DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 13.07.2008

Материалы

загрузка...

Психологические особенности и условия развития полиролевого поведения учителя

Колмакова Ирина Георгиевна, 13.07.2008

 

2 Гибкость поведения 1 57,3 43,8 6,8***

3 Спонтанность 1 46 41,2 2,8**

4 Самоуважение 1 54,2 46,2 2,7**

5 Самопринятие 1 58 42,4 5,3***

6 Контактность 1 55 41,9 6,1***

7 Выраженность защитных механизмов 4 29,4 42 -4,5***

8 Глобальное самоотношение 2 89,5 81,1 2,4*

9 Аутосимпатия 2 80,9 74 2,9**

10 Общая интернальность 3 7 4 6,7***

11 Интернальность в области достижений 3 7,3 5,3 4,9***

12 Интернальность в области неудач 3 6,7 4,2 5,3***

13 Интернальность в области семейных отношений 3 6,6 5,1 3,5***

14 Интернальность в области межличностных отношений 3 7 6 2,0*

15 Гуманистич. направленность 1 20,5 19,1 8,7***

16 Предметная направленность 1 14,9 15,3 -2,4***

В таблице уровни значимости обозначены: *** - максимально значимое различие (вероятность ошибки р<0,001); ** - очень значимое различие (вероятность ошибки р<0,01); * - значимое различие (вероятность ошибки

Различия между показателями подтверждены статистически с использованием t-критерия Стьюдента. Из таблицы следует, что от модели развития к адаптивной модели прослеживается отчетливая динамика ухудшения средних значений по признакам и методикам.

Психологическими особенностями учителей в адаптивной модели (1 модель) являются: предметная направленность, ригидность поведения, лишь по шкалам поддержки, самоуважения преобладают средние показатели, низкие значения показателей по шкалам спонтанности, самопринятия, контактности. Для учителей характерна высокая степень интенсивности защитных механизмов личности с преобладанием незрелых защит, экстернальный локус контроля в области достижений и неудач, семейных отношений, а также средний уровень аутосимпатии. В коммуникативных установках учителей данной группы наиболее выражена позиция Родителя (формального и отгороженного) и Ребенка (конфликтного и формального), наименее - позиция Взрослого.

Группа учителей в модели развития (2 модель)– характеризуется преобладанием гуманистической направленности, гибкостью и спонтанностью поведения, высоким уровнем самоуважения и самопринятия, оптимальными значениями показателей поддержки, контактности. Для них характерно многообразие защитных механизмов с преобладанием зрелых защит, низкий показатель интенсивности защитных механизмов, внутренний локус контроля, позитивное самоотношение и аутосимпатия. Коммуникативные установки характеризуются преобладанием позиции Взрослого и меньшей выраженностью позиций Родителя и Ребенка.

В третьей главе «Психологические условия и средства развития полиролевого поведения учителя» раскрывается второй этап исследования, включающий в себя реализацию психологической технологии конструктивного изменения поведения учителя, разработку программы и проведение тренинга «Развитие полиролевого поведения учителя» с последующей экспериментальной проверкой его эффективности.

Данный этап экспериментального исследования продолжался в течение одного года (2006-2007 гг.), в нем приняли участие 17 учителей. В пространство их профессионального труда была интегрирована технология конструктивного изменения поведения учителя, включающая участие в психологической диагностике, беседах, специально организованных семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, тренинге. Периодичность тренинг-семинаров с педагогами составила один раз в месяц по 5 часов в течение 10 месяцев.

В программу тренинга были включены разнообразные психодраматические техники и ролевые игры. Основываясь на анализе различных методов групповой психокоррекционной работы, мы пришли к выводу, что психодрама имеет значительный психолого-педагогический потенциал для развития полиролевого поведения учителя. Ключевыми понятиями психодрамы являются развитие спонтанности, творчества, расширение ролевого репертуара и снятие психического напряжения. Кроме того, одной из важных особенностей психодрамы является то, что она использует сильные стороны человека. В мировоззрении Морено и основаниях его психодраматического метода ярко проявляется гуманистическая направленность, в связи с этим, применение психодрамы в работе с педагогами способствует гуманизации процесса взаимодействия учителя и ученика.

Используемая в практическом исследовании психологическая технология конструктивного изменения поведения учителя (Л.М. Митина, 1995) включает четыре стадии изменения поведения учителя (подготовку, осознание, переоценку, действие); процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие); комплекс методов воздействия (традиционных и активных). Практическая реализация технологической модели осуществлялась нами в форме тренинг-семинара.

На стадии подготовки с учителями проводилась психологическая диагностика особенностей профессионально-ролевого поведения учителей с помощью специально разработанного диагностического комплекса. По итогам диагностики проводились индивидуальные и групповые консультации с сообщением целей и результатов диагностики, выдавались рекомендации, ставящие основной акцент на необходимости постоянного профессионального развития и саморазвития, важности конструктивного самоизменения.

С целью осознания учителями необходимости расширения спектра ролей, учителям была предложена разработанная нами анкета «Ролевой репертуар педагога». Участники тренинга анализировали собственный репертуар ролей, с точки зрения характера исполняемой роли. В результате анкетирования каждый педагог увидел возможности самоизменения, за счет сведения к минимуму неадекватных ролей и освоения новых ресурсных, актуальных для современного педагога ролей.

Таблица 3. Ролевой репертуар педагога (результаты анкетирования)

№ Характери- стика

Название роли роли Характерная для меня Хотелось бы овладеть «Перетруженная»

(с признаками истощения

нслятор ценностей 7 2

38 Пользователь ПК

40 «Уборщица»

В таблице 3 представлены результаты анкетирования участников тренинг-семинара, которые иллюстрируют нарушение ролевого баланса учителей, проявляющегося в гипертрофии одних и редукции других ролей. Механизмом возникновения ролевого дисбаланса у педагогов выступает гиперотождествление себя с одной ролью или ограниченным набором ролей. О ролевом дисбалансе также свидетельствуют выборы учителями ролей с признаками истощения ресурса (физического, психологического, временного и пр.). Следствием этого является дефицит ресурса для реализации внепрофессиональных ролей, перенос профессионально-ролевых форм и способов поведения во внепрофессиональные сферы жизнедеятельности, т.е. «интервенция» профессиональной роли в иные жизненные пространства человека.

Кроме диагностики на данном этапе проводились беседы «Стратегия профессионального развития – стратегия жизни», «Учителю о его профессиональном здоровье» с обсуждением психологических проблем педагогов.

На стадии осознания активно использовались кооперативные методы обучения, ролевые игры с целью осознания учителями негативного влияния их жестко-ролевого поведения на профессиональную деятельность и профессиональное здоровье, а также психическое и физическое здоровье учащихся. Большую часть упражнений учителя выполняли в подгруппах, создавая драматизацию случаев из школьной жизни, ситуаций, иллюстрирующих негативное влияние профессии на личность, спектрограмму стилей педагогической деятельности.

На стадиях переоценки и действия с педагогами проводился психологический тренинг «Развитие полиролевого поведения учителя». Целью тренинга является осознание педагогом полиролевого характера эффективной педагогической деятельности, себя как носителя и исполнителя разнообразных педагогических ролей. Основными задачами тренинга являются расширение ролевого репертуара педагога, определяемое нами как активный процесс освоения педагогических ролей в каждой из трех областей труда: педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя; как процесс обогащения новыми ролями, в связи с актуальными для современного педагога функциями: психотерапевта, творца, транслятора культурных ценностей и др; установление ролевого баланса профессиональных и внепрофессиональных ролей; сведение к минимуму и отказ от неадекватных, нетворческих стереотипов поведения, неэффективных ролей; развитие творчества и спонтанности; гибкости поведения, умения легко переходить от одной роли к другой, «не застревать» на отдельных ролях; развитие ролевой эмпатии (принятие роли другого человека, умение посмотреть на мир с точки зрения другого), ролевой рефлексии (умение оценить собственное ролевое поведение со стороны, с точки зрения других); совместный поиск, вырабатывание, закрепление новых стратегий и форм поведения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса, успешных с точки зрения личностно-развивающего подхода.

По окончании тренинг-семинара с учителями проводилась повторная диагностика психологических особенностей профессионально-ролевого поведения. Результаты диагностического обследования, полученные до и после тренинга, были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента (Таблица 4). Сравнение проводилось по шкалам самоактуализационного теста (САТ), методике диагностики уровня субъективного контроля, методике изучения коммуникативных установок личности, методике «Ролевой репертуар педагога».

Таблица 4. Изменение средних групповых показателей, определяющих особенности профессионально-ролевого поведения учителя

Показатели Средний балл

по группе