DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 13.12.2010

Материалы

загрузка...

Идея и формы социального порядка в западной культуре XVIII – XXI вв.

Склярова Елена Алексеевна, 13.12.2010

 

Склярова Елена Алексеевна

Идея и формы социального порядка в западной культуре XVIII – XXI вв.

09.00.13 – философская антропология и философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Научный консультант: доктор политических наук, профессор Озеров Алексей Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Ерыгин

Александр Николаевич

доктор философских наук,

профессор Подопригора

Станислав Яковлевич

доктор философских наук,

профессор Тамбиянц

Юлиан Григорьевич

Ведущая организация: Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

Защита состоится « 16 » марта 2011 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «____» __________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный мир, разнообразный и противоречивый, превратился в арену сосуществования и противоборства мировоззрений, культур, традиционных, модернистских и постмодернистских течений, представляя собой конгломерат противоположных конструктивных и деструктивных элементов, дающих начало порядку и хаосу в жизни человека III тысячелетия. Активизация постмодернистских процессов, составляющих главные характеристики эпохи, с ее неопределенностью и критикой рационализма, размытостью ценностных ориентиров порождает потребность в поиске новых философских основ осмысления жизненных реалий, связанных с идеей стабильности, упорядоченности и предсказуемости. На сегодняшний день с феноменами подобного рода работает синергетика, которая актуализирует проблему перехода «от хаоса к миру динамических конкретно-всеобщих форм…». В данном диссертационном исследовании предлагается модель, позволяющая представить динамику культурных процессов как смену социокультурных порядков. Этот подход является достаточно актуальным в свете философско-культурологического рассмотрения проблематики социального порядка как западного культурного феномена, существовавшего в формах Старого порядка и Нового порядка в истории западной культуры XVIII – XXI вв.

Анализ культурного феномена порядка предполагает выявление специфических черт, приобретаемых им в контексте разных исторических эпох. Мы концентрируемся на субъективной стороне историко-культурного процесса, способе мышления и чувствования, стиле жизни человека прошлого и настоящего. Духовная жизнь общества, с присущими ей ментальными установками, определенный архетип культуры, психологический склад той или иной нации проявляются в отличительном стиле жизни и стиле мышления, которые обладают в современной культуре статус «неявного знания» (термин М. Полани).

Рассмотрение стиля жизни и стиля мышления основных социокультурных носителей Старого порядка и Нового порядка позволяет раскрыть их влияние на формирование общего стиля данных культурных эпох. В связи с этим, актуализируется потребность в научном анализе «макрофеномена», которым является стиль культуры в самом широком значении этого слова. Интерес к стилю жизни и стилю мышления привилегированных слоев общества в XX веке приобрел необычайную остроту в связи с необходимостью расширения исследовательского поля субкультурных феноменов. Изучение элиты в ее культурно-историческом развитии позволит избежать тенденциозных представлений о ее роли в духовной жизни общества на «сломе» культурных эпох. Последовательный анализ стиля жизни и стиля мышления социальных слоев, определяющих главные характеристики культуры Старого порядка и Нового порядка, открывают новые горизонты поиска основных тенденций будущего развития человеческой цивилизации.

Свидетельством актуальности темы является обращение в условиях современной глобализации мировых процессов к идее Нового мирового порядка, пропагандируемой идеологами глобализма как единственно возможный вариант дальнейшего развития человечества.

Степень разработанности проблемы. Эволюция идеи порядка не достаточно исследована на сегодняшний день в философской антропологии и философии культуры. В данном диссертационном исследовании охватывается значительный временной отрезок, историческая эпоха Нового и Новейшего времени, что подразумевает обращение к исследованиям, в которых затрагиваются вопросы трансформации идеи социального порядка. Анализ эволюции идеи социального порядка в европейской культуре, проведенный в диссертационном исследовании, опирается на работы Д. Антисери, В. Горана, А. Гладилина, В. Иванова, Г. Франкфорта, Г. Франкфорта, А. Лосева, М. Петрова, Дж. Реале, В. Нерсесянца, М. Элиаде, Т. Якобсена.

Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют труды отечественных и зарубежных мыслителей, заложивших фундамент анализа культурно-исторических феноменов. В этом случае особо следует подчеркнуть общеметодологическое значение работ М. Бахтина, В. Библера, Г. Гачева, Р. Гвардини, А. Гуревича, В. Давидовича, А. Ерыгина, Ю. Жданова, М. Оссовской, М. Петрова, С. Подопригоры, М. Хайдеггера, С. Хантингтона, Й. Хейзинги, О. Шпенглера. Существенное влияние на разработку темы оказали исследования представителей французской исторической школы «Анналов»: Л. Февра, М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Ф. Броделя, в которых рассматриваются проблемы ментальности, смены установок, систем, ценностей. В данном ракурсе рассмотрения принцип анализа культуры базируется на нетрадиционном основании – мысли о пульсирующем характере культурного процесса, в котором каждая эпоха, оставаясь неповторимой, включается в общий ход мирового развития.

Необходимой основой для понимания стиля как неотъемлемой характеристики феномена культуры послужили работы: М. Алпатова, Л. Баткина, Г. Гегеля, П. Гуревича, Л. Ионина, И. Иоффе, А. Кантора, А. Кребера, Д. Лихачева, А. Лосева, А. Соколова, О. Шпенглера. Среди них, прежде всего, следует выделить работу А. Кребера «Стиль и цивилизации», в которой значение «стиля» расширяется до рамок «типа культуры» или «типа цивилизации». Стиль, являясь социокультурным феноменом, рассматривается как последовательный, самосогласующийся способ выражения определенного поведения или видов деятельности.

Представить Старый порядок в качестве культурно-исторического феномена во многом помогли труды П. Ардашева, Г. Бокля, Ф. Гизо, Ж. Жореса, Н. Кареева, А. Кистяковского, М. Ковалевского, А. Матьеза, С. Сказкина, Е. Тарле, А. Токвилля, И. Тэна, Э. Фора, Э. Фукса, Э. Шерэ, Ф. Шлоссера.

Старый порядок как феномен культуры анализируется через выработанные в отечественной и западной культурологии понятия стиль жизни и стиль мышления. Основная социальная группа, ставшая предметом анализа – дворянская аристократия. Понять особенности стиля жизни дворянской аристократии Старого порядка было невозможно без анализа литературного наследия XVIII в.. Наибольший интерес для работы представили мемуары Ж. Лабрюйера, Ф. Ларошфуко, Ж.-А. д’Помпадур, А.-Ж. Ришелье, Л. Сен-Симона, Ш. Талейрана, Ф. Честерфилда, Ф. Шатобриана, а также литературно-философские произведения Э. Берка, Г. Болингброка, Ф. Вейса, Б. Грасиана, А. Гуссе, А. Джерарда, А. Книгге, Г. Лихтенберга, Л. Мерсье, Ш. Монтескье, Ж. д’Сталь, Р. Таллемана, Тушар-Лафосса, С. Шамфора, в которых даются яркие характеристики быта высших слоев дворянского общества, раскрываются особенности придворных взаимоотношений.

К числу значимых результатов изучения проблем стилей теоретического и исторического мышления следует отнести идеи А. Брушлинского, М. Коула, Е. Кукушкиной, С. Куревиной, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, Л. Логуновой, Е. Несмеянова, М. Фуко, В. Шкуратова, которые послужили теоретической основой рассмотрения стиля мышления феодальной аристократии.

В работе учитывается комплекс исследований, позволяющий представить Новый порядок как западноевропейский культурно-исторический феномен: М. Вебера, Т. Веблена, Р. Виппера, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, О. Конта, С. Кравченко, В. Лега, О. Маргания, К. Маркса, Г. Маркузе, Х. Ортеги-и-Гассета, И. Реверсова, Л.-А. Сен-Жюста, Ю. Тамбиянца, Е. Тарле, А. Трачевского, Д. Травина, К. Ясперса, Э. Фромма.

Тема теоретического осмысления процессов, протекающих в культуре в условиях мировой глобализации, проявляется в исследованиях отечественных мыслителей: К. Гаджиева, М. Делягина, Ф. Зиятдиновой, С. Кара-Мурзы, Г. Киселева, О. Маргания, З. Неклессы, А. Панарина, Л. Романовой, В. Тураева, Д. Травина, А. Уткина, А. Чумакова. Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют труды зарубежных мыслителей: С. Грофа, П. Рассела, Э. Ласло, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона. В рамках каждой концепции акцентируется внимание на самых различных сферах, в которых проявляет себя глобализация – культуре, экономике, социальном порядке, информационной сфере, нормах поведения, разделении публичного и приватного. Методологические основы постижения культурных феноменов также можно найти в вышеперечисленных трудах.

Вместе с тем, в отечественных и зарубежных исследованиях тема социального порядка рассматривалась, в основном, в соотнесении с явлениями государственно-политической жизни. Однако, наличие значительного количества литературно-философских, исторических работ позволяет рассмотреть социальный порядок более углубленно, сквозь призму философско-культурологического анализа. Новая историческая реальность, сложившаяся за последние десятилетия двадцатого века и первое десятилетие века двадцать первого, оказывается объяснённой лишь отчасти, поэтому назревает очевидная необходимость в изучении процессов трансформации идеи социального порядка, с тем, чтобы выявить основные тенденции развития человеческой цивилизации.

Методологические и теоретические основания исследования.

Проблема культурных феноменов входит в предмет исследования культурологии, истории, социологии, психологии, этнографии и других наук. В связи с этим, диссертационное исследование имеет междисциплинарный характер и базируется на использовании общенаучной методологии (эмпирические и теоретические методы). Решение основной задачи, связанной с изучением индивидуального характера культуры Старого порядка и Нового порядка, было бы невозможным без применения методов эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения.