DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 13.01.2008

Материалы

загрузка...

Методическая подготовка будущего преподавателя химии к работе в сельской школе в условиях классического университета (на примере якутского госуниверситета)

Павлова Мария Семеновна, 13.01.2008

 

ПАВЛОВА МАРИЯ СЕМЕНОВНА

Методическая подготовка будущего преподавателя химии к работе в сельской школе в условиях классического университета

(на примере Якутского госуниверситета)

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Якутск – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

К.Е.Егорова

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сурин Ю.В.

кандидат педагогических

Богомолова Н.В.

Ведущая организация: Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П.

Защита состоится 23 декабря 2008 г. 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.155.03 при Московском государственном областном университете по адресу: 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Волошиной, д.24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета.

Автореферат разослан « » ________ 2008 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

Кандидат биологических наук, доцент А.П. Коничева

Актуальность исследования. Высшая школа накопила достаточно большой опыт в деле подготовки педагогических кадров. И это отражено во многих научных публикациях, диссертационных исследованиях, статьях, тезисах (О.А.Абдуллина, В.А.Сластенин, П.И.Пидкасистый, Г.М.Чернобельская, Н.Л.Стефанова и др.). В них раскрываются различные подходы к разработке концепции высшего педагогического образования, отмечены серьезные недостатки и пробелы в работе педагогических вузов и университетов страны, конечным результатом которых должно быть формирование компетентного специалиста. Авторы этих работ, формируя теоретическую конструкцию подготовки педагогических кадров, исходят из общей её социальной обусловленности. Однако в образовательном пространстве России значительное место занимают сельские школы, имеющие свои специфические особенности, такие, как малая наполняемость классов, слабая выраженность процессов группового воздействия (подражание, внушение и т.д.), недостаточный межличностный контакт и другие, которые усложняют и углубляют проблемы сельской школы. Обучение химии в сельских школах не может осуществляться качественно, если будущий преподаватель химии не будет для этого специально подготовлен. Студент обязан освоить не только содержание преподаваемого предмета, но и приобрести знания и умения организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской школы. В этой связи выдвигается комплекс проблем, связанных с подготовкой будущих преподавателей химии к работе в условиях сельской школы.

Как известно, целенаправленной подготовкой студентов для работы в сельских школах занимаются педагогические вузы, такие, как Шуйский, Белгородский, Орловский, Ярославский и др. Ими накоплен ценный опыт подготовки педагогических кадров для села. Они дали положительные результаты в решении общих и частных проблем профессионально-методической подготовки учителей и создали необходимую базу для выработки теоретических положений и практических рекомендаций по подготовке учительских кадров для сельских школ. Наряду с теоретическими исследованиями проблемы подготовки педагогических кадров видное место занимают ее методические аспекты. Так, в работах, связанных с совершенствованием деятельности сельской общеобразовательной школы сделана попытка раскрыть сущность и условия работы (С.Г.Броневщук, М.П.Гурьянова., А.Е. Кондратенков и др.), усовершенствования содержания учебного предмета химии через её прикладной аспект (Г.Ф.Суворова, Р.Н.Князева, Г.В.Пичугина и др).

Кроме педагогических университетов, подготовка будущих преподавателей ведется и в классических университетах страны. Следует отметить, что вопросы подготовки будущих преподавателей, в том числе и химии, в рамках классической университетской подготовки не явились предметом диссертационных исследований и специально не рассматривались. Проблема усугубляется тем, что подготовка будущих преподавателей по дисциплинам естественно-математического цикла по ГОСам второго поколения (2000 г.) идет как дополнительная квалификация к основной специальности. В связи с этим отсутствует теоретическое обоснование подготовки преподавателя в рамках дополнительной специальности, программно-методическое обеспечение. Все это усиливается также недостаточной методической проработанностью образовательных программ.

Якутский государственный университет, будучи единственным классическим вузом на северо-востоке страны, также готовит преподавателей для школ республики по таким специальностям, как «Химик. Преподаватель», «Биолог. Преподаватель».

Вместе с тем, условия, в которых функционирует образовательная система Республики Саха (Якутия) особые. К ним относятся социально-экономические, природно-климатические, географические условия. Наряду с ними в Республике имеется более 70% сельских национальных школ, изучение естественно-научных дисциплин в которых осуществляется на языке проживающих в республике народов. Все это заставляют по-новому взглянуть на имеющуюся специфику подготовки учителей, с одной стороны, а с другой ? на особенности их работы в условиях сельской школы. По-новому также необходимо и готовить преподавателей в классических университетах, таких, как, например, Якутский госуниверситет.

Таким образом, новые требования к образованию и современные подходы к его осуществлению в рамках классического университетского образования породили ряд противоречий:

а) между новыми образовательными потребностями общества в высококвалифицированных преподавателях химии и уровнем их реальной методической подготовки в условиях классического университетского образования;

б) между традиционным подходом к методической подготовке студентов-химиков в классическом университете и степенью их готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях сельской школы.

Нерешенность выше указанных противоречий, неразработанность теории и практики подготовки будущего преподавателя выявляет некоторое несоответствие между объективными требованиями его профессиональной подготовки, согласно ГОСа, с одной стороны, и традиционной структурой, содержанием и методикой преподавания дисциплин, обеспечивающих формирование и развитие профессионально-методических знаний и умений, необходимых для работы в условиях сельской школы – с другой.

Совокупность отмеченных противоречий составила проблему нашего исследования и обусловливает актуальность и выбор нашей темы исследования.

Цель исследования – повышение качества подготовки будущих преподавателей сельской школы.

Объект исследования: образовательный процесс в рамках классического университетского образования по подготовке будущих преподавателей химии

Предмет исследования: методическая подготовка будущего преподавателя химии в рамках классического университетского образования к работе в условиях сельской школы.

В основу исследования была положена гипотеза:

Профессионально-методическая подготовка будущего преподавателя химии в условиях классического университета к работе в сельской школе будет успешно реализована, если:

будут определены особенности преподавания учебного предмета химии в сельских школах;

создана модель и методическая система подготовки будущего преподавателя химии в классическом университете, ориентированная на работу в условиях сельской школы;