DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 13.05.2010

Материалы

загрузка...

Советско-американские и российско-американские двусторонние режимы (1945-2005 гг.)

Батюк Владимир Игоревич, 13.05.2010

 

( Простейшая гомеостатическая структура образуется из трех контуров управления, образующих такую целостность, где один контур управляет целями в двух других нижележащих контурах управления, а эти последние имеют общий объект управления.

( Цели управления в контурах нижнего уровня соотносятся как противоположные.

( Поддержание гомеостаза динамических свойств объекта управления обеспечивается согласованием процессов в «треугольнике» управления (46).

Таким образом, несмотря на противоположность целей элементов, из которых состоит гомеостатическая структура, она демонстрирует устойчивость к внешним воздействиям и способность адаптироваться к меняющейся среде. А в соответствии с методологией, применяемой в синергетике, науке, изучающей нелинейные динамичные системы, условием стабильности всяких сложных систем является их непрерывная эволюция и обновление.

Вместе с тем управление системами с взаимодействующими подсистемами с противоположными целями управления, как показывает математический анализ, требует особенно больших энергозатрат от верхнего контура управления для поддержания согласованного функционирования всей системы.

Советско/российско-американские режимы можно, таким образом, рассматривать как контуры управления верхнего уровня, призванные обеспечить управляемость взаимоотношениями двух государств, чьи цели на международной арене являются зачастую несовпадающими (если не прямо противоположными). Тем не менее, системный анализ не исключает возможности длительного и устойчивого существования таких структур при условии, во-первых, их адаптируемости к меняющейся среде и, во-вторых, наличия достаточной подпитки верхнего контура управления.

Переводя эти положения системного анализа на язык конкретно-исторического анализа, следует отметить, что эффективность двусторонних режимов зависит от внимания к ним со стороны высшего политического руководства и его готовности расходовать свои властные ресурсы для поддержания этих режимов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. На протяжении всей истории советско-американских и российско-американских отношений большую роль в этих отношениях играли двусторонние межгосударственные соглашения и образованные на их основе двусторонние советско/российско-американские институты. Данные двусторонние соглашения и институты сформировали РЕЖИМЫ в двусторонних отношениях, которые осуществляют регуляцию внешнеполитического поведения обоих государств – не только в отношении друг друга, но и в более широком международном контексте. В данной работе под режимами понимаются такие международные нормы и институты, которые оказывают реальное, стабилизирующее влияние на политику субъектов международных отношений.

2. Международные режимы обладают сложной внутренней структурой, которая может включать базовый (для данного режима) договор, определяющий основные параметры режима и полномочия двустороннего органа, призванного этот режим регулировать; дополнительные соглашения, конкретизирующие положения базового договора; двусторонний орган, созданный для регулирования взаимоотношений Москвы и Вашингтона в рамках режима; структура, осуществляющая связь между двусторонним органом и высшим политическим руководством двух стран.

3. На протяжении всей истории советско/российско-американских отношений режимы возникали в тех сферах этих отношений, в которых имелась взаимная заинтересованность Москвы и Вашингтона в сотрудничестве. Эффективно функционирующие режимы позволили Москве и Вашингтону трансформировать объективно наличествующую потребность во взаимодействии в реальное двустороннее сотрудничество, сделав двусторонние отношения более стабильными и предсказуемыми.

4. Именно в тех сферах двусторонних отношений, где Россия и Америка ощущали наибольшую заинтересованность во взаимном сотрудничестве – от контроля над вооружениями до экономического сотрудничества - и были созданы наиболее разработанные и всеобъемлющие двусторонние режимы, с наибольшим объемом правил и норм и с наиболее интрузивным механизмом

5. На протяжении истории советско/российско-американских отношений с 1945 по 2005 гг. эволюция двусторонних режимов носила нелинейный характер. Можно указать как на примеры поступательного развития и усложнения этих режимов, так и на примеры их деградации и даже распада. В любом случае, однако, с деградацией двустороннего режима возникали и серьезные проблемы в той сфере двусторонних отношений, в которой данный режим регулировал взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном.

6. Поддержание эффективных двусторонних режимов требует от Москвы и Вашингтона политической воли и готовности к компромиссам и встречным шагам. Как показывает опыт советско/росийско-американских отношений, обострение идеологической конфронтации между двумя странами неизбежно ведет к ослаблению политической воли к сотрудничеству и, как следствие, к эрозии двусторонних режимов.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение включает обоснование проблемы исследования и его актуальности, описание объекта и предмета исследования, излагается цель работы и задачи исследования. Далее, во введении говорится о степени разработанности данной проблемы, рассматривается источниковая база работы, излагаются хронологические рамки исследования, приводится описание структуры диссертации и методологической основы исследования. Наконец, введение содержит обоснование научной новизны исследования и его практической значимости, а также изложение основных положений, выносимых на защиту. Приводится перечень научных трудов соискателя, в которых прошли апробацию основные положения диссертации.

Глава I содержит описание режимов в советско-американских отношениях в годы «холодной войны» (1945-1970 гг.). После окончания Второй мировой войны распалась Антигитлеровская коалиция, и между Советским Союзом и Соединенными Штатами началась «холодная война». В условиях биполярной конфронтации были демонтированы даже те немногочисленные и сравнительно слабые режимы, которые были созданы в предшествующий период советско-американских отношений. Сохранялись, правда, дипломатические отношения между Москвой и Вашингтоном, однако регулярный диалог по политическим проблемам был прерван, а двусторонняя торговля сведена до минимума в условиях ликвидации режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

Что касается двусторонних советско-американских институтов, то в данный исторический период их не было вообще. Иными словами, полностью отсутствовал тот верхний контур управления, который и обеспечивает синхронизацию международного поведения субъектов международных отношений, в данном случае СССР и США. В отсутствие такого руководящего «центра», который был способен организовать взаимодействие двух стран на мировой арене, советско-американские отношения должны были и впредь пребывать в состоянии непримиримой конфронтации.

Положение дел начало меняться лишь тогда, когда правящие элиты двух стран осознали катастрофические последствия термоядерной войны между двумя «сверхдержавами». На протяжении 1950-х - 1960-х гг. ключевыми проблемами советско-американских отношений оставались предотвращение ядерной войны и ограничение и сокращение ядерных вооружений, а также урегулирование локальных конфликтов. Взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном в других областях, таких, как торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, культурные и гуманитарные связи, носили второстепенный характер.

Следует отметить в этой связи, что в шестидесятые годы прошлого века между СССР и США был заключен ряд межправительственных и межгосударственных соглашений: Консульская конвенция, Соглашение о сотрудничестве в области опреснения соленых вод, в том числе с использованием атомной энергии, Соглашение по рыболовству в северо-восточной части Тихого океана, Соглашение о промысле королевского краба, Соглашение о воздушном сообщении, Соглашение о порядке пересылки дипломатической почты, Соглашение о предоставлении в бесплатное пользование земельных участков в Москве и Вашингтоне для строительства новых зданий дипломатических представительств - однако все эти соглашения не были способны изменить подчиненное положение неполитической сферы двусторонних отношений. Кроме того, ни одно из вышеупомянутых соглашений не предусматривало создания постоянно действующих советско-американских институтов.

Тем не менее, можно констатировать образование на протяжении 1960-х гг. следующих двусторонних режимов:

- режим сотрудничества в области рыболовства и морского промысла;

- режим прямой телеграфной связи между высшим советским и американским руководством;

- режим воздушного сообщения.

Дальнейшее развитие получил и режим дипломатических и консульских связей между двумя странами. Так, в марте 1969 г. было заключено Соглашение о порядке пересылки дипломатической почты без сопровождения дипломатическими курьерами между Москвой и Нью-Йорком, а в мае того же года – Соглашение между правительствами двух стран о взаимном предоставлении в бесплатное пользование земельных участков в Москве и Вашингтоне с целью строительства новых зданий посольств.

Данные режимы, однако, оставались очень слабыми; их структура была неразвитой, а степень воздействия на международное поведение Москвы и Вашингтона – крайне низкой.

Во II главе говорится об эволюции режимов в советско-американских отношениях в период кризиса «холодной войны» и разрядки 1970-1991 гг. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в советско-американских отношениях произошли глубокие перемены. В это время была сформирована та повестка дня в диалоге Москвы и Вашингтона, которая, в целом, оставалась неизменной вплоть до окончания «холодной войны», и которая включала следующие основные пункты:

1. военно-политические проблемы (ограничение и сокращение

вооружений, предотвращение развязывания войны в результате

просчета или случайности);

2. региональные проблемы;

3. торгово-экономические, научно-технические, экологические

и гуманитарные проблемы.

Тогда же был создан целый ряд принципиально новых режимов в советско-американских отношениях, функционирование которых было закреплено и конкретизировано в двусторонних договорах и соглашениях. На протяжении 1970-х гг. начал действовать новый фактор в советско-американских отношениях, а именно двусторонние совместные институты, призванные обеспечивать реализацию многочисленных договоренностей между Москвой и Вашингтоном - от Договора по ПРО до соглашений по рыболовству.

Таким образом, в 1970-х гг. начался новый этап в истории советско-американских отношений: в этих отношениях наконец-то появился верхний контур управления в виде двусторонних институтов. Сложилась и определенная процедура формирования советско-американских режимов. Основные, наиболее важные двусторонние соглашения принимались в ходе советско-американских встреч в верхах; затем реализация положений этих договоренностей передавалась на более низкий уровень, на уровень глав внешнеполитических ведомств и их заместителей, послов, глав делегаций на двусторонних и многосторонних переговорах, наконец, на уровень двусторонних американо-советских институтов, созданных для реализации подписанных договоренностей.

Кризис в советско-американских отношениях, достигший своего пика в 1983-1984 гг., сопровождался и эрозией тех двусторонних институтов, которые были созданы Москвой и Вашингтоном в период разрядки. В начале 1980-х годов не проводилось советско-американских встреч в верхах, только летом 1982 г. были возобновлены переговоры об ограничении стратегических вооружений, наконец, сотрудничество двух стран в рамках большого количества двусторонних соглашений (в том числе сотрудничество в области энергетики, научно-техническое сотрудничество и сотрудничество в области космоса) было либо заморожено, либо существенно ограничено. Все это, на наш взгляд, вело к демонтажу той структуры советско-американских режимов, которая была создана в период разрядки 1970-х годов. На какое-то время эти режимы деградировали до того уровня, на котором они находились в разгар «холодной войны».

Были прерваны (в 1983 г.) советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений и ядерных вооружений средней дальности, фактически замороженными оказались переговоры по химическому оружию и обычным вооруженным силам в Европе, а советско-американские научные обмены, осуществлявшиеся в соответствии с двусторонними межправительственными договоренностями, составили в 1984 г. 20-25% от уровня 1978-1979 гг.

Такое ненормальное положение в советско-американских отношениях было чревато самыми негативными последствиями не только для обеих «сверхдержав», но и для международной обстановки в целом. На протяжении второй половины 1980-х гг. Москва и Вашингтон предприняли немалые усилия, направленные на улучшение этих отношений.