DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия

Морозова Ирина Леонидовна, 16.01.2010

 

0 1 2 3 Прим.

оральный праксис

проекция локализации прикосновений

перечеркнутые изображения

сюжетные картинки

сколько раз я стучу

постучи как я

проба на слухоречевую память (2*3)

В результате проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий по данным ЭЭГ-картирования отмечались корреляты улучшения психофизиологической пластичности коры головного мозга и изменения, свидетельствующие об улучшении тормозной функции префронтальных отделов коры. Полученная положительная динамика изменений показателей спектрального анализа в результате лечебно-реабилитационных мероприятий позволяет рассматривать когнитивный дефицит у детей группы А как результат нарушения нейрональной пластичности из-за длительного воздействия патогенных факторов, а также указывает на возможную обратимость выявленных нарушений. Однако отсутствие динамических изменений медленных форм активности в передних зонах коры, отражающих дисфункцию стволово-диэнцефальных структур, может рассматриваться как показатель стойких нарушений.

Полученные данные объективно подтверждают выявленную при нейропсихологическом исследовании положительную динамику психических функций у детей группы А. При этом значимые и приближающиеся к норме изменения выявлены в перцептивных функциях (тактильное, соматогностическое, зрительное восприятие), локализующихся в теменно-затылочных зонах КГМ. Изменения выполнения двигательных проб, в меньшей степени приближенные к нормальному уровню, подтверждают незрелость лобно-теменных зон коры, а характер изменений может являться показателем наличия стойких нарушений на стволово-диэнцефальном уровне.

В 6 главе представлено обсуждение полученных результатов.

Анализ экспериментального материала позволил выделить как общие для всех обследованных групп детей с ЗПР характеристики психических функций, так и ряд их особенностей, присущих детям, проживающим на ТЭН. Среди общих характеристик определилась несформированность мнестических, пространственных и мыслительных функций, что согласуется с данными исследований ВПФ у детей с ЗПР (Марковская, Певзнер, Манелис, Мамайчук).

У детей, проживающих на ТЭН Забайкалья, в структуре ЗПР установлено достоверное снижение двигательных функций, серийной и кинестетической организации речи и связанных с ними зрительных и слуховых процессов на фоне общей истощаемости психической деятельности.

Указанный синдром характеризуется:

несформированностью двигательных функций (всех видов праксиса и его серийной организации), что проявляется в трудностях тонких дифференцировок движений, их резкости, неловкости, нарушении плавности, силы и координации, в трудностях переключения и автоматизации двигательных программ, а также в невозможности одновременных движений обеими руками, уподоблении движений, их изолированности;

нарушением серийной и кинестетической организации речевой деятельности (трудности переключения с одной фонемы на другую, нарушения, слухомоторных координаций);

нарушением зрительных и слуховых функций (ошибки распознавания незавершенных изображений, трудности воспроизведения звуков, ритмических структур);

общей аспонтанностью, инактивностью, инертностью, истощаемостью психической деятельности.

В основе описанных нарушений - дисфункция стволово-диэнцефальных структур с влиянием на корковые, преимущественно лобно-теменные области. Данные нейрофизиологических и нейроиммунных исследований подтверждают незрелость указанных структур, а также свидетельствуют о нарушении нейрональной пластичности в виде усиления нейродеструктивных и снижения нейрорепаративных процессов (что выступает в качестве патофизиологического механизма выявленных мозговых дисфункций).

По результатам обобщения полученных данных, предложена схема, отражающая некоторые механизмы функциональной незрелости ГМ у детей, проживающих на

На основании всей совокупности результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. У дошкольников с ЗПР, проживающих на ТЭН, обнаружено снижение темпа формирования психических функций, а также ряд симптомов, свидетельствующих о несформированности многих звеньев психических функций, являющихся более зрелыми и сохранными у детей с ЗПР из относительно благополучных зон.

2. У дошкольников с ЗПР, проживающих на ТЭН, установлено достоверное снижение двигательных функций, серийной и кинестетической организации речи и связанных с ними зрительных и слуховых процессов на фоне общей истощаемости психической деятельности, которое определяется функциональной незрелостью корковых и стволово-подкорковых областей ГМ, подтверждаемой данными нейрофизиологического исследования.

3.Структура интеллектуальных нарушений, фиксируемых на психометрическом уровне в значительной мере определяются несформированностью моторных, а также речевых функций, зрительного гнозиса, мнестических процессов, что подтверждено анализом корреляции данных нейропсихологического и психометрического исследований.

4. Использование нейропсихологического блока коррекционных воздействий в структуре комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий способствует более выраженной положительной динамике развития психических функций у детей с ЗПР, проживающих на ТЭН.

5. Наличие устойчивых корреляционных связей между отдельными нейропсихологическими пробами и нейроиммунными показателями свидетельствует о возможности применения этих проб в качестве маркеров деструктивных процессов в головном мозге, нарушений пластичности нервных процессов (нейродеструкции и нейрорепарации) у детей с ЗПР.

Предлагаемая портативная схема обследования может быть применена в условиях диспансерного наблюдения детей.

Список печатных работ по теме исследования

Морозова И.Л. Особенности нейропсихологических параметров у детей из экологически неблагополучной зоны Забайкалья // Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник. – Чита, 2005. - с. 22-24.

Морозова И.Л. Динамика нейропсихологических показателей в процессе комплексной реабилитации у детей из экологически неблагополучной зоны Забайкалья // Профессиональная компетенция как социальный феномен (Международный сборник научных трудов). - Москва, 2005. - с. 156-160.

Морозова И.Л. Нейропсихологический контроль в процессе комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития из экологически неблагополучной зоны Забайкалья // Актуальные проблемы педиатрии и детской хирургии: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2005. - с. 42-44.

Морозова И.Л., Говорин Н.В., Злова Т.П., Элизбарян Е.Г., Ахметова В.В. Взаимосвязь нейропсихологических, нейрофизиологических и нейроиммунных показателей у детей с экологообусловленными органическими задержками психического развития // Материалы научно-практической конференции, посвященной 120-летию психиатрической службы Читинской Области. – Чита, 2005. – с. 282-287.

Морозова И.Л. Популяционные особенности школьной готовности детей 6-7 лет, проживающих в экологически неблагополучной зоне Забайкалья. Молодая наука Забайкалья: аспирантский сборник / Заб. Гос. гум.-пед.ун-т. – Чита, 2006. - с. 158-164.

Дьчкова Н.М., Морозова И.Л. Нейропсихологический подход к изучению школьной готовности детей из экологически неблагополучных районов Забайкалья // «Деевские чтения - 2006» Психодиагностика и коррекция в работе практического психолога. Материалы VI научно-практической конференции. - Рязань, 2006.– с. 22-24.

Дьячкова Н.М., Морозова И.Л. Влияние экологически неблагополучной среды проживания на готовность к обучению в школе: региональный аспект. Третьи Забайкальские социологические чтения «Качество жизни: региональные аспекты социальных процессов» // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Секция «Экология, здоровье, социальные процессы, социальные службы». – Чита, 2006.– с.24-30.

Морозова И.Л., Сырникова Г.Н. Влияние экологически неблагополучной среды проживания на готовность познавательной сферы детей 6-7 лет к школьному обучению // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования». - Брянск, 12-13 мая 2006. – с. 111-116.

Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В., Морозова И.Л. «Роль комплексной реабилитации в предупреждении интеллектуального дефекта у детей» // Материалы XII научно-практической конференции «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология», - Новокузнецк, 2006. - с. 30-33.

Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В., Морозова И.Л. «Особенности экологообусловленных психических расстройств у детей и пути их коррекции». Материалы второго национального конгресса по социальной психиатрии «Социальные преобразования и психическое здоровье». - Москва 29-30 ноября 2006г. – с. 146-147.

Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В., Морозова И.Л., Элизбарян Е.Г. «Нейрофизиологические и нейропсихологические параметры при лечении экологообусловленных когнитивных расстройств у детей» // Неврологический вестник. Журнал имени В.М.Бехтерева, том XXXIX, выпуск 4, Казань, 2007. - с. 25-29.

Говорин Н.В., Злова Т.П., Абашкина Е.В., Феоктистова Я.А., Элизбарян Е.Г., Березкин А.С., Ахметова В.В., Морозова И.Л. Патогенетическое обоснование комплексной реабилитации экологически обусловленных нарушений интеллекта у детей // Пособие для врачей. - Чита, Областная типография, 2007. - 47 с.