DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Экономические проблемы современной системы образования в КНР

Гулева Мария Александровна, 16.04.2015

 

ГУЛЕВА Мария Александровна

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР

Специальность 08.00.14 – Мировая экономика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2015

Работа выполнена на кафедре экономики и экономической географии Института стран Азии и Африки Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Гельбрас Виля Гдаливич

(Институт стран Азии и Африки

МГУ имени М.В.Ломоносова)

Официальные оппоненты - доктор экономических наук, профессор

Карлусов Вячеслав Всеволодович

(Московский государственный институт международных отношений (МГИМО Университет)

- кандидат экономических наук

Ушаков Игорь Владимирович

(Институт Дальнего Востока РАН)

Ведущая организация - Национальный исследовательский университет  «Высшая Школа Экономики», Факультет мировой экономики и мировой политики

Защита диссертации состоится « » _____________ 2015 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 002.030.01 при ФГБУН Институте Африки РАН по адресу: 123001, г.Москва, ул. Спиридоновка, д.30/1, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБУН Института Африки РАН: http://www.inafran.ru/

Автореферат разослан «___» ____________ 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

Кандидат экономических наук Маценко И.Б.

© 2015.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Образование чрезвычайно важно для социально - экономического развития любого государства. Для современного Китая подготовка населения, способного обеспечить не только высокие темпы роста, но и улучшение его качественных характеристик, приобрела решающее значение.

Решение проблемы повышения качества образования выходит далеко за рамки организации собственно учебного процесса. Для повышения эффективности функционирования системы образования необходимо объединение достижений всех областей политики, экономики и науки.

На протяжении всего периода «реформ и открытости» приоритетом для руководства КНР оставалось поддержание высоких темпов роста экономики, что позволяло стране конкурировать в условиях глобализации. Социальной сфере не уделялось достаточно внимания. Развитие Китая базировалось на двух «китах» – максимальных капиталовложениях и экспортной ориентации экономического развития. Мировой кризис подтолкнул руководство страны к осознанию необходимости смены модели экономического развития и быстро развивать внутренний рынок. Потребовалось оживить третьего «кита» – внутреннее потребление.

Модернизировать модель развития без изменений в системе образования невозможно. С учетом новых потребностей государства необходимым шагом стало преобразование школ и высших учебных заведений. Китай становится государством, обладающим самой многочисленной и грамотной рабочей силой. Власти КНР провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.

При выборе новой стратегии руководство Китая рассматривает образование как фактор, способствующий политической стабильности и рациональному использованию стратегических ресурсов для достижения краткосрочного и долгосрочного эффекта в экономическом развитии государства. Перед страной стоит сложная задача – создать эффективную систему образования, благодаря которой качественное обучение сможет базироваться на многовековой и многонациональной культуре. С подобной масштабной задачей не сталкивалось еще ни одно государство.

В связи с этим, выбор темы исследования обусловлен тем обстоятельством, что от успеха модернизации системы образования в Китае во многом зависят перспективы дальнейшего развития страны.

Степень разработанности научной проблемы. Проблемы, связанные с развитием системы образования в КНР, длительное время не были в фокусе внимания отечественного китаеведения.

Значительную лепту в изучение данного направления внесла д.и.н. Боревская Н.Е. Ею впервые было проведено глубокое исследование системы образования, явившееся обстоятельной исторической работой.

В 2006 г. данный сюжет получил новый импульс в совместном компаративном исследовании российских и китайских специалистов, целью которого стал бинарный сравнительный анализ образовательных реформ России и Китая. Руководители данного проекта (В.П, Борисенков, Н.Е.Боревская – с российской стороны; Чжу Сяомань – с китайской стороны) проанализировали процессы модернизации образовательных сфер двух стран. Однако пока этот проект остался, по сути, единственным исследованием, осуществленным в отечественном востоковедении.

В диссертации рассматривается роль и место образования в социально-экономическом развитии страны. Исследование осуществлялось на базе изучения широкого круга статистических материалов, нормативных документов, докладов, комментариев, разработок профильных центров Академии наук Китая. Проанализированы научные публикации российских, китайских и зарубежных авторов.

Поиск материалов по данной тематике был сопряжен с рядом сложностей, в том числе достаточной закрытостью этой сферы. Правительство КНР в большей степени освещает достигнутые успехи, но не проблемы и трудности. Имеющиеся сборники, «синие» книги Академии общественных наук КНР, отчеты китайских госструктур о развитии образования в КНР лишь частично проливают свет на имеющиеся в данной сфере проблемы. Найти детальные данные порой не представлялось возможным.

Для изучения процесса развития образовательной системы продуктивным было привлечение специализированных работ, посвященных социальным и экономическим аспектам развития КНР. Огромную ценность для изучения методологии исследования, а также анализа современной социально-экономической ситуации в КНР представляют работы Гельбраса В.Г, Карлусова В.В., Ушакова И.В., Фридмана Л.А., Мельянцева В.А., Попова В.В., Портякова В.Я., Бергера Я.М., Ларди Н. и др.

Лучшему пониманию общецивилизационного и исторического контекста процессов модернизации Китая, устройства и функционирования социальной сферы послужили труды отечественных китаеведов Меликсетова А.В., Малявина В.В. и др.

В диссертации автор опирался и на современные исследования в области инновационной экономики. В числе учёных, внесших вклад в разработку этой тематики, – Мильнер Б.З., Вардомский Л.Б., Ленчук Е.Б., Сильвестров С.Н., Макаров В.Л. и др.