DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Технология обучения аудированию младших школьников в условиях русско-татарского двуязычия

Шарифуллина Диляра Рашитовна, 15.08.2009

 

Знание вышеперечисленных механизмов необходимо для того, чтобы развивать навыки аудирования у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершенствования этих навыков через систему специально подобранных упражнений. При подборе аудиоматериалов и упражнений на развитие навыков слушания и понимания учителя татарского языка должны быть осведомлены об психологических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях восприятия и способах их определения.

Во второй главе «Отбор и организация учебного материала при обучении аудированию татарской речи» описываются лингводидактические предпосылки и объективные трудности обучения аудированию, рассматривается ситуация обучения восприятию татарской речи на слух в современных общеобразовательных школах, подвергаются анализу учебно-методические комплексы и существующие аудиокурсы татарского языка как неродного; описывается констатирующий эксперимент, проведенный диссертантом в начальных классах русских школ.

В разделе «Лингводидактические предпосылки обучения аудированию в условиях русско-татарского двуязычия» раскрываются основные трудности процесса обучения аудированию татарской речи факторы, обеспечивающие преодоление этих трудностей.

Практический опыт обучения татарскому языку показывает, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Существует целый ряд объективных трудностей, которые являются помехой на пути к восприятию речевого сообщения с первого раза. В лингводидактике принято выделять три группы трудностей при обучении аудированию: трудности, обусловленные условиями аудирования; трудности, связанные с индивидуальными особенностями источника устной речи; трудности, обусловленные языковой сложностью аудиоматериала.

Учителям рекомендуется обращаться к визуально-изобразительным опорам, чтобы помочь учащимся преодолеть трудности при выполнении упражнений по восприятию татарской речи на слух. Фонетические сложности восприятия разговорной речи на слух можно считать основными на начальном этапе обучения аудированию. Исследования, проведенные на материале родного и иностранного языков, показывают, что “выпадение и уподобление отдельных фонем не препятствуют пониманию”. На первый план здесь выступают интонация, логическое ударение и темп. К лексическим трудностям относят большое количество незнакомых слов и идиом. В области грамматики лингвистические трудности связаны как с морфологией, так и с синтаксисом изучаемого языка.

Второй раздел «Анализ существующих аудиокурсов татарского языка для русскоговорящих учащихся» содержит обзор известных на сегодняшний день аудиокурсов и учебно-методических комплексов, разработанных с целью формирования и усовершенствования навыков восприятия татарской речи на слух. За последние годы было создано несколько аудиокурсов, которые внесли существенные изменения в процесс обучения татарскому языку русскоговорящих учащихся, иностранных студентов. Благодаря им появилась возможность вести систематическую работу по развитию навыков восприятия татарской речи на слух: аудиокурс «Говорите по-татарски» (авторы – Р.А. Вафин, Ф.И. Сабитова); аудиоприложение к учебнику «Татарский язык. Интенсивный курс» (авторы – Ф.С. Сафиуллина и др.). Поскольку данные учебные пособия предназначены для учащихся начинающего уровня, в них представлены простейшие грамматические явления (единственное и множественное число, отрицательне окончание глагола повелительного наклонения -ма/-м? и т.д.); дилоги с примитивной лексикой (Бу н?рс?? – Бу ишек.); упражнения, направленные на овладение интонационными моделями (Б?ген д?ш?мбеме? С?гать беренчеме?); специфические особенности постановки ударения в определенных словах и словосочетаниях на татарском языке (татaрча, рyсча, алмaнча; минн?н башка, сезд?н башка). Данные учебно-методические комплексы предназначены в основном для тех, кто изучает язык самостоятельно, т.е. для студентов и взрослых. Возрастные особенности младших школьников в них не учитываются, хотя аудиоприложения применимы на начальном этапе обучения татарскому языку.

Аудиокурс для маленьких детей – «Татар теле – илем теле», авторами которого являются Г.А. Абитова и В.Н. Мещерякова, составлен с учетом психологических, физиологических особенностей учеников младшего возраста; его целью является обучение аудированию татарской речи на начальном этапе. Пособие составлено с учетом следующих принципов: комфортность (игры, разнообразие форм учебной деятельности, наглядность), «погружение в язык» (беспереводная семантизация), стремление открыть в ребенке творческие способности в процессе обучения неродному языку, естественный путь изучения языка (многократное прослушивание вводимых языковых структур), принцип минимакса (формирование веры в знания у учащихся). Принципы, лежащие в основе аудиокурса, позволяют повышать работоспособность учащихся, эффективность упражнений на аудирование и помогают учителю татарского языка превращать повседневные занятия по языку в лингвистические приключения. Данный аудиокурс татарского языка как неродного в практике школ используется в качестве дополнительного учебного пособия, сопровождающего учебный процесс. При существующей на сегодняшний день ситуации с учебными пособиями представляется возможным применение этого аудиокурса в первом классе русских школ, а также аудиоприложений, входящих в состав учебно-методических комплексов интенсивных курсов татарского языка как неродного во 2-4 классах.

Раздел «Выявление уровня сформированности навыков аудирования татарской речи у младших школьников» описывает результаты констатирующего эксперимента. Наш опыт преподавания татарского языка в первых, вторых и четвертых классах гимназии №39 Вахитовского района г. Казани, гимназии №7 Ново-Савиновского района г. Казани, показал насколько логично и интересно можно построить работу по формированию аудитивных навыков на уроках татарского языка в начальных классах.

В ходе работы нами были проведены опросы учителей татарского языка, в результате чего был сделан вывод об острой необходимости разработки аудиоматериалов для использования на уроках татарского языка. В процессе констатирующего эксперимента были выявлены следующие факторы, обеспечивающие успешность выполнения заданий на аудирование: индивидуально-возрастные особенности учащихся, темп предъявляемого сообщения, количество предъявлений речевого сообщения, его объем, наличие зрительных опор и ориентиров. Перечисленные факторы должны приниматься во внимание учителями татарского языка при обучении младших школьников аудированию татарской речи как во время выполнения тренировочных упражнений, так и при прослушивании аудиозаписей.

- при распознавании характерных звуков татарского языка, не различают их от подобных по звучанию звуков русского языка в связи с интерференцией родного языка. В ходе эксперимента мы еще раз убедились, что учителям необходимо вести постоянный поиск оптимальных способов формирования аудитивных навыков и предвидеть методические трудности в этой области.

В третьей главе «Система обучения аудированию татарской речи русскоязычных учащихся начальных классов», состоящей из четырех разделов, изложены основные требования и положения, в соответствии с которыми строится работа по формированию аудитивных навыков; представлен комплекс упражнений для развития лингвистической и коммуникативной компетенции у русскоязычных учащихся начальных классов, приведены примеры заданий и тестов для организации контроля уровня сформированности аудитивных умений учащихся.

Первый раздел рассматривает требования, предъявляемые к упражнениям на аудирование, а также основные положения, с учетом которых создается система упражнений для развития навыков аудирования на уроках татарского языка в русской школе. Технология обучения аудированию должна предусматривать лингвистические и коммуникативные особенности этого вида речевой деятельности с целью подготовки русскоязычных учащихся воспринимать устную речь носителя языка на слух в различных условиях предъявления, выявлять суть высказывания с учетом ситуации общения и быть готовым адекватно отреагировать на прослушанный фрагмент в условиях реальной коммуникации.

Учащиеся начальных классов должны располагать такими аудитивными умениями, как распознавать звуки татарской речи на слух, произнесенные отдельно, в слогах, словах, а также в предложениях; различать информативные признаки в прослушиваемом материале; понимать смысловую нагрузку интонации и различать основные коммуникативные типы предложений; соотносить содержание услышанного с ситуацией общения; быть готовыми к речевому действию в результате прослушивания аудиосообщения. Исходя из этой цели организуется вся методическая работа: осуществляется отбор языкового и речевого материала; разрабатывается система упражненийи форм контроля аудитивных умений в соответствии с фонетическими, лексическими и грамматическими сложностями, а также с учетом коммуникативной направленности обучения и интерферирующего влияния русского языка при обучении восприятию татарской речи на слух.

Согласно работам лингвометодистов (Е.И. Пассова, В.Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой), учебная деятельность по формированию и совершенствованию языковых и речевых навыков при помощи упражнений на аудирование базируется на таких методических положениях, как целенаправленность обучения, развитие мыслительно-речевой активности, мотивация, индивидуальный подход, ситуативно-тематическое представление учебного материала, передача информации, новизна, эвристичность, функциональный подход к отбору и подаче языкового материала, проблематичность, учет влияния родного языка. Данные положения были учтены нами при построении системы обучения аудированию младших школьников в условиях русско-татарского двуязычия. При разработке технологии обучения аудированию на уроках татарского языка учет вышеперечисленных требований обеспечил эффективность комплекса упражнений, позволил активнее задействовать учащихся в процессе обучения и вести его в рамках коммуникативного подхода.

В основу проведенного нами экспериментального обучения аудированию татарской речи на слух было положено формирование лингвистической компетенции (знания о системе языка, правила оперирования ими в речи) и коммуникативной компетенции (способность создавать высказывания в пределах сфер, предусмотренных программой). В связи с этим технология формирования навыков восприятия речи на слух у младших школьников представлена нами в виде комплекса упражнений на формирование языковых и коммуникативных навыков учащихся. В условиях обучения татарскому языку в рамках школьной программы необходимо сформулировать реально достижимые задачи и на их основе осуществлять отбор учебного материала, определять формы и способы его организации, разработать комплекс упражнений с учетом психолингвистических и лингводидактических особенностей аудирования как вида речевой деятельности, а также возрастных характеристик младших школьников.

Во втором разделе третьей главы «Формирование лингвистической компетенции при помощи упражнений на аудирование» представлены упражнения на развитие фонетических, лексических и грамматических навыков у русскоязычных учащихся начальных классов.

Значимость аудирования как вида речевой деятельности в формировании навыков произношения и говорения особенно велика на начальном этапе обучения татарскому языку как неродному. Формирование артикуляционной базы неродного языка осуществляется на установлении сходства и различия в произнесении звуков в родном и изучаемом языках, распознавании татарских звуков, которые представляют из себя трудность для русскоговорящих школьников младшего возраста ([?], [е], [?], [?], [w], [?], увулярный звук [г], и др.), формировании фонематического слуха, а также в овладении техникой произношения звуков неродного языка. Кроме того, в младшем возрасте дети обладают высокой способностью к имитации звуков и хорошим потенциалом речевого и фонологического слуха. Исходя из психофизиологических особенностей учащихся начальных классов, в системе упражнений на развитие фонетических навыков при помощи аудирования уделено особое внимание работе по распознаванию и произношению таких пар звуков, как [?]-[е], [?]-[у], [?]-[а?], [?]-[о?], [?]-[ч], [ч]-[ш], [х]-[?], [к]-[?] и т.д. (Прослушайте слова, подчеркните слово, которое слышите: бер-б?р, сары-соры, авыз-аваз, чил?к-?ил?к, ??р-х?л, к?л-кул). В первом классе важно научить школьников различать отдельные слова-омофоны (бал-бал, ?н?-эн?) на последующем этапе эти же слова встречаются в предложениях, то есть учащиеся должны распознавать их на слух в определенном смысловом контексте (“Елан керг?н чил?кк?/?ил?кк?!” Чил?к/?ил?к т?ште чил?кк?/?ил?кк? (Д. Дарзаман)). Работа над формированием слухо-произносительной базы у младших школьников является основой для аудирования текстов на татарском языке в старших классах.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности, в том числе и аудирования. Упражнения для развития аудитивных навыков применимы как средство обучения на уроках татарского языка в целях овладения новыми лексическими единицами и закрепления их в активном словарном запасе. На начальном этапе овладения татарским языком ученик формирует и формулирует мысль в процессе говорения средствами родного языка, а затем переводит на татарский язык. Упражнения на аудирование помогают обеспечить правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением; правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и неродного языков. Предложенные нами упражнения участвуют в развитии следующих рецептивных навыков: установление связи между услышанным словом и его семантикой (Найдите ошибку в предложениях: ?рм?к?ч оча. Бал корты зарар китер?.); распознавание усвоенных лексических единиц в потоке устной татарской речи (Прослушайте слова. Какие из них описывают характер человека: с?л?тле, югары, сабыр, бай, борынгы, тырыш, ялкау, саф, ябык.); различение схожих слов (Найдите ошибку: Мин урамда т?ен диг?н хайванны к?рдем. (тиен)); использование механизма прогнозирования при распознавании новых лексических единиц в речи (Прослушайте начало предложения, продолжите его.); различение синонимов и антонимов в прослушанных предложениях и коротких текстах (Прослушайте предложения. Найдите слова-синонимы.). Опыт экспериментального обучения показал абсолютную необходимость применения средств наглядности (картинок, рисунков, слайдов, презентаций в формате Power Point и т.д.), с помощью которых учащиеся ассоциируют зрительную картинку со звуковым образом и закрепляют новое услышанное слово в памяти.

На начальном этапе одна из основных целей заключается в обучении школьников рецептивно воспринимать и основные грамматические конструкции татарского языка. Опыт работы по формированию грамматических навыков показал необходимость определенной последовательности при предъявлениии упражнения: введение или повторение новой грамматической конструкции до прослушивания аудиотекста или набора типовых фраз, актуализация грамматического явления в процессе прослушивания (Прослушайте стихотворение, допишите окончания глаголов. Назовите времена глаголов, встретившихся в стихотворении.), актуализация грамматического явления с помощью знакомых лексических единиц (Прослушайте, назовите слова, отвечающие на вопрос нишли?). Работа над закреплением изученного грамматического материала строилась на прослушивании типовых грамматических явлений (Прослушайте стихотворение, посчитайте, сколько в нем существительных в множественном числе.), распознавании частей речи (Прослушайте ряд слов. Найдите послеслоги, составьте с ними предложения.) и определенных грамматических форм в словосочетаниях и предложениях (Прослушайте диалог, выпишите в тетрадь глаголы в прошедшем времени). При выполнении упражнений для формирования грамматических навыков важно устранить сложности, связанные с незнакомыми словами и сохранять коммуникативный подход к обучению грамматике, когда грамматические явления и конструкции усваиваются как интегрированная часть устной речи.

В третьем разделе «Формирование коммуникативной компетенции при помощи упражнений на аудирование» представлен комплекс упражнений, направленный на формирование и развитие речевых навыков русскоязычных учащихся в начальных классах. Обучение татарскому языку в коммуникативном русле имеет своей целью развить в учащихся умения выражать свои мысли в различных ситуациях в соответствии с нормами языка и условиями коммуникативной ситуации. Чтобы обеспечить естественность речевой деятельности на уроке, необходимо создать потребность в общении на изучаемом языке. Как писал С.Л. Рубинштейн, «всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида». Именно упражнения на аудирование, использование аудиозаписей на уроках являются средствами, обеспечивающими приближенные к естественной коммуникации условия.

В целях формирования коммуникативной компетенции у учащихся представлен комплекс, состоящий и двух подсистем – тренировочных и речевых упражнений на татарском языке. Подсистема тренировочных упражнений является основой для речевой деятельности и средств её осуществления. В качестве примеров тренировочных упражнений можно привести следующие: повторение образцов татарской речи за диктором или учителем, упражнения на формирование механизма вероятностного прогнозирования, упражнения на тренировку кратковременной памяти и другие. Такие упражнения нацелены на развитие навыков восприятия речи на слух (Определите на слух рифмующиеся слова: х?л – тел – т?н – ш?л), речевого слуха (Прослушайте пары слов, поднимите руку, когда услышите слово со звуком [?].); они обеспечивают техническую сторону аудирования (Прослушайте предложения, обращая внимание на интонацию. Изобразите интонацию стрелочкой: Ул укучымы? ?ние? мондамы?), преодоление психологической сложности смыслового восприятия (Слушайте и повторяйте вслух за учителем). В задачу тренировочных упражнений входит также совершенствование деятельности психологических механизмов, которые участвуют в аудировании: упражнения на тренировку механизма вероятностного прогнозирования (Составьте словосочетания, по теме “Летний лагерь”.); тренировку памяти (Прослушайте словосочетания, составьте из них одно предложение. Прослушайте стихотворение два раза, попробуйте рассказать его по

Речевые упражнения для развития навыков аудирования татарской речи учат устранять проблемы в понимании за счёт прогнозирования на уровне текста, делить аудиотекст на смысловые части и определять основную их мысль, приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, к различным условиям предъявления аудиоматериала, приближают учащихся к условиям естественной коммуникации. Именно эти упражнения могут использоваться учителем для взаимосвязанного развития навыков аудирования и говорения. Кроме того, речевые упражнения можно классифицировать с точки зрения вида звучащей речи и источника говорения: задания для обучения восприятию диалогической речи; задания для обучения восприятию диалогической речи при участии партнера; задания для восприятия монологического высказывания. При выполнении речевых упражнений необходимо ставить учащихся в условия, когда понимание прослушанного материала становится основой для выполнения коммуникативного задания.

В разделе «Контроль сформированности умений аудирования при прослушивании связного текста» представлены задания на аудирование татарской речи в виде аутентичных или неаутентичных фонозаписей, с помощью которых возможно организовать контроль динамики формирования и развития навыков восприятия речи на слух у младших школьников, диагностировать их успехи в достижении фонетических, лексических, грамматических и коммуникативных навыков.

Этап контроля сформированности умений является важной составляющей в процессе обучения татарскому языку в начальной школе. Для проверки уровня умений аудирования татарской речи можно применять различные приемы – тесты, контрольный урок аудирования связного текста. Учитель татарского языка в начальных классах прежде всего опирается на свои возможности, материально-техническую базу и цели обучения при выборе формы контроля. Экспериментальное обучение татарскому языку в начальных классах русских школ показало, что необходимо проводить контрольные уроки с целью диагностики динамики развития навыков аудирования и использовать при этом тесты. В работе представлены примеры тестов, составленных на основе структуры тестов для контроля уровня английского языка как иностранного TOEFL и FCE на материале татарского языка (прослушивание коротких диалогов из двух реплик, более продолжительных диалогов и монологов и выполнение тестовых заданий по их содержанию). Примеры диалогических и монологических речевых сообщений составлены по принципу ситуативно-тематического представления материала. Ситуации, участниками которых учащиеся могли бы стать в реальной жизни, озвученные на татарском языке, представляют собой основу для последующей коммуникативной деятельности. Вопросы тестов нацелены на проверку сформированности основных лингвистических навыков и коммуникативных умений у младших школьников.

Прослушивание связных текстов на татарском языке и выполнение заданий по их содержанию наиболее обоснованно и результативно в 3-4 классах. В современной лингвометодике прослушивание аудиотекстов и выполнение контрольных заданий осуществляется в целях определения уровня сформированности таких фонетических навыков, как распознавание и дифференциация схожих по звучанию слов и словосочетаний (б?лек-б?л?к), соотнесение фонетического состава слов и словосочетаний, предложений с их значением, установление сходства и различения интонационных моделей (Нинди матур к?н! – Б?ген нинди к?н?) и т.д.; лексических навыков – распознавание отдельных слов в речевом потоке и соотнесение их со значением, распознавание омонимов, синонимов, антонимов в речи, определение ключевого слова в высказывании и т.д.; таких грамматических навыков, как соотнесение грамматических форм с их значением, дифференциация омоформ (алмa – aлма) в речевом потоке, установление синтаксической функции незнакомой лексической единицы в предложении и т.д. На начальном этапе обучения татарскому языку как неродному учащиеся должны располагать такими коммуникативными умениями перцептивного понимания монологической и диалогической речи, как умение понимать вопросы, включенные в связное высказывание, умение понимать общую идею высказывания, умение прогнозировать продолжение связного высказывания в пределах реплики, умение определять цель высказывания, умение определять точку зрения каждого из собеседников в диалогах, умение определять отношение партнеров по диалогическому общению друг к другу и т.д.

Представленная в диссертационной работе технология обучения способствует формированию аудитивных, языковых и коммуникативных навыков учащихся. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, подтвердили эффективность предложенной технологии обучения аудированию татарской устной речи в начальных классах русской школы, а также правильность выдвинутой гипотезы.

В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования, сформулированы основные выводы по его результатам:

1. Реальное общение может иметь место лишь в том случае, когда оба участника коммуникации уверенно владеют устной речью, так как рецептивные виды речевой деятельности занимают важную нишу в процессе общения на неродном языке, что подтверждает необходимость создания научно-обоснованной системы обучения восприятию татарской речи на слух русскоязычных учащихся. Как в контексте общего среднего образования, так и в рамках повседневного общения, формирование навыков аудирования татарской речи на слух остается одной из актуальных лингвометодических

2. Аудирование – это сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность. Рассмотрение психолого-дидактических основ обучения восприятию татарской устной речи на слух в русской школе позволяет заключить, что сложный, многоступенчатый процесс восприятия должен предусматривать различные подходы для формирования необходимых языковых навыков при аудировании.

3. Организации работы по формированию аудитивных умений должна опираться на знания об особенностях психофизиологических механизмов восприятия на слух: механизмы слуховой памяти, внутреннего проговаривания, идентификации понятий, сегментации, вероятностного прогнозирования, динамика развития которых проявляется в различной степени в разном возрасте.

4. При построении системы обучения аудированию, необходимо учитывать целый ряд объективных трудностей, являющихся помехами на пути к восприятию речевого сообщения. К ним относятся трудности, обусловленные условиями аудирования; трудности, связанные с индивидуальными особенностями источника речевого сообщения; трудности, обусловленные языковой сложностью аудиоматериала.

5. Несмотря на наличие нескольких аудиокурсов, действующие учебно-методические комплексы по татарскому языку для русскоязычных учащихся начальных классов средних школ не содержат аудиоприложения. Дальнейшее совершенствование системы обучения татарскому языку для русскоязычных учащихся предполагает внесение в нее качественных изменений с учетом коммуникативной направленности и создания аудиоматериалов.

6. Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень сформированности навыков аудирования младших школьников русских школ, а также необходимость целенаправленной и последовательной работы по формированию и последующему совершенствованию у учащихся лингвистической и коммуникативной компетенции при помощи упражнений на аудирование.

7. В результате проведения обучающего эксперимента была выработана технология обучения аудированию включающую систему упражнений, направленных на формирование языковых и речевых навыков учащихся и систему форм контроля сформированности навыков аудирования татарской речи у младших школьников в условиях русско-татарского двуязычия.

8. Использование многоярусной системы упражнений на аудирование татарской речи для формирования и совершенствования фонетических, лексических, грамматических навыков, а также комплекса тренировочных и речевых упражнений для развития коммуникативной компетенции учащихся обеспечивает поэтапное формирование аудитивных умений. Система обучения восприятию татарской речи на слух в коммуникативном русле открывает для учителя широкие возможности обучать говорению на основе аутентичного аудиоматериала, параллельно развивая и лингвистические навыки учащихся, проводить уроки татарского языка с использованием современных методов и инновационных технологий.

9. Проведенное исследование позволило констатировать необходимость внедрения технологии обучения аудированию татарской речи на протяжении всего курса обучения в начальной школе для обеспечения практического усвоения татарского языка в целях коммуникации. Представляется перспективным дальнейшее углубленное исследование процесса формирования у младших школьников навыков восприятия татарской речи на слух.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых изданиях, утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Шарифуллина Д.Р. Аудирование как средство формирования лингвистических навыков / Д.Р. Шарифуллина // Учен. зап. Казан. Ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2008. — Т. 150, кн. 8. — С. 150–153.

II. Статьи, опубликованные в сборниках и научных изданиях: