DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 15.08.2011

Материалы

загрузка...

Политическая доктрина конституционно-демократической партии (партии Народной свободы)

Балтовский Леонид Васильевич, 15.08.2011

 

Объектом исследования является политический процесс в России начала XX века как общий контекст возникновения и развития кадетской партийно-политической доктрины, формирования фундаментальных идейно-теоретических принципов деятельности партийной организации, кристаллизации требований, ориентированных на политическую практику в рамках как внутрипартийных, так и широких общественных дискуссий.

В соответствии с указанными предметом и объектом исследования, цель настоящей работы заключается в том, чтобы дать систематизированное отображение доктрины конституционно-демократической партии, представив ее в виде специфической формы теоретической политической рефлексии, в различных комбинациях инкорпорирующей как идеологические, так и научные начала.

Общая задача состоит в том, чтобы, изучив разнообразный идейно-политический опыт, отражающий отечественную традицию становления политики как теории и практики в единстве этих двух составляющих, представить политическую платформу конституционно-демократической партии в виде доктринальной целостности, включив ее в идейный контекст политической и идеологической борьбы своего времени, а также в общую фабулу развития политической рефлексии конца XIX – первой четверти XX столетий.

Из такой интегративной установки вытекает необходимость решения следующих конкретных задач:

1. Выявить генезис кадетской партийно-политической доктрины.

2. Проанализировать феномен «партийного лидера» в России начала XX столетия как фактор, непосредственно повлиявший на формирование доктринальных постулатов партии кадетов.

3. Рассмотреть принцип первенства культуры над политикой в качестве теоретического основания кадетской политической доктрины.

4. Дать комплексное представление об эпистемологическом базисе политической доктрины конституционно-демократической партии.

5. Провести анализ разрешения проблемы политической субъектности идеологами партии Народной свободы.

6. Систематизировать общепартийные кадетские установки в отношении актуальных вопросов политической борьбы своего времени.

7. Охарактеризовать теоретические аспекты партийного строительства, содержащиеся в кадетской политической доктрине.

8. Представить кадетскую концепцию национально-территориального обустройства России.

9. Проанализировать основные направления образовательной и научной реформы, сформулированные идеологами партии Народной свободы.

10. Раскрыть содержание кадетской программы государственного обустройства России посредством характеристики ее системообразующего принципа – конституционализма.

11. Охарактеризовать различные геополитические стратегии в кадетской политической доктрине.

12. Рассмотреть представления идеологов конституционно-демократической партии о проблеме трансформации государственности в революционную эпоху.

Методологическая основа исследования. Работа ориентирована на органичное сочетание историко-генетического подхода с теоретическим политологическим анализом. С одной стороны, в качестве основного критерия трансформаций политической рефлексии рассматриваются изменения накапливаемого в обществе политического опыта на протяжении определенного исторического периода. С другой стороны, характеризуются такие закономерности политической деятельности, которые находят адекватное выражение в общих формулах и могут быть систематизированы и интегрированы как некое целое. На материале, ограниченном темой диссертации, фиксируются точки соприкосновения между проблематикой истории политической рефлексии (политической мысли) и многообразными концептуальными положениями современной политической теории. Исторический подход позволяет рассматривать партийно-политическую доктрину кадетов в качестве изменяющейся формы политического знания. Многоаспектность заявленной темы и полиморфная специфика поставленных задач обусловливают необходимость использования комплексного подхода, представляющего собой совокупность историко-генетических, структурно-функциональных и описательных методов исследования, применяемых к конкретному историческому материалу.

Научная новизна исследования. Инновационный характер исследования обусловлен поставленными задачами, которые впервые решены комплексно в таком содержательном и интерпретационном объеме. В частности:

– дана интерпретация политической доктрины конституционно-демократической партии как преимущественно научной формы теоретической политической рефлексии, ориентировавшейся на «нормативно-должное»;

– выявлена специфика феномена «партийных лидеров» в России начала XX столетия, оказавшего непосредственное влияние на формирование кадетской политической доктрины;

– объяснено теоретическое основание политической доктрины кадетской партии через идею культуроцентризма, т. е. примата культуры над политикой;

– охарактеризован эпистемологический базис кадетской политической доктрины как совокупность принципов, представляющих различные области нового, позитивистски ориентированного научного обществознания;

– структурированы представления ведущих идеологов партии об основном субъекте политического в виде государственно-правовых учреждений в противовес социологическим критериям: народ – интеллигенция – личность;

– выделены общие направления формирования партийной стратегии и тактики кадетов в условиях острейшего конфликта между левым радикализмом, перераставшим в экстремизм, и правым охранительством;

– выявлен коммуникативный принцип как системообразующее начало партийного строительства при рассмотрении процесса формирования партии Народной свободы;

– раскрыто «протофедералистское» содержание концептуальных предложений кадетов по проблемам национально-государственного устроительства России;

– рассмотрены исторически инновационные программные установки партии Народной свободы в области реформы образования по преобразованию элитарного образования в массовое;

– объективировано концептуальное ядро кадетской политической доктрины – конституционализм как новое правопонимание, заключающееся в примате права над государством и политической властью;

– представлена кадетская парадигма внешней политики Российского государства, а также различные внутрипартийные варианты внешнеполитических стратегий;

– проанализирована позиция кадетов на охранение традиционной формы государственности в эпоху второй русской революции вместе с ее практически-политическими последствиями.

Научная новизна исследования конкретизируется в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Вопросы генезиса кадетской партийно-политической доктрины ставятся в зависимость от содержания теоретической политической рефлексии, представленной в партийном сообществе кадетов. В отличие от большинства современных исследователей, отождествляющих доктрину партии Народной свободы и либерализм, предлагается различать, с одной стороны, идейно-политическую платформу конституционно-демократической партии (именуемую в работе ее историческим названием «кадетизм») и, с другой стороны, – идеологию либерализма, рассматриваемую в качестве непосредственного предшественника кадетизма. Отмечаются важнейшие критерии, выделяющие партийно-политическую доктрину кадетов на фоне других идейно-политических систем своего времени: приоритеты научного над идеологическим и практического над метафизическим, ориентация на «нормативно-должное», а не на «идеально-должное».

2. Процесс формирования политической доктрины конституционно-демократической партии увязывается со специфическим феноменом «партийных лидеров». В начале XX столетия в большинстве своем эти деятели рекрутировались из так называемых «демагогов» (М. Вебер) – литературных работников, в деятельности которых «политический вождизм» соединялся с профессиональными навыками по концептуализации доктринальных принципов. В этой связи особое внимание уделяется характеристике двух типов лидеров, олицетворявших собой кадетизм, – «доктринера» П. Б. Струве, безуспешно притязавшего на первые роли, и «прагматика» П. Н. Милюкова, чья позиция на протяжении всех лет существования партии неизменно определяла ее стратегический курс и тактические действия.

3. Анализируются причины мировоззренческого плюрализма (идейного разнообразия и единства) кадетов. В отличие от некоторых других партий, характер философствования не отождествлялся здесь с политическим самоопределением. Руководство партии Народной свободы демонстративно заявляло о своей индифферентности к метафизическим проблемам, а само философское мировоззрение воспринимало как частную позицию каждого индивидуума. Вместе с тем рассмотрение позиций кадетских идеологов по разнообразным общетеоретическим вопросам свидетельствует о характерном для них признании первенства культуры над прочими сферами общественной жизни, в том числе и политикой. Глубинные источники политических успехов и неудач кадетов предлагается объяснять именно таким «культуроцентризмом», то есть обращением к культуре (национальному самосознанию) как основному источнику общественного развития.

4. Формирование кадетской партийно-политической доктрины рассматривается в общем контексте истории становления научной формы политического знания – как результат кардинальных изменений в исторической, социологической и юридической науках второй половины XIX столетия, подготовивших переход к образованию самостоятельной политической науки. Под эпистемологическим базисом кадетизма понимается совокупность таких принципов, как историзм, социологизм, нормативизм, а также принципа, относящегося непосредственно к самому политическому знанию – компаративизма.

5. В качестве одного из центральных доктринальных положений анализу подвергается проблема политической субъектности – на примере известной публичной полемики вокруг «сборника статей о русской интеллигенции» «Вехи» (1909). Хотя политические противники и называли его выражением «сути кадетизма» (В. И. Ленин), делается вывод, что подлинно кадетскую позицию отражал другой сборник – «Интеллигенция в России» (1910). Его авторы (П. Н. Милюков, Н. А. Гредескул и др.), дискутируя с «веховцами» (П. Б. Струве, Б. А. Кистяковский и др.), указывали на необходимость выхода при решении проблемы политической субъектности за рамки социологических антитез «народ – интеллигенция» или «интеллигенция – личность» и вводили в общественное самосознание новые, институциональные, представления об основном субъекте политического в виде государственно-правовых учреждений.

6. Реконструируется общий контекст формирования доктрины конституционно-демократической партии – острая политическая борьба, интерпретируемая как конфликт между левым радикализмом, перераставшим в экстремизм, и правым охранительством. Кадеты, стратегическая позиция которых опиралась на принцип конституционной монархии, декларировали курс на реформирование общества, своей тактикой избирая поиски социальных компромиссов, соглашательство с властью, постепенство и т. д. Данные политические установки отделяли их как от крайне левых, так и от праворадикальных партий. Делается общий вывод о леворадикальной, а затем и левоцентристской ориентации политической доктрины партии Народной свободы.

7. На фоне теоретических наработок, накопленных современной политической наукой (в частности, положения о двух основных принципах формирования партий – институциональном и идеологическом, структурированных М. Дюверже), процесс образования и функционирования партийной организации кадетов предлагается рассматривать сквозь призму особого, коммуникативного, принципа системообразования. Объявляя себя «внеклассовой», партия Народной свободы притязала тем самым на роль общероссийского политического интегратора, своеобразного посредника и связующего звена как между различными общественными объединениями, так и между общественностью и государством.

8. Дается детальное представление о доктринальных позициях кадетов в области национально-государственного устроительства, базировавшихся на двух концептуальных установках: приоритете общегосударственных начал над национальными и интеграции в единое целое национальных и территориальных общественных интересов. Действуя в направлении национально-государственного реформирования и вместе с тем активно используя «великодержавную» риторику, кадеты связывали идею национальной и территориальной автономии с представлениями о сильных общероссийских государственных формах и общепризнанных правовых нормах. В целом кадетская концепция национально-территориального обустройства России интерпретируется как «протофедералистская».

9. Политическая программа партии Народной свободы в области образования и науки оценивается как исторически инновационная. Руководители и идеологи кадетов придавали интеллектуальному фактору в общественной жизни страны приоритетную, социально-преобразующую роль. В повседневной пропагандистской работе в среде так называемых «сочувствующих» они делали упор на увязывании идейных ориентаций с образовательным уровнем. Конституционно-демократическая партия намного более отчетливо, чем большинство политических сил в России начала прошлого века, теоретически формулировала в качестве политической задачи необходимость преобразования элитарного образования в массовое.