DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 15.11.2010

Материалы

загрузка...

Эволюция института верховной власти в странах магриба (конец xix – начало xxi вв.)

Сапронова Марина Анатольевна, 15.11.2010

 

Реформирование политико-правовой системы Алжира и проблема исламского экстремизма / Право и политика. – 2001. – № 6. – С. 32-43.

Социально-политическая доктрина халифата как сущность власти в мусульманском государстве / Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2. – С. 22-26.

Страны Магриба в военных обзорах и путевых заметках русских путешественников XIX века / Российская история. – 2009. – № 2. – С.

Шадли Бенджедид. Исторический портрет / Вопросы истории. – 1997. – № 3. – С. 60-76.

Эволюция институтов власти в арабских монархиях в новых условиях общественно-политического развития / Вестник МГИМО-Университет. – 2008. – № 2. – С. 39-50.

Этнический фактор в странах Магриба (Марокко, Тунис, Алжир) / Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 87-105.

В государственном управлении, с одной стороны, по каналам принятия официальных решений аккумулируется и выражается коллективная воля социума, а с другой – через институциональные механизмы и с помощью политико-инструментальных средств эта воля осуществляется для упорядочения общественных дел. Современная наука разделяет государственное управление на два субпроцесса: регулирование коллективных ресурсов общества и целенаправленное руководство людьми, поддержание институционального порядка общения между ними.

Эту часть Африки, населенную белыми людьми, древние греки называли «Ливией» (распространяя название народа, жившего между Сиртским заливом и Нилом, - лебу или ливийцы – на всех коренных жителей Северной Африки) в отличие от Сахары, страны чернокожих. Слово «Африка» применялось римлянами для обозначения провинции, территория которой соответствовала северо-восточной части Туниса. Позднее «Африкой» и «Ливией» стали называть весь континент в целом. В средние века и в новое время эта часть Африки была известна как Варварийские государства, или Барбария.

В литературе иногда странами Магриба признаются также Ливия и Мавритания. Однако ни исторически, ни географически, ни по своим природным данным они в собственно Магриб не входят, представляя собой либо переход от Магриба к Египту (Ливия), либо – к Тропической Африке (Мавритания).

Специалисты – исламоведы выделяют следующие основные особенности «магрибского ислама»: он почти не знал борьбы вероучений (Магриб почти целиком следует одной юридической школе – маликизму) и представляется чрезвычайно статичным; значительное развитие культа святых, который в свою очередь наслаивается на более древние культы, верность которым сохранили берберы; расцвет народного мистицизма, закрепленного в форме религиозных братств и огромного престижа и влияния людей, наделенных «барака» (марабутов).

В конституциях, законах, кодексах закрепляются принципы и нормы, которые регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяют дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления государственного строя. Основной закон государства – это еще и важнейший политико-идеологический документ, где в концентрированном виде формулируются доминирующие в обществе или поддерживаемые правящими элитами главные политические и духовные ценности, в соответствии с которыми должна не только осуществляться общая политика государства, но и строиться поведение граждан и должностных лиц. При этом степень реализации конституционных положений, последовательность в их осуществлении либо отказ на практике от их претворения в жизнь, отражают уровень соответствия политики, проводимой правящими группами, тем правовым началам, которые нашли закрепление в основном законе государства, и, следовательно, уровень и степень легитимности функционирования института верховной власти.

В своей книге «Испания, Алжир, Тунис», написанной Чихачевым во время экспедиции по этим странам, длившейся с 27 сентября 1877 г. по 9 июня 1878 г., наряду с проблемами естественно-географических наук автор касается вопросов политической жизни арабского народа в Северной Африке.

Книга полковника Генерального штаба Богдановича М.Н. [Богданович М.Н. Алжирiя въ новъйшее время / М.Н. Богданович. – Санктпетербургъ: типографiя военно-учебных заведенiй, 1849. – 182 с.] подробно описывает период завоевания страны французами. Эта работа интересна тем, что является одной из первых книг на русском языке об этой стране и, кроме того, как ее определяет сам автор, представляет собой «свод всех лучших сочинений об Алжире». В 1860 г. была опубликована работа А.М. Макшеева [Макшеев А. Очерк современного состояния Алжирии / А. Макшеев // Вестник Русского географического общества. – 1860. – № 3], который побывал в Алжире в 1858 г. Автор детально описал различные стороны жизни в Алжире и высказал интересные замечании об управлении страной французами.

Здесь следует выделить опубликованную в 1918 г. работу Ж .Камбона «Генерал-губернаторство Алжира» [Cambon J. Le Gouvernement general de l’Algerie 1891-1897 / J. Cambon. – Paris-Alger: Grasset 1918. – 75 с.], а также воспоминания М. Виолетта [ Viollette M. L’Algerie vivra-t-elle / M. Viollette . – Paris, 1931. – 84 с.]; воспоминания известного политического деятеля Э. Эррио [Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами 1914-1936 / Э. Эррио. – М. Наука, 1958. – 112 с.]; сборник речей Ш. Люто в Палате депутатов во время дебатов о «туземной политике» в Северной Африке [Lutaud Ch. Discours prononces a la Chambre des Deputes / Ch. Lutaud. – Beaugency, 1914. – 80 с.]; воспоминания маршала Бюжо [Bugeaud [Le Marechal]. Par l’epee et par la charrue: Ecrits et discourse, introduction, choix de texts. Note par le general Paul Azan; avant propos de Charles-Andre Julien / Bugeaud. – Paris: Presses universitaires de France, 1948. – 340 с.], хотя следует отметить, что эти источники касаются лишь отдельных, и не всегда главных, вопросов основной темы работы.

К 100-летию захвата Алжира была подготовлена коллекция ранее не публиковавшихся документов (в дальнейшем неоднократно переиздававшихся), в том числе официальная и личная переписка генерал-губернаторов Алжира Ровиго, Вуароля, д’Эрона, Дамремона, Клозеля, Вале; отчеты французских консулов и разведчиков, касающиеся состояния Алжира в начале века. Издана переписка генералов и офицеров французской армии (Сент-Арно, Монтаньяк и др.); существует множество мемуаров французских военных и гражданских лиц, политических памфлетов и полемических статей. Есть много работ, основанных на использовании правительственных архивов

Комплексный анализ экономических и политических факторов, а также этнических процессов, определивших своеобразие исторического развития Магриба эпохи средневековья и начала нового времени, дан в книге М.Ф. Видясовой [Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба / М.Ф. Видясова. - М.: Наука, 1987. – 300 с.]. Перу Р.Г. Ланды принадлежат многочисленные монографии по новой и новейшей истории Алжира и общим проблемам развития восточных обществ.

Важными в этой связи представляются работы академика Е.М. Примакова, в частности: Примаков Е.М. Ближний Восток на сцене и за кулисами / Е.М. Примаков. – М.: Российская газета, 2006. – 382 с.; Примаков Е.М. Мир после 11 сентября / Е.М. Примаков. – М.: Национальный общественный фонд, 2002. – 188 с.; А.В. Малашенко [Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект / А. Малашенко. – М.: Весь мир, 2006. – 220 с.], В.В. Наумкина [Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов / В.В. Наумкин. – М.: Комкнига, 2005. – 59 с.] и

Так, оценивая уровень культурного и государственного развития Алжира, французские историки чаще всего утверждали, что до захвата Францией Алжир находился в состоянии хаоса и застоя, не имел собственной истории и не был способен создать самостоятельное государство [Augustin Bernard. L’Algerie /В. Augustin. – Paris: Plon, 1930; Peyrouton M. Histoire generale du Maghreb / M. Peyrouton. – Paris: Plon, 1966]. Французская историография всячески подчеркивала «успехи» развития страны за годы колониализма. Говоря об «успехах» колонизации или отдельных ее недостатках, устранение которых помогло бы полнее использовать ресурсы страны, французские авторы рассматривали народ Алжира лишь как объект деятельности европейцев.

Например, в историческом разделе неоднократно переиздававшейся книги «Тунис» из серийного энциклопедического издания можно прочесть следующее: «Тунис всегда был не государством, а конгломератом племен, то отвергавших, то признававших над собой чужую власть. Из века в век страна меняла хозяев, почти всегда иноземцев. Ее история, таким образом, была историей пришлых народов, которые один за другим устанавливали временное господство над берберами» [Tunisie. L’Encyclopedie colonial et maritime. 4-me ed. Paris, 1944. - С. 10].

Gautier E.-F. Le passe de l’Afrique du Nord: les siecles obscures / E.-F. Gautier. – Paris: Payot, 1942. – 237 р.

Роже Ле Турно (1907-1971) крупнейший специалист в области политического развития арабских стран, истории, ислама и арабской цивилизации. Более 25 лет прожил в Алжире, Тунисе и Марокко. Был членом редколлегий ведущих востоковедческих журналов Западной Европы и США; постоянно читал лекции в высших учебных заведениях и научных центрах во Франции, Алжире и США. В 1958 г. создал на базе университета в Экс-ан-Провансе крупнейший в мире центр по изучению Магриба. По словам Р. Ле Турно, европейцы принесли в Магриб культуру и идеологию, до них местная культура, равно как и общественная организация, пребывала в состоянии застоя [Le Tourneau R. Evolution politique de l’Afrique du Nord musulmane 1920-1961 / R. Tourneau . - Paris, 1962].

Ланда Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830-1918) / Р.Г. Ланда; Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1976. – 306

С 1963 г. Центр издает «Ежегодник Северной Африки» (свои обзоры там публикуют такие известные исследователи как Б. Этьен, Ж. Лека и др.)

Даниэль Риве в 80-е годы ХХ в. детально изучал деятельность Лиотэ в Марокко на основе анализа вывезенных во Францию архивов бывшей французской администрации в Марокко. Результаты его исследований впервые были опубликованы в 1988 г., а затем неоднократно переиздавались: Rivet Daniel. Le Maghreb a l’epreuve de la colonization / D. Rivet. – Paris: Hachette Literatures, 2002. – 460 p.; Rivet Daniel. Le Maroc de Lyautey a Mohammed V. Le Double visage du protectorat / D. Rivet. – Casablanca: Edition Porte d’Anfa, 1999. – 417 p.; Rivet Daniel. Lyautey et l’institution du protectorat francais au Maroc 1912-1925 / D. Rivet. – Paris: L’Harmattan, 1988. – 215 р.

Vatin J.-C. L’Algerie politique. Histoire et societe. - Paris, 1974; Vatin J.-C. L’Algerie en 1830 / Revue algerienne des sciences juridique, economique et politique. - Alger, 1970 № 4.

Gallagher Ch.-F. The United States and North Africa / Ch.-F. Gallagher. – Cambridge, 1963. – Р. 253.

«Нам нужно бы иметь группу квалифицированных историков-арабистов, но я должен признаться, что у нас их нет, что очень печально для страны, знаменитой прежде гениальным Ибн Халдуном», - констатировал в 1956 г. профессор Алжирского университета француз М. Эмери [Эмери М. Историческая наука в Алжире / М. Эмери // Вопросы истории. - 1956 № 10. - C. .219]. И все же уже в начале ХХ в. начинают публиковаться, хотя и чрезвычайно редко, работы алжирских историков. Так, в 1928-1932 гг. на арабском языке издается трехтомная «История Алжира в прошлом и настоящем», написанная М. аль-Мили, одним из первых учеников А. Бен

Так, например, директор национальной библиотеки АНДР М .Буайяд констатировал, что вследствие нехватки документов о недавних периодах мы оказываемся «безоружными при освещении событий, происходивших 30-40 лет

Абд аль-Азиз бен Абдаллах. История Магриба, 1956 (на ар. яз.); Абд аль-Азиз бен Абдаллах. География Магриба, 1956 (на ар. яз.); Abdelaziz Benabdellah. Les Crands Courants de la Civilisation de Maghreb, 1958.

Абд аль-Ваххаб бен Мансур. Племена Магриба. ар-Рибат, 1968 (на ар.

Его книга «Аль-Истиклялийя», изданная в 1960 г., излагает принципы политической партии Истикляль. Не менее интересны его книги «История национального движения в Магрибе» [Касабланка, 1976] и «Конституционное и парламентарное развитие Магриба 1908-1977» [Касабланка, 1978], в который автор прослеживает историю национально-освободительного движения с позиций его участника. Во втором произведении он показывает, что идея конституционной монархии возникла в Марокко в начале ХХ в., и в 1908 г. был даже подготовлен проект конституции, который не увидел света из-за проникновения в страну западных держав.

Марокканский историк и социолог Абдаллах Ларуи – один из крупнейших представителей современной общественной мысли арабского мира, автор широко известных за рубежом работ «Современная арабская идеология» [1966], «История Магриба» [1970], «Кризис арабской интеллигенции» [1974], «Социокультурные истоки марокканского национализма» [1977] и многих других.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М., 2003. - С. 49.

См., например: Рузавин Г.И. Методы научного исследования / Г.И. Рузавин. - М., 1974. – С. 21; Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. Под ред. Асеева В.А. / В.А. Асеев, Г.А. Подкорытов. - Л., 1980. – С. 33; Методология наук в системе вузовского преподавания. - М., 1982. – С. 11-12; Добриянов В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания / В.С. Добриянов. - М., 1968; Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений / И.Д. Андреев. - М., 1977; Келле В.Ж. Проблема многомерности в методологии социально-исторического познания / В.Ж. Келле // Проблемы исторического познания. Под. Ред Хвостовой К.В. - М., 2002. – С. 31 и

Медушевская О.М. Профессионализм гуманитарного образования в условиях междисциплинарности / О.М. Медушевская // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. - С. 351.

Известные французские исследователи компаративисты М. Доган и Д. Пеласси утверждали, что «нет ничего естественнее, чем рассматривать народ, идеи, социальные институты, соотнося их с другими народами, идеями и институтами.., а сравнение – это обычный способ мышления…осознание различия является одним из наиболее важных рычагов истории, столь же могущественным, как и социальные конфликты внутри страны». Сравнение является отправной точкой исследований социальных наук вообще, исторической, правовой и политической мысли, в частности. Американский политолог С. Либерсон, например, утверждал, что все социальные исследования – это «в той или иной форме сравнительные исследования» [Доган М. Сравнительная политическая социология / М. Доган, Д. Пеласси. - М., 1994. С. 11, 17]. Можно утверждать, что сравнение стояло у колыбели социальных наук вообще: им пользовался уже Аристотель, когда вместе со своими учениками предпринимал гигантское по масштабам (но лишь в малой степени дошедшее до наших дней) исследование «конституций» политических устройств 158 древнегреческих государств-полисов [Голосов Г.В. Сравнительная политология / Г.В. Голосов. - Новосибирск, 1995. - С.30].

Такой точки зрения придерживается немецкий ученый Т. Шидер [Т. Шидер. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках / Шидер Т. // Философия и методология истории. Под ред. Кона И.С. Благовещенский Гуманитарный Колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – С. 165]

В этой связи важным источником являются парламентские документы. Парламент считается признанным противовесом исполнительной власти, ему обычно отводится роль арены, где выясняются отношения между различными социальными группами и согласуются интересы. В зависимости от особенностей страны парламентские документы могут быть главным или второстепенным источником, в котором отражается вся сложность государственного управления. Они позволяют определить характер деятельности и степень взаимодействия законодательных институтов с верховной властью на разных этапах исторического развития, т.к. структура документальных материалов отражает структуру самого государства, сферу его деятельности и свидетельствует о том, что является ведущей силой в государстве.

Системному подходу и системному анализу посвящено большое количество как философской, так и специальной научной литературы. Из наиболее общих работ отечественных исследователей можно отметить следующие: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемлв. - М., 1978; Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М., 1980; Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. - Новосибирск, 1982; Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - М., 1985 и др.

Системному подходу и системному анализу посвящено большое количество как философской, так и специальной научной литературы. Из наиболее общих работ отечественных исследователей можно отметить следующие: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов. - М., 1978; Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. - М., 1980; Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. - Новосибирск, 1982; Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - М., 1985 и др.