DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 14.10.2007

Материалы

загрузка...

Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения

Шимгаева Алла Николаевна, 14.10.2007

 

Шимгаева Алла Николаевна

ФЕНОМЕН ТРЕВОЖНОСТИ

У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Специальность 19.00.10 – коррекционная психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2007

Работа выполнена в Государственном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Корнилова Ирина Геннадиевна

Научный консультант:

доктор психологических наук, профессор

Коробейников Игорь Александрович

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Кручинин Владимир Александрович

Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет

доктор психологических наук, профессор

Сафуанов Фарит Суфиянович

Государственный научный центр

социальной и судебной психиатрии

им. В.П. Сербского

Ведущая организация:

Российский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена

Защита диссертации состоится 11 октября 2007 года в 14-00 на заседании диссертационного совета Д 008.005.01 при ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д 8, корп

С диссертацией можно ознакомиться в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

Автореферат разослан «___» ______________2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук Алле А.Х.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Проблема изучения феномена тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста (В.М. Астапов, А.И. Захаров,

Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.).

В отечественной тифлологии подчеркивается значимость эмоциональной сферы в процессах компенсации дефекта и интеграции в социум незрячих и слабовидящих (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И.Солнцева, В.А. Феоктистова и др.). Но, несмотря на большое число исследований, в той или иной мере ссылающихся на своеобразие эмоциональной сферы лиц с нарушением зрения, проблема изучения тревожности и оказания психологической помощи слабовидящим подросткам относится к недостаточно разработанным.

Обусловленное зрительным дефектом ограничение чувственного опыта как у детей, так и у взрослых приводит к некоторым особенностям в формировании их эмоционального отношения к различным сторонам действительности

(Л.С. Выготский, М.И. Земцова, А.Г. Литвак). Сенсорная депривация тесно связана с формированием личностной реакции на зрительный дефект, в числе которой отмечается: сужение или искажение характера эмоциональных реакций, повышение личностной и ситуативной тревожности, страхи и фобические ожидания. Это, в свою очередь, способствует формированию социальной депривации, при которой нарушается адекватное взаимодействие с окружающим миром (В.З. Денискина,