DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Мельникова Нина Васильевна, 15.04.2009

 

адекватное нравственное поведение и позитивные моральные переживания, способствуют сохранению стойкого позитивного эмоционального отношения в процессе общения с окружающими, которые поощряют такое поведение;

адекватное нравственное поведение, позитивные моральные переживания и отношения при соблюдении нравственных требований вновь стимулируют позитивное к ним отношение и влекут за собой новые нравственные действия и поступки ребенка;

постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, уже не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные его собственными нравственными отношениями, оценками и самооценкой;

в процессе нравственного развития формируются высшие нравственные чувства и прежде всего чувство долга перед взрослыми, стремление соответствовать их моральным требованиям не из-за угрозы наказания, а из-за долженствования;

осознанность нравственных норм и адекватность эмоционального отношения в процессе развития нравственной сферы личности усиливают аспекты произвольности нравственного поведения дошкольника, однако его нравственные чувства и переживания всегда остаются решающим фактором.

В теоретической части исследования были описаны частные психологические механизмы формирования нравственной сферы личности дошкольника: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральные оценки взрослых) и внутренняя оценка нравственного поведения.

Возрастная динамика формирования компонентов нравственной сферы идентична и отличается только уровнем. Рассмотрение становления отдельных компонентов нравственной сферы показало, что наиболее сформированным в дошкольном возрасте является нравственное поведение и слабо сформированным – нравственное сознание, что подтверждается данными возрастной психологии.

Уровень развития и тип мышления дошкольников не позволяют в достаточной мере овладевать нравственными понятиями и предполагают их освоение в наглядно-практической форме, что влияет на общий уровень нравственного развития ребенка.

Однофакторный анализ показал, что восходяще-нисходящая динамика присуща и отдельным компонентам нравственной сферы личности, однако по уровню развития доминирует компонент нравственного поведения и отстает компонент нравственного сознания. Следовательно, нравственное поведение ребенка основано на понимании и принятии нравственных норм и правил, которые реализуются при наличии одобрения и контроля со стороны

Сравнительный анализ результатов по фактору возраста проводился посредством однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Полученные результаты позволяют утверждать, что в дошкольном возрасте имеется положительная динамика общего уровня нравственного развития.

4 года. Дети этого возраста имеют адекватное представление о правильных и неправильных, хороших и плохих поступках. Но они не осознают последствий поведения, которое не соответствует нравственным нормам, правилам и требованиям. Им трудно понимать и эмоционально оценивать базисные этические понятия в силу того, что моральные переживания еще только начинают формироваться на базе развития социальных эмоций и высших чувств.

Нравственные чувства сформированы по отношению к отцу и матери, а чувство долга – по отношению к взрослым и младшим. В силу несформированности нравственного сознания поведение ребенка полностью подчинено нравственным чувствам. В поведении четырехлеток наиболее развит такой элемент, как нравственные переживания, эмоциональное отношение к действиям и поступкам. Различая характер поступков, дети склонны завышать требования к другим и занижать их по отношению к себе. Их поведение строится по образцу.

5 лет. Дети имеют более адекватное представление о хорошем и плохом поведении, но также не осознают его последствий. Зато начинают понимать, к чему ведет нарушение норм и правил поведения. У пятилеток часто затруднена или неадекватна эмоциональная оценка базисных этических понятий. Характер нравственных переживаний ребенка не в полной мере соответствует нравственным представлениям. Указанная особенность связана с возрастными характеристиками детей 4-5 лет, в частности, с тем, что у них слабо развито понятийное мышление и, следовательно, они еще не способны полностью адекватно понимать и оценивать этические понятия, а также предвидеть последствия собственного поведения.

6 лет. Как и на предыдущих возрастных этапах, дети не полностью адекватны в своих представлениях и оценках поведения. 40% детей не совсем точно выражают свое отношение к этическим понятиям, 22,4 % демонстрируют неадекватность эмоциональной оценки. Эта специфика нравственного сознания связана с формированием моральных инстанций, индивидуальных мотивационных систем и особенностями самосознания, которое характеризуется расслоением целостного образа «Я» на «Я-реальное» и «Я-потенциальное». Формируются нравственные чувства по отношению к воспитателям, а чувство долга перед сверстниками конкурирует с чувством по отношению к взрослым. На нравственное поведение детей в большей мере оказывают влияние нравственные знания и переживания. На основе устойчивого характера соподчинения мотивов и потребностей, развития доминирующих установок и индивидуальных мотивационных систем повышается общий уровень нравственного поведения. Изменения претерпевают такие его элементы, как нравственные действия, поступки и эмоциональное отношение к ним. Поведение строится на основе интериоризации норм, правил и образцов, выраженных в этических понятиях. Самоконтроль поведения строится на основе высших нравственных чувств, в частности, чувстве долга.

7 лет. Дети этого возраста правильно определяют характер нравственных действий и поступков на основе использования этических эталонов и моральных инстанций. Только треть из них затрудняется в толковании сущности базисных этических понятий. Дети определяют базисные этические понятия и адекватно выражают свое отношение к ним в виде соответствующих переживаний. Чувство долга перед воспитателями повышается, к сиблингам – снижается.

На основе единства и взаимодействия отдельных компонентов нравственной сферы личности (сознания и поведения) значительно повышается уровень нравственного поведения детей. Теперь не только нравственные чувства ребенка обусловливают его поведение, но и его нравственное сознание. Интенсивно в нравственном поведении развивается элемент нравственных переживаний. Самоконтроль поведения реализуется на основе высших нравственных чувств, чувства долга и эмпатии.

Развитие компонентов нравственной сферы личности дошкольника.

Развитие нравственного сознания детей 4-7 лет идет по линиям: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном поведении; осознания последствий нарушений нравственных норм и правил, хороших и плохих поступков для самого себя и окружающих; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания и эмоциональной оценки (переживания); использования этических понятий в качестве основы для определения характера нравственных действий и поступков; усиления конкордации между нравственными знаниями, представлениями, нравственным отношением к ним и переживаниями. В процессе развития моральных переживаний, начальных звеньев самосознания, освоения разнообразных конвенциональных ролей в игровых и реальных отношениях у ребенка формируются высшие нравственные чувства. Важнейшее из них – чувство долга. Первично нравственные чувства ребенка формируются в семье по отношению к отцу и матери, сиблингам, затем экстраполируются на взрослых, прежде всего, воспитателей. Стремление соответствовать моральным требованиям не из-за угрозы наказания или стремления к поощрению, а из-за позитивности поведения – становится мощным регулятором нравственного поведения. Эта тенденция делает возможным освоение базисных этических понятий, построенных на позитивном восприятии и понимании. В процессе освоения этических понятий на основе развития самосознания и рефлексивного мышления увеличивается количество детей с заниженной самооценкой собственного поведения, значительно повышается адекватность оценки поведения других людей.

Нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях: в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке; повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий. Сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью. Как показал анализ корреляционных плеяд, выполненный в группах, выделенных по возрастам, от 4 к 7 годам в структуре нравственной сферы личности дошкольника происходят существенные изменения.

В 4 года (рис. 2) эта структура находится в стадии становления. Наиболее четко представлен блок нравственных чувств (НЧ). В нем обнаруживаются как внутрикомпонентные связи, так и позитивные корреляции с компонентом нравственного поведения (НП). Нравственные чувства полностью обусловливают поведение ребенка. Нравственное сознание находится в стадии становления. Ребёнок обретает нравственные знания и вырабатывает к ним нравственное отношение.

Нравственные знания существуют отдельно и не связаны с нравственными переживаниями ребенка. Если таковые возникают, то именно они могут повлиять на отдельные элементы нравственного поведения (способность совершать нравственные поступки адекватно ситуации). Следовательно, нравственное сознание ребенка находится в стадии становления и не выполняет координирующей роли. Нравственное поведение еще не сформировано (на это указывает отсутствие корреляционных связей внутри компонента). Отсутствует единство между нравственными действиями, отношением к ним и эмоциональными переживаниями правильных и неправильных поступков. Нравственные действия и поступки бывают под влиянием нравственных переживаний, нравственных чувств, но не опираются на нравственные знания и представления, ибо они находятся в зачаточном состоянии.

Примечание: _ _ _ межкомпонентые связи; ____ внутрикомпонентные связи.

Рис. 2. Структура нравственной сферы личности дошкольника в 4 года и 5

Анализ корреляционной плеяды, изображающий структуру нравственной сферы личности ребенка 5 лет (рис.2), позволил условно обозначить этот период как «борьбу между сознанием и чувствами ребенка». К этому периоду в структуре нравственной сферы личности ребенка укрепляется блок нравственного сознания (НС), все элементы которого теперь уже могут влиять на нравственное поведение ребенка и сами меняться в процессе нравственных действий и поступков. Это могут быть нравственные знания, отношения и переживания ребенка.

Однако внутри нравственного сознания ребенка нравственные знания (НС1)

по-прежнему не связаны с нравственными отношениями и переживаниями (НС2, НС3). Нравственные чувства ребенка теперь уже в большей степени связаны с нравственным сознанием, а не только с нравственным поведением. Вследствие этого возникают противоречия между отношением ребенка к базовым этическим понятиям и реальным отношением ребенка к своим нравственным действиям и поступкам и нравственным переживаниям детей в ситуациях морального выбора. В нравственном поведении детей пятилетнего возраста по-прежнему наблюдается разрыв между нравственными действиями и эмоциональным отношением к ним.

Примечание: _ _ _ межкомпонентые связи; ____ внутрикомпонентные связи.

Рис. 3. Структура нравственной сферы личности дошкольника в 6 и 7 лет

6 лет. К концу дошкольного периода формируется новый тип мышления, который позволяет овладевать моральными инстанциями. На этой основе у ребенка формируется нравственное сознание, которое впервые представлено единством нравственных знаний, представлений и переживаний. В большей мере на нравственное поведение ребенка оказывают влияние нравственных знаний. Нравственные переживания обусловливают в реальном поведении отношение к выполнению базовых этических понятий. По-прежнему активным в структуре нравственной сферы личности является компонент нравственных чувств, однако, в большей степени нравственное поведение шестилетнего ребенка соотносится с эмоциональным переживанием морального выбора. Имеется незавершенность структуры, которая выражается в отсутствии прямых межкомпонентных отношений (рис.3).

Завершено также формирование внутрикомпонентного единства нравственных чувств. Однако сохраняется противоречие между реальными нравственными действиями и поступками и эмоциональным отношением к ним, и отсутствует единство нравственных знаний и переживаний (рис.3).

Половозрастные различия и типология формирования нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Сравнительный анализ результатов по фактору половой принадлежности обнаружил достоверные различия (t = -2,305, p<0,05) в уровне развития нравственных чувств дошкольников. Девочки, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков в этом возрасте в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

Общий уровень нравственного развития девочек достоверно отличается лишь в пятилетнем возрасте (соответственно 1,73 и 0,70 балла). Однако, уже в 6 лет мальчики сокращают этот разрыв (3,65 и 3,98 балла), а к 7 годам преодолевают это отставание (4,17 и 4,39 балла).

Типологизация нравственной сферы личности дошкольников проводилась посредством кластерного анализа, что позволило объединить детей в однородные группы по принципу ближней связи. Полученные в результате иерархической кластеризации данные показали, что по сочетанию параметров нравственной сферы личности выборка делится на два больших абсолютно отличных между собой кластера, для каждого из которых характерен свой тип нравственной сферы личности. При этом второй кластер делится ещё на две отличающиеся между собой группы. Таким образом, выборка разделена нами на три группы-кластера, каждой из которых присуща своя типология. В первую вошло 31% от общего числа испытуемых. Этот кластер разновозрастный с некоторым преимуществом в составе детей 5-6 лет, большая часть из которых – мальчики. Во вторую группу вошло 44% дошкольников. Этот кластер объединил детей в возрасте от 5 до 7 лет, детей в возрасте 4 лет в нём практически нет. Большая часть детей данной группы – девочки. В третью группу вошло 25% от общего числа испытуемых. Третий кластер, также как и первый, является разновозрастным с тем лишь отличием, что по половому признаку он в равной мере включает в себя как мальчиков, так и девочек. Таким образом, все кластеры обладают разновозрастными характеристиками, причём каждый из них включает в себя как мальчиков, так и девочек.

Уровень нравственного развития дошкольников проявляется также в их типологии: нравственно воспитанные, нравственно послушные и нравственно неустойчивые. Девочки имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков в этом возрасте в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

Обобщённая характеристика выделенных типов:

Первый тип – «нравственно воспитанный». Нравственные правила реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых. Наблюдается, с одной стороны, стремление к утверждению своей воли при неадекватном оценивании приемлемости поведения, как своего, так и чужого, с другой – присутствует желание соответствовать общим правилам и интересам большинства. Чувство долга выражено недостаточно, а оценка собственного поведения неадекватно завышена.

Второй тип – можно условно обозначить как «нравственно послушные». В целом он характеризуется ещё недостаточным пониманием этических понятий, но уже существующие представления о нравственных нормах позволяют оценивать происходящее и предвидеть последствия правильных и неправильных действий. Нравственные переживания ребёнка не связаны с чувством долга, они проявляются только в отношениях с матерью и друзьями, но не с отцом. В общении со сверстниками наблюдается тенденция к доминированию. Поведение детей строится и оценивается в соответствии с требованиями и интересами социального окружения.

Третий тип – «нравственно неустойчивый». Характеризуется неточным пониманием этических понятий, ошибочными представлениями о нравственности, неспособностью прогнозировать развитие событий и незнанием норм морали. Нормы и правила не осознаются, а их нарушение не вызывает негативных переживаний.

Общая характеристика комплексной технологии «Этика». На основе данных теоретического и эмпирического исследования, выявленных половозрастных и типологических особенностей детей, разработана комплексная технология развития нравственной сферы личности дошкольника, сочетающая индивидуальные и групповые, вербальные, наглядно-практические, информационные и творческие методы, предполагающие работу с ребенком и его окружением (родители – блок «Нравственный потенциал» и педагоги – «Нравственная культура»). Развивающий блок технологии – «Нравственное единство» направлен на обеспечение единства нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний ребенка и предполагает решение следующих задач: стимулирование активности ребенка в освоении этических эталонов и правил овладения нравственным опытом; развитие позитивных нравственных отношений в группе детского сада; индивидуально-дифференцированную работу с детьми, имеющими недостатки нравственного развития.

Первая задача представлена тремя блоками: «Нравственное сознание, «Нравственное поведение», «Нравственные чувства и переживания»; соответственно, вторая и третья задачи представлены блоками «Нравственные отношения» и «Нравственные качества» (рис.4).