DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Мельникова Нина Васильевна, 15.04.2009

 

теоретическое моделирование.

2. Эмпирические методы:

психодиагностические (проективные методы, рисуночные пробы, игры, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных

педагогические (беседа, включенное наблюдение за процессом нравственного развития детей);

праксиметрические – анализ результатов деятельности детей, изучение и обобщение работы педагогов и психологов;

психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3. Методы математической статистики:

дескриптивная статистика;

корреляционный, факторный и кластерный анализ.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте представлена в русле культурно-исторической теории и концепций морального развития ребенка на основе системно-деятельностного подхода. С этих позиций нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний ребенка; динамика, развитие которого обусловлено характером интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Новизна заключается в прослеживании динамики нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет на основе общего теоретического подхода, единых критериев и специального нового метода. Определены базисные этические понятия, которые лежат в основе нравственного развития детей дошкольного возраста. Определены половозрастные и типологические особенности, общие и специфические факторы и психологический механизм развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте. Доказано, что динамика нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет опосредована чувствами ребенка и детерминируется противоречием между его стремлением сохранить положительный образ «себя» и представлениями о своем реальном «Я». Динамика нравственной сферы личности в дошкольном возрасте в целом носит восходящий характер (доминирование нравственных чувств ? конкуренция нравственного сознания и чувств ? повышение роли нравственного сознания).

Установлено, что в дошкольном возрасте происходит становление нравственной сферы личности, как интегрального единства и взаимодействия нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка. Уровень ее развития определяется как позитивное ситуативное единство нравственных чувств и поведения, а, следовательно, нравственное поведение ребенка строится на недостаточном понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии и одобрении со стороны взрослых.

Экспериментально установлено, что развитие нравственного сознания дошкольников происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил; освоения базисных этических понятий в аспекте их понимания, переживания и использования для определения характера нравственных действий и поступков; конкордации между нравственными представлениями, отношениями, переживаниями, знаниями. В процессе развития самосознания, освоения разнообразных конвенциональных ролей в игровых, реальных отношениях и моральных переживаниях, связанных с ними, формируются высшие нравственные чувства и, прежде всего, чувство долга. Формируясь и проявляясь сначала в семье (отношение к родителям и сиблингам), чувство долга экстраполируется на всех взрослых и сверстниках. К концу дошкольного возраста чувство долга по отношению к сверстникам начинает конкурировать с тем же чувством по отношению к взрослым. Это усиливает значение и возможности освоения базисных этических понятий как регуляторов нравственного поведения ребенка. Нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается через усиление роли нравственных норм, требований и образцов; повышение адекватности оценки собственных и чужих действий и поступков на основе нравственных знаний. При сохранении зависимости поведения ребенка от внешнего стимулирования взрослых и связанных с ним нравственных чувств и переживаний роль субъектности ребенка повышается.

Впервые разработана комплексная технология развития нравственной сферы личности дошкольника на основе освоения базисных этических понятий; представлена процессуально-содержательная модель развития нравственной сферы личности, ориентированная на интегральное единство всех компонентов, входящих в её структуру. Определены психолого-педагогические условия и критерии результативности этого

Теоретическая значимость исследования. В работе содержится концептуальное обоснование психологического содержания нравственной сферы личности и динамики ее развития в дошкольном возрасте. Нравственная сфера личности представлена как системное явление, характеризующее взаимосвязь и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Разработан понятийный аппарат и комплексная методология исследования нравственной сферы личности дошкольника, выделены, конкретизированы и описаны базисные этические понятия и определены особенности их освоения детьми на уровне нравственного сознания, поведения, чувств и переживаний ребенка. Разработана и экспериментально проверена интегративная структурно-содержательная модель нравственной сферы личности дошкольника, на основе применения которой получены новые данные о нравственном развитии ребенка. Эти данные способствуют углублению и обогащению общей теории нравственного развития ребенка в дошкольном

К пониманию динамики нравственной сферы личности осуществлен системный подход с позиций общепсихологических, общевозрастных и гендерных особенностей. Определены структурно-содержательные, половозрастные особенности нравственной сферы личности дошкольника. Доказано, что развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте обусловлено противоречием между стремлением ребенка сохранить положительный образ «себя» и его представлениями о своем реальном «Я».

Разработанная на основе системно-деятельностного подхода целостная теоретическая концепция развития нравственной сферы личности дошкольника в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий обогащает психологию развития, детскую психологию, психологию личности и педагогическую психологию.

Теоретический анализ послужил основанием для разработки методических средств, адекватных предмету исследования. Доказано, что методом исследования содержания и динамики развития нравственной сферы личности может быть метод изучения уровня развития всех ее компонентов, характера их взаимодействия в процессе интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий.

Положения, выносимые на защиту:

В дошкольном возрасте нравственная сфера личности представляет собой интегральное единство и взаимодействие когнитивного (нравственное сознание), эмоционального (нравственные чувства и переживания) и поведенческого (нравственное поведение и отношения) компонентов, в котором системно-образующая роль принадлежит нравственным чувствам.

Базисными этическими понятиями, характер усвоения (интериоризации-экстериоризации) которых обусловливает развитие нравственной сферы личности дошкольника, являются следующие: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.

Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических понятий («МИНСэп»), ориентирована на интегральное единство и взаимодействие всех компонентов, входящих в её структуру; на определение уровня их сформированности и характера взаимодействия, а также на воспроизводство процесса усвоения ребенком базисных этических понятий в условиях диагностического эксперимента.

Общими факторами развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание им нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений, переживаний и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм связан с интериоризацией-экстериоризацией нравственных норм, содержащихся в базисных этических понятиях. Частными психологическими механизмами развития нравственной сферы личности дошкольника признаны: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральная оценка взрослых) и внутренняя оценка нравственного поведения и отношений ребенка (моральная самооценка).

Динамика нравственной сферы личности дошкольника от 4 до 7 лет носит восходящий характер (доминирование нравственных чувств ? конкуренция нравственного сознания и нравственных чувств ? повышение роли нравственного сознания). К концу дошкольного возраста оформляется только ее первичная трехкомпонентная структура и основные внутрикомпонентные связи. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется разрыв между элементами нравственного поведения (способность совершать нравственные действия и поступки, выражать к ним адекватное отношение и адекватно их переживать).

Уровень нравственного развития в 4 года – негативное единство нравственного сознания, чувств и поведения, 5 лет - отсутствие единства нравственного сознания, чувств и поведения, 6 лет – ситуативное позитивное единство нравственных чувств и поведения, 7 лет - позитивное единство нравственного сознания и поведения, в целом по дошкольному периоду – ситуативное позитивное единство нравственных чувств и поведения.

Девочки дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, регулирующих поведение, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков-дошкольников в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.

По уровню нравственного развития можно выделить три типа дошкольников: нравственно воспитанные (уровень позитивного нравственного сознания, чувств и поведения и уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения), нравственно послушные (уровень ситуативного единства нравственных чувств и поведения) и нравственно неустойчивые (уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения и уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения).

Модель процесса и технология формирования нравственной сферы личности дошкольника содержательно и организационно ориентированы на усвоение (интериоризацию-экстериоризацию) ребенком базисных этических понятий на уровне, обеспечивающем позитивное единство сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка. Критериями ее эффективности (развития нравственной сферы личности дошкольника) являются: критерий нравственного знания (что ребенок знает); критерий нравственного отношения (как он к этому относится); критерий нравственного поведения (как он себя ведет); критерий морального переживания (что он при этом чувствует); общий критерий - как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в 46 опубликованных работах, среди которых – 4 авторские монографии, 5 учебно-методических пособий, 39 статей, в том числе – 10 в научных журналах по перечню ВАК МО и НРФ. Общий объем опубликованных работ – 139,7 п.л. Работа прошла апробацию: на кафедре возрастной психологии Шадринского государственного педагогического института; кафедрах психологии развития и возрастной психологии Курганского государственного университета; кафедре психолого-педагогического образования и дефектологии Шадринского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова; кафедре психологии развития Казанского государственного университета. Основные положения теории и практические наработки исследования изложены в научных статьях, докладах и выступлениях на Международных и Всероссийских конференциях и семинарах (Москва, 1995, 2006, 2007, 2008; Санкт-Петербург, 2007, 2008; Челябинск, Киров, Белгород, Уфа, 2006; Екатеринбург, 2004, 2007, 2008; Саранск, 2006; Курган, 1994, 2006, 2007, 2008; Магнитогорск, 2008; Шадринск, 1995, 1996, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007,2008). Материалы исследования отражены в монографиях: «Психолого-педагогические основы проблемы отношений «Взрослый - ребенок» (2001), «Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника» (2005), «Нравственная сфера личности дошкольника» (2007, 2008). Они представлены в учебно-методических пособиях: «Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций» (2003), «Семья: дети – отношения – родители» (2004), «Психология нравственности» (2004), «Методология исследования эмоциональной сферы ребёнка, развитие его личности педагогом» (2004), «Программа исследования категорий нравственной сферы личности дошкольника» (2006) и др.

Внедрение результатов осуществлялось средствами преподавательской деятельности по подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров для модернизации коррекционно-развивающей и коррекционно-профилактической работы с дошкольниками. В частности, на основе проведённого исследования разработаны авторские спецкурсы «Проблемы этической психологии», «Психология нравственности», «Психология нравственных отношений дошкольников», «Развитие у детей нравственных чувств», «Психология личности взрослого и ребёнка с позиции этики», «Методология исследования нравственной сферы ребёнка дошкольного возраста». Теоретические и практические результаты исследования используются в лекционных курсах по дисциплинам: «Детская психология», «Возрастная психология», «Конфликтология», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», дисциплинах специализации и курсах по выбору в Шадринском государственном педагогическом институте (1996-2002, 2008), Курганском государственном университете (2006-2007), Шадринском филиале МГГУ им. М.А. Шолохова (2002 – 2008).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная концепция структуры и динамики развития нравственной сферы личности дошкольника позволяет системно, в единой логике, подходить к ее диагностике и развитию в дошкольном возрасте. Полученные результаты применимы в практике работы детских психологов для осуществления комплексной диагностики и мониторинга нравственного развития детей дошкольного возраста; в работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника; в деятельности дошкольных педагогов при создании психолого-педагогических условий для повышения эффективности нравственного воспитания детей и изучении его результатов. Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника является первой валидизированной методикой, позволяющей изучать как уровень развития отдельных компонентов, так и общий уровень нравственного развития ребенка на основе освоения базисных этических понятий. Предложенная модель процесса и технология развития нравственной сферы личности дошкольника нашли применение в работе детских дошкольных учреждений Курганской и Свердловской областях, г.г. Кургана и Шадринска.

База исследования. Исследование проводилось с 1998 года по 2008 год. На разных этапах исследования в нём приняли участие 1280 дошкольников в возрасте 4-7 лет. Исследованием было охвачено 20 ДОУ Курганской и Свердловской области.

Достоверность результатов исследования обеспечивается четкой методологией исследования; подтверждается публикацией материала в реферируемых научных журналах и изданиях; широкой апробацией результатов исследования; адекватностью методов и процедур поставленных задач и статистически значимых результатов психолого-педагогического эксперимента; объёмом эффективной практической работы в образовательном поле ДОУ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, содержит 19 приложений, 16 рисунков и 31 таблицу. Список литературы насчитывает 400 наименований, из них - 26 на иностранном языке. Общий объём работы - 344 страницы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются его объект, предмет исследования; сформулированы цель, задачи и методы исследования; показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обозначены положения, выносимые на защиту. В заключении обсуждаются основные результаты исследования и его перспективы. В приложении помещена авторская методика исследования нравственной сферы личности в дошкольном возрасте.

Глава 1 «Теоретический анализ особенностей нравственного развития личности в дошкольном возрасте» содержит исследование подходов к развитию личности в дошкольном возрасте; описание особенностей нравственного развития ребёнка-дошкольника на основе освоения этических понятий; психологическую характеристику нравственной сферы личности ребёнка и авторскую концепцию её развития.

При всем многообразии подходов к проблеме личности и ее развития в отечественной психолого-педагогической науке, в подавляющем большинстве из них, просматривается влияние известных теоретических концепций Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, разработавших культурно-историческую теорию, теорию деятельностного опосредования развития психики, концепцию субъекта деятельности. Личность рассматривается как человек, взятый в системе психологических характеристик, социально обусловленных, проявляющихся в общественных по своей природе отношениях, являющихся устойчивыми, определяющими нравственные поступки человека, имеющих существенное значение для него самого и окружающих. Индивидуальное бытие личности формируется через ее внутреннюю позицию, через систему личностных смыслов. Бытие общественных отношений в личности развивается через присвоение человеком материальной и духовной культуры, через усвоение социальных нормативов и установок (В.С.Мухина).

Развитие личности есть процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с окружающим зависит процесс развития личности. Как отмечает А.В.Петровский, развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих личности. Приобщение ребёнка к социальной действительности через познание последней и присвоение социального опыта при целенаправленном руководстве способствуют зарождению общественной и нравственной направленности детской личности.

Дошкольный возраст от 4-5 до 6-7 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев обозначили дошкольное детство как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Ребёнок-дошкольник овладевает нормативной (игровой) деятельностью и нормативным поведением. На основе овладения первыми этическими инстанциями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). В процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения.

Нравственное развитие личности дошкольника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной