DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования

Лопасова Елена Владимировна, 16.04.2015

 

ЛОПАСОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата педагогических наук

Майкоп 2015

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент

Дёмкина Елена Владимировна

(ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Официальные оппоненты: Филиппов Юрий Владимирович

доктор педагогических наук, профессор / профессор кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Липилина Елена Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент / начальник учебного отдела ФГБОУ ВПО «Технологический институт сервиса (филиал Донского государственного технологического университета в г. Ставрополе)»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Защита состоится 19 июня 2015 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» и на сайте ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» HYPERLINK "http://www.adygnet.ru" http://www.adygnet.ru .

Текст автореферата и диссертации размещен на официальном сайте ВАК РФ: http://vak.ed.gov.ru 19 апреля.

Автореферат разослан 19 мая 2015 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Дёмкина Елена Владимировна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Процессы модернизации системы дополнительного образования в России предъявляют определенные требования к условиям образовательной деятельности и подчеркивают необходимость формирования у обучающихся художественно-творческого мышления как основной способности юного художника. В связи с этим художественное образование необходимо ориентировать на формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков обучающихся, которые должны быть готовы к самореализации, творческой самостоятельности и самоопределению.

Ведущие зарубежные и отечественные ученые в своих работах подчеркивают, что успешность современного человека обусловливается степенью готовности к самостоятельному творческому решению социальных и профессиональных задач (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин, П.М. Якобсон, Дж. Ниренберг и др.). Творческое мышление рассматривается авторами как детерминант, обеспечивающий эффективность жизнедеятельности, как одна из стержневых способностей, качеств личности, выражающаяся в специфической направленности мышления и проявляющаяся в специфических умениях.

Следует отметить, что педагогической наукой накоплен обширный материал по развитию художественно-творческого мышления (Н.Н. Волков, Л.Б. Ермолаева-Томина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.В. Свешников, Е.В. Шорохов и др.), но вопросы формирования композиционного мышления у юных художников в системе дополнительного образования не получили полного отражения в научных исследованиях. В частности, недостаточно полно определены сущность, содержание и структура композиционного мышления, в существующих методиках его формирования не в полной мере учитываются современные образовательные подходы, не выявлены критерии и условия, обеспечивающие эффективность данного процесса. Данной проблеме, представляющей научный интерес для теории и практики, долгое время не уделялось должного внимания в системе дополнительного образования.

Таким образом, потребность в формировании композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования очевидна и предполагает поиск новых путей повышения эффективности данного процесса.

Анализ научно-исследовательских трудов известных философов (Платон, Аристотель, В.Ф. Асмус, Г.-В.-Ф. Гегель, И.А. Ильин, И. Кант, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Г.В. Беда, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, С.А. Гавриляченко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Л.Г. Медведев, В.А. Сластенин, И.С. Каширин, Е.В. Шорохов, В.С. Щербаков и др.) и т.д. позволяет предположить, что психологические, физиологические и интеллектуальные особенности творческой личности требуют современного подхода к формированию художественно-творческих способностей у обучающихся, что предопределяет необходимость выявления научных основ формирования композиционного мышления.

Степень разработанности проблемы основывается главным образом на изучении психологических аспектов теории креативности (А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, Е. Торренс и др.); на изучении идеи применения возможностей дидактического процесса для активизации творческого потенциала личности (Г.А. Китайгородская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, А.Н. Утехина и др.), на изучении вопросов стимулирования творческой активности, концепций формирования мышления личности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, С.Н. Бегидова, С.А. Хазова, З.А. Муртазова и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, З.К. Меретукова, М.Н. Скаткин и др.).

Юным художникам необходимо обладать наблюдательностью, способностями анализировать и обобщать явления окружающей действительности, уметь выражать их через художественные образы для последующего создания на высоком уровне авторских произведений в графических, живописных, декоративных материалах. В современной гуманистической парадигме образования сущность учебно-воспитательного процесса видится не только в целенаправленном формировании личности в соответствии с выбранным идеалом, но и в большей степени в создании условий для творческого саморазвития.

Анализ существующей практики обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования показал, что вопросы теории и методики формирования композиционного мышления в настоящее время недостаточно изучены, что снижает качество учебного процесса в сфере изобразительного искусства. В настоящее время недостаточно разработаны теоретико-методологические основы формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования.

Таким образом, констатируются противоречия между:

- объективной потребностью в повышении качества обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования в условиях современных требований и существующими в данной системе традиционными подходами;

- необходимостью формирования композиционного мышления как детерминанта художественно-творческой мыслительной деятельности субъекта и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ организации данного процесса.

Неразрешённость этих противоречий определило выбор темы диссертационного исследования и позволило сформулировать проблему: каковы теоретико-методологические основы формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования?

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в сфере изобразительного искусства.

Предмет исследования: процесс формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования композиционного мышления обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования будет эффективным, если:

- композиционное мышление будет рассматриваться как важное качество художника, отражающее его творческие и мотивационно-ценностные характеристики, обеспечивающее эффективное создание новых произведений;