DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


УСЫНОВЛЕНИЕ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Садеева Гузель Миназымовна, 16.04.2015

 

Садеева Гузель Миназымовна

УСЫНОВЛЕНИЕ КАК формА устройства детей, оставшихся без попечения родителей: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Казань – 2015

Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Защита состоится 19 июня 2015 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.081.26 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г.Казань, ул.Кремлевская, д.18, ауд.335.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и на сайте htpp://www.kpfu.ru

Автореферат разослан «___» _________ 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент Г.Р. Хабибуллина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Семья играет важную роль в жизни любого человека, и особенно в жизни ребенка. Воспитываясь в семье, дети осознают, как складываются те или иные внутрисемейные отношения, у них формируется определенное мировоззрение на жизнь. В семье закладываются основы общественного поведения, формируются социальные идеалы, происходит становление ребенка как личности, его социализация в обществе.

Семья в Российской Федерации находится под защитой государства, что установлено ст.38 Конституции РФ. Государство и общество в целом заинтересованы в том, что семьи были стабильными, полными, материально обеспеченными и богатыми духовно. В таких семьях дети будут наиболее качественно обеспечены должным воспитанием, содержанием и образованием. В соответствии с п.1 ст.1 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Согласно п.2 ст.54 CK РФ естественным правом ребенка является право жить и воспитываться в семье.

HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=7613B55F6B5EF74A08E3CD088AB9BB0D3A12810879 1C0D803A2E15UEo3K%20" Конвенция ООН о правах ребенка, СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. В установленных случаях государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейного воспитания. Положения, провозглашенные Конвенцией ООН о правах ребенка и воспринятые российским законодательством, устанавливают приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с практикой передачи их в детские специализированные учреждения, что, прежде всего, отвечает интересам ребенка и общества. Среди форм семейного воспитания детей законодатель отводит приоритетную роль усыновлению (удочерению).

В настоящее время в Российской Федерации сложилась непростая ситуация, приводящая к росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. Из них лишь небольшой процент это дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности, т.е. эти дети являются сиротами при живых родителях. Из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотиками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие, а это приводит к тому, что растет число детей, у которых нет условий для хорошего, должного воспитания, растет число безнадзорных детей.

Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей – социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах. Отобрание ребенка из кровной семьи, лишение родителей родительских прав, их ограничение в родительских правах стали самыми распространенными инструментами политики разрушения семьи и как следствие - воспроизводства социального сиротства.

Полагаем, нужно стремиться к тому, чтобы усыновление стало действительно приоритетной формой устройства ребенка в семью. Но для этого нужны не только пропагандистские лозунги, но и реальные действия.

Государственная социальная политика Российской Федерации направлена на укрепление в сознании общественности идеи о необходимости устройства ребенка не в государственное учреждение, а в семьи тех людей, которые могли бы осуществлять функции родителей, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные проблемы и трудности, о чем свидетельствует принятая «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», направленная на защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же ряд других нормативных актов, принятых за последний период в нашей стране.

Бесспорно, наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновление (удочерение) является одним из самых древнейших правовых институтов и существует во всех современных странах.

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена рядом факторов. Следует обратить внимание на сложившеюся тенденцию в современной России, что развитие нормативно-правовой базы процесса усыновления (удочерения) происходит под влиянием большого количества обстоятельств (факторов), как например экономических, политических, социальных, психологических. Полагаем, что институт усыновления ребенка находится сегодня под пристальным вниманием гражданского общества, формирующегося в Российской Федерации.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества в нашей стране, соблюдение интересов ребенка является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития.

Законодатель много внимания уделяет вопросам усыновления, действует судебный порядок усыновления детей, предусмотрены новые правила досудебной процедуры выявления и учета детей, подлежащих усыновлению, уточнены условия, при которых допускается усыновление, предполагается изменение норм в отношении обеспечения тайны усыновления, последствий усыновления (удочерения) и его отмены.

К сожалению, до сегодняшнего дня законодательно не установлено понятие усыновления (удочерения), предметом научной дискуссии является его правовая природа и место данного правового института в системе семейного права как самостоятельной отрасли права.

Также следует отметить, что вопрос усыновления становится еще более актуальным в силу того, что международно-правовое регулирование усыновления российских детей иностранными гражданами является сегодня одним из острых вопросов. Существующие законы неоднозначно оцениваются в российском обществе, действующих норм явно недостаточно для осуществления эффективного контроля над детьми, усыновленными иностранцами.

На территории Ульяновской области активно развивается такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей как усыновление. На протяжении нескольких лет растет доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью и сокращается доля детей, проживающих в институциональных учреждениях. Так, по состоянию на 01.01.2014 в семьях граждан, включая все формы семейного устройства, воспитывается 5025 детей, что составляет 82,17% от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 1304 усыновленных ребенка (до 18 лет), в 2012 - 80,1% ,2011 - 79,3%.

Наблюдается положительная динамика в усыновлении детей. Так, число усыновлений в 2012 году в Ульяновской области возросло на 39 % по сравнению с 2011 годом, тогда как в некоторых регионах Приволжского федерального округа наблюдается тенденция снижения числа усыновленных, например, Пензенская область – на 38%, Саратовская область – на 11,35%.

В 2013 году в связи с ключевыми изменениями в законодательстве по исполнению Указа Президента РФ № 1688 усыновлен 51 ребенок из детских домов и школ-интернатов. Следует особо отметить, что в Ульяновской области с 2009 года нет ни одного случая усыновления ребенка иностранными гражданами.

Говоря о семейных формах воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, следует особо подчеркнуть, что институт усыновления, в современной российской правоприменительной практике претерпевает базовые изменения, которые направлены на устройство российских детей в семьи российских усыновителей. Можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации наблюдается переориентация в подходе к субъектам усыновления, имеет место развитие именно отечественного усыновления, а не международного, что абсолютно обоснованно.

Усыновление всегда было предпочтительной формой устройства для ребенка, оставшегося без попечения родителей, которое способствовало полноценному развитию ребенка, его адаптации в обществе через семью. Ведь именно посредством усыновления у ребенка появляется возможность для его развития в семье, приобретения им имущественных прав и обязанностей по отношению к новым родителям.

Несмотря на достаточную разработанность темы в науке семейного права, ее исследование не теряет своей актуальности, так как за последние два-три года в семейное законодательство было принято достаточно большое число изменений, касающихся усыновления как формы устройства детей, оставшегося без попечения родителей. Вместе с тем, до сих пор существуют пробелы и противоречия, а отсутствие единого мнения о путях их разрешения требует их всестороннего и глубокого изучения.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании системы теоретических положений об усыновлении (удочерении) как форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства об усыновлении (удочерении).