DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Влияние современных реформ на социальные условия жизни населения россии (социологический анализ)

Савинков Владимир Ильич, 15.04.2007

 

дать анализ бедности в России, ее качественные и количественные характеристики и на этой основе обосновать формы и методы преодоления данного социального явления;

исследовать оценки населением социальных условий жизни и их динамику в процессе реализации социальных реформ.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

на основе анализа современных концептуальных подходов исследования социальных условий жизни уточнены понятия «уровень жизни», «качество жизни», «социальные условия жизни». Социальные условия жизни являются понятием, характеризующим социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных жизненных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации;

обосновано, что социальная политика является эффективной, когда она направлена на улучшение социальных условий жизни населения, повышение уровня и качества жизни, снижение социальной дифференциации в обществе, когда она реализует взаимосвязи в системе «бизнес-власть-общество» таким образом, чтобы сбалансировать личные, групповые и общественные интересы в целях социальной стабильности и развития общества;

определено, что развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Противоречия между бедностью и богатством обусловливают высокую степень несовместимости интересов верхних и нижних слоев населения. Одновременно социальные гарантии, стандарты и индикаторы, на которые ориентирована деятельность государственного административно-управленческого аппарата, имеют тенденцию к отставанию от процесса интенсивного реформирования общества. Таким образом, инновационный потенциал реформ сдерживается ориентацией управляющих структур на устаревшие стандарты и индикаторы, - с одной стороны, а с другой - разрывом ценностных ориентаций полярных социальных

обосновано наличие противоречий в условиях жизни россиян, вызванных отсутствием равных шансов для развития человеческого потенциала, выраженным предпочтением молодому возрасту в социально-трудовой сфере, социальным неравенством, изначально обусловленным неравными жизненными шансами, особым российским феноменом «вторичной бедности», связанным с пенсионным возрастом, потерей работы, многодетностью семьи и т.д.;

выявлено, что реализация приоритетных национальных проектов способствовала смягчению социальной напряженности в обществе, вызванному принятием и реализацией Федерального закона № 122 –ФЗ, однако они не могут снизить дифференциацию социальных условий жизни населения и обеспечить предоставление россиянам равных возможностей для развития человеческого потенциала; для успешного решения данных социальных проблем необходим возврат к социально ориентированному государству;

результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что положение неблагополучных слоев населения имеет объективные причины: низкий уровень образования, отсутствие навыков, необходимых для занятия выгодных позиций на рынке труда, проблемы со здоровьем и т.д. Значительная часть населения соглашается с необходимостью проведения современных реформ, однако настаивает на расширении возможностей для самостоятельного решения своих социальных проблем.

Положения, выносимые на защиту:

успешный переход к новым социальным условиям зависит от содержания и способов реализации современных реформ, методов взаимоотношений между государством и гражданским обществом, государственным административным аппаратом и населением. Социальная политика является эффективной, когда способствует улучшению условий жизни населения, повышению уровня и качества жизни, снижению социальной дифференциации в обществе, основана на сбалансированности личных и общественных интересов в целях устойчивого развития общества на базе социальной солидарности. Данный процесс взаимосвязан с совершенствованием управления социальной сферой, с социальной ответственностью бизнеса перед обществом, а также с условиями, обеспечивающими развитие гражданского общества и общественную активность населения;

развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Возникновение диспропорций в предоставлении государством жизненных шансов и возможностей для улучшения социальных условий различным группам населения препятствует развитию общества. Реализация закона № 122- ФЗ, приоритетных национальных проектов показала, что сфера социального обслуживания оказалась не затронута рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию потребностей отдельных групп населения. Необходимо перераспределение социальной ответственности между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между государственными и негосударственными субъектами социальной политики, формирование в стране единого социального пространства;

в результате проводимых реформ сформировалась устойчивая замкнутость социальных слоев российского общества, возникли социально-экономические препятствия, не позволяющие бедным и малообеспеченным слоям населения осуществлять вертикальную мобильность. Доля бедных в ближайшие годы скорее будет возрастать, чем снижаться, что является следствием исчерпаемости прежних жизненных ресурсов малообеспеченных россиян, а также невозможности для большинства из них в силу особенностей их человеческого потенциала и условий региональных рынков труда самостоятельно выйти из состояния нуждаемости. Качество социальных условий жизни улучшают в основном те, кто уже находится в более благополучном положении. Развитие демократизации общества, рыночных отношений повышает ответственность отдельного человека за собственные социальные условия жизни;

исследование социальных условий жизни предполагает учет объективных показателей качества и уровня жизни населения, а также субъективную оценку населением своих условий жизни. Результаты мониторинга общественного мнения позволяют своевременно корректировать действия государства по реформированию социальной сферы, создать условия для активного участия населения, структур гражданского общества в социальной модернизации общества.

Теоретические, методологические и методические основы исследования составили общеметодологические подходы к изучению социальных явлений, в частности системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-целевой подходы, принципы единства исторического и логического. Анализ темы основывается на теоретических положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых, а также научных публикациях по данной проблематике. В диссертации также использованы теоретические обобщения и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых в области социологии управления, социальной политики. В эмпирическом исследовании применялись статистические и социологические

Эмпирическую базу исследования составили:

нормативные правовые документы, постановления и распоряжения Правительства РФ по проблемам социальной политики, в том числе Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ, приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса»;

аналитические материалы Социологического центра РАГС при Президенте Российской Федерации (1996-2006 г.г.), в том числе результаты социологических исследований, проведенных при участии автора:

«Социальная справедливость в массовом сознании российского общества». Объем выборочной совокупности 2404 человека. Опрос проведен с 25 ноября по 3 декабря 2003 года по общероссийской многоступенчатой квотной выборке в 25 субъектах Российской Федерации.

«Социально-трудовые отношения в современном российском обществе: тенденции, противоречия и способы разрешения». Объем выборочной совокупности 1612 человек. Опрос проведен с 15 по 22 декабря 2004 года по общероссийской выборке.

Социологический мониторинг «Народ и власть», проводимый с 1996 года по настоящее время по общероссийской репрезентативной выборке в 24-26 субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет 2400 человек.

материалы социологических исследований «Социальное неравенство и публичная политика», проведенных в апреле-мае 2006 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с «Горбачев-Фондом». По репрезентативной общероссийской выборке было опрошено 1750 респондентов;

материалы социологических исследований «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян», проведенных в марте-апреле 2006 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ. По репрезентативной общероссийской выборке опрошено 1750 респондентов, представляющих 11 социальных групп населения;

данные официальных статистических источников, в том числе итоговый отчет «Социально-экономическое развитие Российской Федерации за 2006г.».

В работе над диссертацией были использованы программы социального развития 8 регионов страны, материалы международных и всероссийских конференций и семинаров, научных дискуссий по данной теме.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена репрезентативностью исходной и вторичной эмпирической информацией, применением адекватных методов теоретического осмысления и эмпирической обработкой социальной информации, соблюдением принципов и логики построения доказательств, практической апробацией работы. Научные выводы и практические результаты основаны на законодательных актах, инструктивных и аналитических документах государственных органов власти, органов местного самоуправления, результатах социологических исследований.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть применены при разработке и обосновании социальных программ повышения уровня и улучшения социальных условий жизни населения как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях. Ряд теоретических положений может быть использован при разработке методологии анализа социальных условий жизни населения в период проведения реформ, реализации приоритетных национальных проектов, а также при чтении учебного курса «Социология управления», подготовке спецкурсов по проблемам социального реформирования общества.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных, федеральных, региональных научных конференциях и симпозиумах, на ряде заседаний Совета Федерации, а также при подготовке материалов, посвященных вопросам улучшения социальных условий жизни населения: к заседанию научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: « Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность»; к заседанию «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий» в рамках IX Петербургского международного экономического форума (2005 г.); при проведении первого Дальневосточного международного экономического конгресса (IX.2005 г. Хабаровск); при подготовке проектов федеральных законов «О кооперации в Российской Федерации». Основное содержание и выводы по диссертационному исследованию представлены в пяти публикациях автора, общим объемом 2,45 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, указаны теоретические и методологические основы диссертации, ее эмпирическая база, определены научная новизна, практическая значимость работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования социальных условий жизни населения в период проведения социальных реформ» посвящена анализу основных концептуальных подходов к исследованию социальных условий жизни населения, взглядов представителей зарубежной и отечественной социологии по вопросам содержания, показателям, основным характеристикам социальных условий жизни, направлениям формирования социальных условий жизни россиян, способных повысить уровень, качество жизни населения, обеспечить социальную стабильность в обществе.

В работе рассмотрены соотношения категорий «социальные условия жизни», «уровень жизни», «образ жизни» и «качество жизни»; исследованы формы влияния политической власти на социальные условия жизни населения (М. Вебер), зависимость социальной стабильности общества от возможностей удовлетворения населением своих социальных интересов и потребностей (П. Сорокин), показано, что наличие равных шансов и возможностей в социальной сфере обеспечивает развитие общества с устойчивым ростом благосостояния населения (Р. Дарендорф). Исторический приоритет в социологической науке как за рубежом, так и в России получили категории «экономические условия жизни», «уровень жизни». Но данные категории в большинстве случаев предполагают преимущественно экономический подход к изучению социальных явлений. Для социологического анализа социальной сферы общества важен, прежде всего, анализ социальных условий жизни населения.

В диссертации показано, что на Западе ещё в 60-х и 70-х годах прошлого века категории «качество жизни», «уровень жизни», «социальные условия жизни» широко использовались в научной литературе. Была определена система соответствующих социальных показателей, которые широко применяются при обосновании и реализации социальной политики. В диссертационной работе проведен анализ современных трактовок категории «социальные условия жизни». По этому вопросу среди специалистов имеются различные точки зрения. В период социальных реформ произошла деидеологизация категории «социальные условия жизни», и в настоящее время нет единых критериев для характеристики современной социальной жизни общества. Категория «социальные условия жизни населения» - одна из важных социологических категорий, она взаимосвязана с категориями «уровень жизни» и «качество жизни» населения. Социальные условия жизни являются понятием, характеризующим социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации.

Социальные условия жизни населения зависят от содержания и степени развития социальной сферы общества, основных ее составляющих: здравоохранения, образования, социального обслуживания, социальной защиты, пенсионного обеспечения, демографической политики. Степень развития социальных условий представлена в показателях, разработанных и принятых международным сообществом в виде индикаторов развития человеческого потенциала. Данные индикаторы, наряду с экономическими характеристиками, имеют комплекс социологических показателей, которые в последние годы стали использоваться и для характеристики социальных условий жизни российского населения. В настоящее время показатели развития социальных условий российского населения существенно отстают от международных стандартов по целому ряду социальных отраслей. Социальные условия часто рассматриваются, как условия жизнеобеспечения общества в целом, они зависят от степени социального развития общества. Социальное развитие общества определяется как процесс перехода от одного уровня и качества жизни к другому (Э. Гидденс). Социальная деградация общества предполагает резкое снижение уровня и качества жизни населения, сокращение социальных ресурсов, рост общественного напряжения. Качество жизни и уровень жизни являются характеристиками социальных условий жизни населения. Качество жизни характеризует сущность развитости личности, социальных групп и всего общества в увязке со степенью удовлетворения ими своих потребностей (В.Н. Бобков). Уровень жизни включен в систему характеристик качества жизни. С другой стороны, категория «уровень жизни», несмотря на попытки интегрировать ее в содержание качества жизни, не утрачивает своей самостоятельности, так как определяет степень развития экономических условий жизни населения.

В диссертации показано, что по одним только статистическим показателям нельзя составить реальное представление о социальных условиях жизни населения. Необходимо учитывать и степень удовлетворенности населения своими социальными условиями жизни. Критерием социальных условий жизни населения служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно судить о степени удовлетворения этих потребностей. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты в их личных мнениях и оценках.

На основе исследования различных концептуальных подходов как зарубежных, так и отечественных исследователей, а также на примерах и практической реализации социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой, обоснована необходимость выработки единого подхода к формированию и реализации социальной политики, особенно в период социальных реформ на государственном уровне.

В связи с переходом общества к рыночным отношениям социальная сфера жизни общества претерпела серьезные изменения. В период проведения социальной реформы, в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ, закона о монетизации льгот, существенно изменились социальные условия жизни населения. Социальные услуги для населения стали платными, только категории малообеспеченных граждан, чей прожиточный уровень жизни ниже установленного, могут получить государственную поддержку. Реформы, предусмотренные законом, затронули почти 50% населения, а выполнение социальных обязательств напрямую зависело от финансовых возможностей государства, его организационных и кадровых ресурсов. Несвоевременное удовлетворение социальных интересов населения привело к возникновению конфликта между гражданами и государством. Последствия реализации закона свидетельствуют о необходимости введения в практику управления социальной сферой системы индикативного планирования и минимальных социальных стандартов в области оказания социальных услуг, прежде всего в здравоохранении и социальной защите. Важным является задача введения системы критериев состояния и развития социальной политики территорий, включающей шкалу показателей с их пороговыми и целевыми значениями, доступности и качества предоставляемых социальных услуг населению. Последствия проводимых социальных реформ для большей части россиян оказались крайне неблагоприятными. Значительная часть населения нуждается в серьезной государственной социальной защите. Результаты социологических исследований, проведенных в марте-апреле 2006 г. специалистами Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ показывают (Рис.№1), что либеральная модель социальной политики не популярна среди россиян. Более половины респондентов придерживается социал-демократической модели, при которой государством осуществляется защита всех малоимущих. Однако другая половина респондентов не является сторонниками социал-демократической модели, она придерживается других моделей социальной политики – в том числе и либеральной.

Рисунок № 1

Динамика взглядов россиян на то, как должна строиться