DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 15.10.2007

Материалы

загрузка...

Теоретические основы создания и функционирования свободных экономических зон

Кабиров Рафит Фаритович, 15.10.2007

 

и фаз экономического цикла

Данному циклу вынуждена подчиняться и свободная зона, поскольку от него напрямую зависит динамика внешних инвестиций: их приток, рассматриваемый во времени, представляет собой волну, делящуюся на эти же фазы. Каждой из этих фаз соответствует свой режим функционирования свободной экономической зоны, а периодическая смена этих режимов образует механизм ее функционирования. При этом рынок сам определяет, в каком именно режиме функционировать свободной зоне в тот или иной период времени. Иначе говоря, регулирование ее деятельности становится частным случаем рыночного саморегулирования.

В период подъема в экономической системе образуется избыток инвестиций, способный привести к ее "перегреву". Крупномасштабная инвестиционная деятельность в этот период становится опасной не только для самих инвесторов, но и для экономики в целом. Для развитой рыночной экономики характерен избыточный объем инвестиций, обеспечивающий некоторое стабильное превышение предложения над спросом, стимулируя конкуренцию товаропроизводителей. Неконкурентоспособные товаропроизводители разоряются, однако при сравнительно небольшом объеме избыточных инвестиций это обстоятельство проблем для экономики не представляет. Но как только их избыток превысит некоторую критическую массу, указанное разорение обретает характер цепной реакции, распространяясь на экономику в целом и приводя к ее спаду и депрессии.

Во избежание такого развития событий следует с самого начала отделить избыточные инвестиции от необходимых, изолировав их в некоторой особой части экономического пространства. Именно такую услугу предоставляет свободная зона в период бума. Она, как вакуум, "высасывает" избыточные инвестиции из экономической системы, направляя их на осуществление массового количества инновационных проектов, закладывающих элементную базу следующего, более сложного технологического уклада.

В период спада инвестиционная активность в экономической системе резко сокращается, а вместе с ней - и приток инвестиций в свободную экономическую зону. В результате она перестает получать объем внешней энергии, достаточный для поддержания достигнутого уровня своей организации. Массовые инновации, бывшие на предыдущем этапе самоцелью независимо от степени своей непосредственной полезности и эффективности, теперь оказываются предоставленными сами себе и начинают разрушаться с нарастающей интенсивностью.

В период депрессии экономическая система характеризуется пониженным уровнем платежеспособного спроса. В этот период в экономической системе формируется спрос на продукцию нового технологического уклада, выпускаемую в свободной экономической зоне. Поэтому она переходит от технологического режима функционирования к производственному. Его цель - удовлетворив депрессивный спрос, создать условия для скорейшего оживления инвестиционной активности.

В период оживления, когда инвестиционная активность в экономической системе вновь начинает нарастать, предприятия за пределами свободной зоны сами стремятся производить продукцию по технологиям, соответствующим новому укладу. Тогда и спрос, предъявляемый к свободной зоне со стороны экономической системы, переключается на сам технологический уклад. В результате деятельность свободной зоны теперь сводится к реализации на рынке новых технологий.

В диссертационной работе рассмотрена эволюция типов и видов свободных экономических зон, прослежены тенденции их развития в современном мире. Так, возрастает роль инновационных зон. Они развиваются особенно интенсивно и наиболее адекватно отражают сущность свободной зоны как таковой. Возможностями перманентно менять технологические уклады обладают технополисы - комплексные постиндустриальные зоны, поглощающие или подчиняющие все другие их виды. Стихийное их формирование идет путем постепенного укрупнения технопарков, которые в результате становятся градообразующими факторами, подчиняя себе социальную, бытовую и культурную инфраструктуры. Сознательно же они создаются по специальным государственным проектам на базе существующих или вновь строящихся городов. При этом сущность технополисов заключается в том, что они представляют собой города будущего постиндустриального общества, в котором доминирует сфера услуг.

Проанализированы подходы к свободным зонам в странах с различными типами экономики. Выявлено, что в каждой из групп стран свободные зоны, в одинаковой мере раскрывая свой объективный потенциал, решают при помощи него различные задачи. Реализация потенциала свободной зоны состоит в том, что во всех трех случаях они помогают странам совершить резкий скачок в будущее.

В развитых странах таковыми являются скачки через фазы экономического спада и депрессии и от старого технологического уклада к новому. Серия же последних скачков представляет собой форсированный переход к экономике постиндустриального типа. Отсюда доминирующими в этих странах являются инновационные зоны, а преобладающей тенденцией - развитие технополисов.

В развивающихся странах инновационная ориентация свободных зон наблюдается лишь как близкая перспектива. Она связана с эволюцией торговых зон сначала в торгово-производственные, затем в импортозамещающие и, наконец, в зоны внедрения новейших зарубежных технологий. Специфическим же видом для развивающихся стран являются оффшорные зоны, где производственная деятельность предприятий выносится за пределы зон, а в них развивается сервис. С их помощью эти страны могут перейти непосредственно к постиндустриальному обществу, минуя или минимизируя издержки индустриальной стадии экономического развития.

В странах с переходной экономикой свободные зоны помогают опережающими темпами развивать рыночные отношения на территориях, лучше подготовленных к экономическим реформам. При этом центральное место в них должны занять конверсионные зоны, обеспечивающие ускоренную демилитаризацию инновационного потенциала и переориентацию в текущем плане на производство импортозамещающей и экспортной продукции, вывод отдельных территорий из экономической депрессии, а в перспективном - на перманентную смену технологических укладов и ускоренный переход на этой основе к постиндустриальному обществу.

Во второй главе диссертационной работы "Институциональное регулирование свободных экономических зон" исследуются этапы развития свободных экономических зон в России, выявляются теоретические основы формирования государственной концепции регулирования свободных экономических зон, анализируются государственные и региональные программы создания и развития свободных экономических зон.

Проанализирована история свободных экономических зон в РФ, начиная с дореволюционных времен. Рассмотрена эффективность российских свободных экономических зон по сравнению с другими постсоциалистическими странами Европы и с Китаем. Показано, что по привлечению прямых иностранных инвестиций посредством свободных экономических зон Россия от них далеко

Выявлено, что российской специфике (высокий интеллектуальный и инновационный потенциал при неумении им распорядиться на современном уровне) наиболее подходят экспортно-технологические и экспортно-инновационные зоны. В первом случае объектом экспорта становятся готовые технологии, а во втором - инновационные идеи. Такие зоны прекратят "утечку умов" за границу и в коммерческие сферы, и будут способствовать утверждению нашей страны на мировом рынке в качестве одной из ведущих инновационно-технологических держав.

Фундаментальную теоретическую базу государственной политики в отношении свободных экономических зон образует теория эволюционной экономики. Эмпирическая же база рассматриваемой политики составляет накопленный в мире практический опыт создания и функционирования свободных зон. При этом мы считаем важным изучать его на всех уровнях - от самих зон до мира в целом. При всем единообразии подхода к зонам каждая из них в процессе своего функционирования становится уникальным явлением и интересна для науки уже своей самобытностью. Кроме того, следует анализировать причины, по которым те или иные конкретные зоны становятся на практике эффективными или, наоборот, терпят фиаско.

Итак, анализ современного состояния нашей экономики выявляет потребность в свободных экономических зонах как средстве решения целого ряда проблем. Далее следует анализ затрат на создание свободных экономических зон и ожидаемого от них эффекта. Однако он зависит от выбора конкретных принципов, целей и методов, закладываемых в основу каждой конкретной зоны. При этом принципы и цели отражают стратегию государственной политики, а методы - ее тактику.

На основе проведенных исследований мы можем выделить, по меньшей мере, следующие общие принципы.

1. Принцип локальности. Он требует, чтобы пространство свободной зоны было максимально компактным, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект от ее функционирования. Причем речь идет не только об экономико-географической компактности (высокой плотности экономических ресурсов на сравнительно малой территории), но и о чисто экономической компактности, предопределяемой развитой территориальной инфраструктурой.

2. Принцип контрастности. Согласно ему инвестиционный климат в зоне должен существенно отличаться от такового на других территориях страны и иных государств, т.е. контрастировать с ними. В синергетике это соответствует принципу существенной неравновесности.

3. Принцип экстерриториальности. Он призван закрепить указанную контрастность, препятствуя нежелательным аспектам взаимодействия свободной зоны и остальной территории страны. В синергетике ему соответствует принцип отрицательной обратной связи.

4. Принцип открытости. Он утверждает, что свободная зона не может и не должна изолироваться от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому (неуклонно растущему) числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших преобразующих факторов. В синергетике ему соответствует принцип положительной обратной связи.

Цели создания свободных зон могут быть самыми разными. И здесь важна с самого начала их конкретизация применительно к отдельно взятой стране. Так, для России актуальными являются следующие цели:

- насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами первоначально за счет стимулирования импорта, а впоследствии - импортозамещающего производства;

- закрепление на мировом рынке высоких технологий и высокотехнологичной продукции;

- рост квалификации национальных кадров (особенно в части освоения современных рыночных методов хозяйствования);

- хозяйственное освоение новых территорий (каковых в России все еще предостаточно);

- развитие международных культурных связей (начиная с курортно-туристических зон и кончая международными культурно-образователь-ными центрами).

Методические же основы государственной политики в области свободных экономических зон также можно представить в виде достаточно стройной последовательности конкретных методик. Базовыми при этом являются методы отбора территорий из числа претендентов на статус свободной зоны. Они включают в себя выработку стандартных критериев отбора, а также оценку соответствия территорий этим критериям. После того же как отбор сделан, в силу вступают методы проектирования свободных зон на конкретных территориях. Их цель - заложить основы гармоничной взаимной увязки общих принципов создания свободных зон и специфики местных условий.

Государственная программа создания и развития свободных экономических зон носит комплексный характер. Он заключается прежде всего в том, что сам процесс вследствие его сложности делится на этапы, каждый из которых становится самостоятельным объектом программного обеспечения. При этом мы различаем три основных этапа - подготовительный этап, этап создания свободных зон и этап государственной поддержки созданных свободных экономических зон.

Такая структура придает всему процессу должную основательность. Свободные зоны создаются исключительно для решения стратегических задач, а потому СЭЗ нельзя проектировать и создавать в оперативном порядке. Каждый из указанных этапов обладает своей спецификой и значительной протяженностью во времени. Именно поэтому комплексная государственная программа первоначально должна выступать как исследовательско-экспериментальная, затем как проектно-созидательная и, наконец, как программа поддержки и покровительства.

Подготовительный этап включает в себя выработку научных подходов к свободным зонам, формирование государственной политики по отношению к ним, создание специального государственного органа, ответственного за ее реализацию (комиссии по свободным экономическим зонам), а также разработку и реализацию экспериментальных проектов (по одному на каждый

В диссертационном исследовании разработана принципиальная схема институционального обеспечения свободных экономических зон, содержащая правовой и организационный компоненты. Правовой представлен законодательством о свободных экономических зонах, системой договоров и соглашений между государством и администрацией зоны, а также внутризональными правовыми актами. Второй компонент образуется органами управления зоной, а также инвестиционными и предпринимательскими структурами. Выявлены распределение ролей между ними и условия их эффективного взаимодействия. При этом законодательство о свободных экономических зонах должно предусматривать конкуренцию территорий за льготы, распределяемые между ними пропорционально результатам их инвестиционной деятельности. Разработана простейшая математическая модель такого распределения.

Региональный аспект программы - стимулирование инвестиционного рейтинга субъектов РФ. Конкуренция их за привлечение инвестиций способствует росту инвестиционного рейтинга страны в целом. Преференциальный режим должен стать одним из факторов данного стимулирования. При этом для зон, создаваемых в северных и северо-восточных регионах, стимулами должны стать не только государственные преференции, но и прямые государственные инвестиции, пропорциональные привлечению частных капиталов.

В заключении диссертации приведены результаты исследования, изложены основные выводы по содержанию работы, кратко сформулированы рекомендации по теоретическим основам создания и функционирования свободных экономических зон в условиях современных рыночных реформ.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Кабиров, Р.Ф. Основные аспекты и перспективы развития свободных экономических зон России (Текст( / Р.Ф. Кабиров (и др.( // Воспроиз-водственный потенциал региона. Социально-экономические проблемы переходного периода: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 8. Уфа, 2004. С. 53-54. - 0,09/0,05 печ. л.

2. Кабиров, Р.Ф. Свободные экономические зоны в России: современное состояние (Текст( / Р.Ф. Кабиров // Материалы 55-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Кн. 2. Уфа, 2004.

- 0,06 печ. л.

3. Кабиров, Р.Ф. Свободные экономические зоны с позиций неравновесной термодинамики (Текст( / Р.Ф. Кабиров (и др.( // Прикладная синергетика - II: сб. науч. тр. Т. 2. Уфа, 2004. С. 211-216. - 0,37/0,3 печ. л.