DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 16.04.2012

Материалы

загрузка...

Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование)

Пауль Алексей Георгиевич, 16.04.2012

 

ПАУЛЬ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

(БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Специальность: 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право

Автореферат диссертации на соискание учёной степени

доктора юридических наук

Воронеж – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования

"Воронежский государственный университет"

Научный консультант – доктор юридических наук, профессор

Сенцова (Карасёва) Марина Валентиновна

Официальные оппоненты: Крохина Юлия Александровна,

доктор юридических наук, профессор, ФБУ

"Государственный научно-исследовательский

институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации", заместитель директора

Селюков Анатолий Дмитриевич,

доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет", заведующий

кафедрой административного и финансового права

Матненко Александр Сергеевич,

доктор юридических наук, доцент, ФГБОУ

ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского", доцент кафедры

государственного и муниципального права

Ведущая организация – ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"

Защита состоится 24 мая 2012 года в 11 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.038.04 при ФГБОУ ВПО "Воронежский

государственный университет" по адресу: 394006, г. Воронеж, пл. Ленина, 10-а, корпус 9, ауд. 610.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный университет".

Автореферат разослан ___ апреля 2012 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета В. А. Ефанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Бюджет как фонд денежных средств имеет своим предназначением финансовое обеспечение задач и функций государства (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образований. За счёт бюджетных средств покрывается подавляющее большинство государственных и муниципальных расходных обязательств. В то же время осуществление расходов возможно лишь при условии полного и своевременного поступления в бюджет доходов. В связи с этим определяющая роль в стабильности бюджетных отношений отводится достоверному прогнозированию доходов бюджетов и их качественному администрированию. Это залог дальнейшего полного и своевременного осуществления расходов бюджетов и, как результат, бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.

Проблема формирования доходов бюджетов охватывает и иной аспект. С юридической точки зрения в рамках отношений по формированию доходов бюджетов осуществляется взаимодействие бюджетного права с налоговым правом, институтом неналоговых доходов, нормами и институтами, регулирующими уплату безвозмездных поступлений. Надёжность и непротиворечивость "увязки" указанных подотраслей, качество регулирования складывающихся здесь отношений оказывают непосредственное влияние на права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и плательщиков других доходов бюджетов. Наличие в данной сфере пробелов и нерешённых вопросов способно повлечь нестабильность во взаимоотношениях государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов, социальную напряжённость в обществе.

Федеративный характер Российского государства, а также самостоятельность местного самоуправления обуславливают всю сложность бюджетно-правового регулирования отношений по формированию доходов бюджетов. Требуется создание чётких и гибких механизмов эффективного распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Специфика распределения доходов в Российской Федерации связана с тем местом, которое занимает сама Федерация в этом процессе. С учётом существующего неравенства в экономическом и социальном развитии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российская Федерация вынуждена занять центральное место в перераспределении доходов между бюджетами. Необходимо соблюдение конституционных гарантий самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Важность изложенных вопросов подтверждается многочисленными программами, направленными на совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации, обсуждением соответствующих проблем на самом высоком государственном уровне.

Несмотря на значимость отношений по формированию доходов бюджетов, уровень их правовой регламентации не достаточно высок. Большинство положений, регулирующих эти отношения, закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. В Бюджетном кодексе РФ содержится лишь несколько норм, непосредственно определяющих механизмы движения бюджетных средств в процессе исполнения бюджетов по доходам.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, с одной стороны, о значимости отношений по формированию доходов бюджетов, с другой – о существующих проблемах в их правовом регулировании. В связи с этим представляется целесообразным проведение комплексного исследования данных отношений с позиций теории бюджетного права.

Состояние научной разработанности темы диссертационного исследования. Вопросы о доходах бюджетов в той или иной мере привлекали внимание учёных давно, ибо именно необходимость утверждения доходов бюджетов законодательными (представительными) органами стала причиной появления самого бюджета. Основные положения о доходах бюджетов начали формулироваться ещё в Англии.

Значительный вклад в развитие отечественной науки о доходах бюджетов внесли дореволюционные российские исследователи: А. В. Лебедев, И. Х. Озеров, М. И. Сперанский, И. Т. Тарасов, И. И. Янжул, Л. Н.  Яснопольский и др. В советские годы вопросами доходов бюджетов занимались В. В. Бесчеревных, М. И. Пискотин, С. Д. Цыпкин, Н. И. Химичева и др. Многие положения о доходах бюджетов, сформулированные этими учёными, продолжают оставаться актуальными и сегодня.

В современный период развития науки финансового права центр изучения отношений, связанных с поступлением доходов в бюджеты, смещён в сторону налогового права. Здесь имеется большое количество работ, посвящённых как общим вопросам, так и особенностям исчисления и уплаты отдельных видов налогов и сборов. Однако бюджетно-правовому регулированию формирования доходов бюджетов уделяется значительно меньше внимания. Можно лишь отметить некоторые диссертационные исследования отдельных вопросов, связанных с доходами бюджетов, авторами которых являются Е. М. Алексеев, А. Р. Батяева, С. Я. Боженок, В. А. Карасёв, А. Э. Лоскутов, Р. М. Мутушев, И. В. Петрова, Е. А. Федина, К. Ю. Чуловский и др.

Тем не менее, комплексного рассмотрения бюджетно-правовых отношений по формированию доходов бюджетов не предпринималось. Тогда как в настоящее время – в связи с серьёзными изменениями в политической и экономической системе страны, появлением новых подходов в правовом регулировании общественных отношений – необходимы новые разработки, которые бы отвечали реалиям времени.