершенствования институционализации и в Украине, и в иных государствах постсоветского пространства.

Содержащиеся в диссертации фактологические сведения и обобщения могут быть использованы при подготовке научных трудов, учебных пособий, в преподавании таких учебных дисциплин, как «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Теория государства и права», ряда смежных правовых и гуманитарных дисциплин, в преподавании спецкурса «Институты народного представительства в Украине».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждены на предметно-методическом семинаре кафедры международного права и государствоведения юридического факультета Белгородского государственного университета, на заседании кафедры украиноведения Белгородского государственного университета, одобрены и рекомендованы к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в опубликованных научных статьях, представлены на международном научном конгрессе «Государственное управление и местное самоуправление» (Харьков, Харьковский региональный институт Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, 26 февраля 2005 г.), на VIII Международной научно-практической конференции «Современное российское законодательство: законотворчество и правоприменение» (Москва, МГУ, 7-8 декабря 2007 г.), на региональных и внутривузовских конференциях и семинарах по современным проблемам народного представительства.

Структура диссертации обусловлена логикой развития проблемы, сообразна цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка использованных правовых источников и научной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ