DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Формирование базовой личностной физической культуры студенток на занятиях в специальных медицинских группах

Цеева Нана Ахмедовна, 15.04.2009

 

Противоречие может быть разрешено в рамках научной проблемы, которая заключается в необходимости разработки теоретико-методологических и организационных основ формирования базовой физической культуры личности студенток специальных медицинских групп.

Объект исследования: Процесс формирования физической культуры личности студенток высших учебных заведений специальных медицинских групп.

Предмет исследования: Процесс формирования базовой физической культуры личности студенток высших учебных заведений специальных медицинских

Цель исследования: Теоретическое и экспериментальное обоснование программно-методического и организационного обеспечения процесса формирования базовой физической культуры личности студенток специальных медицинских групп.

Рабочая гипотеза: Процесс формирования базовой физической культуры личности студенток высших учебных заведений занимающихся в специальных медицинских группах будет эффективным, если:

– будут выявлены исходные уровни сформированности базового составляющего личностной физической культуры занимающихся и обеспечен их учет при формировании и реализации программы физического воспитания;

– будут выделены интегрированные дидактические цели формирования базовой личностной физической культуры, определено и реализовано содержание, оптимально разрешающее эти цели;

– будет сформирована и реализована модель социализации студенток, занимающихся в специальных медицинских группах, в ней определены задачи, компоненты и уровни их развития в процессе формирования физической культуры личности и ее базовой составляющей.

Задачи исследования:

Определить понятие «базовая физическая культура личности» и выделить ее компонентный состав.

Выявить интегрированные дидактические цели формирования базовой личностной физической культуры студенток высших учебных заведений, занимающихся в специальных медицинских группах, определить содержание и состав средств их реализации.

Экспериментально обосновать эффективность модели социализации студенток специальных медицинских групп с точки зрения формирования базовой физической культуры личности.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления о целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его системности и материальности, ведущей роли деятельности в развитии человека; диалектико-материалистические положения теории формирования личности, о важнейшей роли физического воспитания в формировании гармоничной личности, фундаментальные положения теории физической культуры о взаимодействии человека и окружающей среды.

Теоретическими основаниями исследования являются: теория личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская), теория и технология оптимизации учебного процесса (В.П. Беспалько, С.Н. Бегидова, М.Р. Кудаев), теория мотивации деятельности и поведения человека ( А. Маслоу, К. Роджерс); концепция поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), концепция формирования физической культуры личности (В.П. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Н.Х. Хакунов), идея о соотношении интеллектуального и двигательного компонентов физического воспитания студенческой молодежи (М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, В.П. Лукьяненко), идеи о базовости культуры личности (Е.Н. Шиянов, И.Б. Котов, О.С. Газман и др.), базовости физической культуры личности (И.И. Сулейманов, Н.Г. Еременко, Лях В.И. и др.), иерархии составляющих базовой физической культуры личности (В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, К.Д. Чермит), современные концепции и технологии реализации оздоровительных задач в процессе обучения и физического воспитания (В.И. Бондин, Н.Н. Визитей, С.П. Евсеев).

Для реализации задач, поставленных перед исследованием, были применены следующие группы методов:

- анализ проблемной ситуации (библиографический поиск; анализ и синтез опыта ведущих ученых и научных школ; нормативных документов, архивных материалов);

- теоретическое моделирование содержания образования на основе теоретического, логического, сравнительно-сопоставительного и категориального анализа и синтеза;

- обсервационные методы: прямые и косвенные наблюдения, самооценки;

- диагностические и эмпирические методы: анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности студентов, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент;

- методы математической статистики.

Исследование проводилось поэтапно, в период с 2001 по 2007 годы. На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической и психологической научно-методической литературы. Определялись исходные параметры работы, ее предмет и объект, гипотеза, методы, научный аппарат. В целом выявлялось состояние проблемы исследования и актуальность проблемы формирования базовой личностной физической культуры студентов, занимающихся в специальных медицинских

На втором этапе (2002-2004гг.) организован и проведен констатирующий эксперимент, в котором приняло участие 228 студенток филологического, юридического, экономического, математического факультетов, иностранного факультета и института искусств в возрасте от 17 до 22 лет, обучающихся на первом-пятом курсах, разрабатывалась содержательная модель формирования физической культуры личности девушек, занимающихся в специальных медицинских группах, определялись методология, содержание, задачи, предмет и содержание диагностики, а также механизмы их реализации.

На третьем этапе (2005-2007гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации на практике модели формирования базовой физической культуры личности девушек, занимающихся в специальных медицинских группах. В эксперименте, проведенном на базе Адыгейского государственного университета в течение 2005-2006 учебного года, приняло участие в качестве участников экспериментальной группы 24 студентки юридического факультета и 26 студенток экономического факультета в качестве участников контрольной группы.

На четвертом этапе (2007г.) анализировались, обобщались и перепроверялись результаты исследования. Оформлялся текст диссертации.

Научная новизна работы. Представленная в диссертационном исследовании совокупность теоретических положений, выводов, рекомендаций содержит в себе решение важной научной задачи.

Раскрыта сущность, дано определение понятию «базовая физическая культура личности» и выделен ее компонентный состав (коммуникативный, гносеологический, ценностно-ориентировочный, самодетерминирующий, деятельностный).

Определены интегрированные дидактические цели формирования базовой личностной физической культуры студенток специальных медицинских групп.

Определены содержание, состав средств и методические особенности формирования физической культуры личности студенток, занимающихся в специальных медицинских группах.

Определены критерии и уровни оценки компонентов базовой личностной физической культуры студенток.

Научно обоснована модель социализации студенток в процессе занятий, позволяющая эффективно формировать базовую физическую культуру личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения:

- расширяют диапазон знаний в области теории и методики формирования личности в процессе физического воспитания;

- углубляют представления о возможностях социализации человека средствами физического воспитания;

- углубляют представления о цели, задачах и средствах формирования личности в процессе занятий и тем самым расширяют диапазон знаний в области методики физического воспитания;

- определяют новое направление физического воспитания студенческой молодежи занимающихся в специальных медицинских группах и основные подходы к его реализации, тем самым расширяют диапазон знаний в области теории и методики адаптивной физической культуры;

- уточнено и введено понятие «базовая личностная физическая культура», определены ее компонентный состав и способы ее оценки, тем самым расширен диапазон знаний в области теории физической культуры.

Практическая значимость: Разработанная и апробированная модель социализации занимающихся в специальных медицинских группах обеспечивает эффективное формирование базовой личностной культуры занимающихся студенток и, следовательно, может быть эффективно применена в практической деятельности кафедр физического воспитания.

Использование предлагаемого подхода к формированию базовой составляющей личностной физической культуры может быть экстраполировано на другие поло-возрастные группы.

Разработанная система диагностики базовой личностной физической культуры применима при оценке ее компонентов в различных возрастных группах.

Обоснованные в исследовании идеи используются в специальных медицинских группах при организации занятий и формировании физической культуры личности занимающихся, что подтверждается актами о внедрении.