DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 12.12.2011

Материалы

загрузка...

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Голышев Игорь Геннадьевич, 12.12.2011

 

вопросы фундаментализации профессионального образования (В.Ф. Башарин, В.В. Взятышев, Г.И. Кириллова, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев, А.М. Кочнев, А.М. Новиков, В.С. Сергиевский, А.И. Субетто, А.Д. Суханов, Н.А. Читалин и др.);

концепции интеграции образования и производства (А.Я. Найн, Г.М. Романцев, З.С. Сазонова, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, А.Р. Шайдуллина и др.);

положения об интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки (Л.А. Волович, Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Л.Ю. Мухаметзянова и др.);

теории развития профессионализма (А.А. Деркач, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовой и программной документации по вопросам управления профессиональным образованием на федеральном и региональном уровнях; изучение и обобщение передового педагогического опыта и инноваций по проблеме исследования; метод аналогий, моделирования, проектирования, визуализации и др.

эмпирические: изучение опыта работы высших учебных заведений, органов государственной власти и объединений работодателей; психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование); критический анализ статистических данных; метод экспертных оценок; контент-анализ публикаций по тематике подходов к развитию образовательных систем; кластерный анализ, PEST- и SWOT-анализ региональных систем высшего образования.

База исследования. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в рамках региональной образовательной системы Чувашской Республики, предметно – на базе Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, до 2010 г. – филиал Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары Чувашской Республики), Чувашского республиканского института образования, Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики, Совета ректоров Чувашской Республики, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, рабочей группы по модернизации содержания профессионального образования и привлечению бизнес-структур в образовательный процесс Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе волго-вятской сети РАНХиГС, включающей Нижегородский институт управления, Арзамасский, Дзержинский, Кировский, Саранский и Чебоксарский филиалы.

Изучался опыт интеграционных образовательно-производственных структур Республики Татарстан, Нижегородской области, Республики Марий Эл и других регионов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2003 – 2006 гг.) происходило изучение проблемы в педагогической теории и практике, ее теоретическое осмысление; определялся выбор методов теоретико-методологического анализа к научной литературе, конкретизировались научные идеи исследуемой проблемы, формулировалась гипотеза исследования, определялись цель, задачи, предмет, объект исследования; разрабатывались концептуальные основы интеграции региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования.

На втором этапе (2006 – 2009 гг.) выявлялись особенности интеграции образования и производства в российских регионах; разрабатывалась концепция проектно-целевого подхода к управлению интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования; проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации результатов исследования; выявлялись критерии и показатели эффективной интеграции образования и производства.

На третьем этапе (2009 – 2011 гг.) осуществлялись систематизация, обобщение и педагогическая интерпретация результатов исследования; осуществлялись оформление диссертации, подготовка и издание монографий и статей; определялись перспективы изучения исследуемой проблемы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Разработаны теоретические основы проектно-целевого подхода к управлению интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, представляющего собой общую методологию распределения ресурсов на достижение конкретных целей, на которые расчленена решаемая проблема, причем достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы). Структурирована технология проектно-целевого подхода, ориентированная на потребности всех субъектов интеграционных процессов, главным образом органами государственной власти, высшими учебными заведениями, объединениями работодателей.

2. Выявлены общие и специфические тенденции, обоснованы принципы инновационного преобразования региональных систем высшего образования, лежащие в основе управления интеграцией образования и производства на уровне региона. К ним мы относим принцип проектирования, принцип открытости и общественного участия, принцип субсидиарности, принцип устойчивости, принцип креативности.

3. Представлена проектно-целевая модель управления интеграцией позиционируется как одна из трех составляющих гипермодели интеграции региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и труда, включающей в себя также элементы функционирования и развития.

4. Обоснован и апробирован комплекс организационно-педагогических условий проектно-целевого управления интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, включающий в себя: единую семантическую систему коммуникации между участниками интеграции; децентрализованное принятие управленческих решений; информатизацию процессов коммуникации между участниками интеграции; переход на новые организационно-правовые формы финансирования высшей школы.

5. Определены четыре сценарные варианта развития региональной системы высшего образования в контексте интеграции региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Данные сценарии актуализируются при разработке и реализации проектно-целевых стратегий поведения вузов на рынке образовательных услуг.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования рассматриваются с позиций потребительских ценностей, классификация которых играет значительную роль в исследовании проблем интеграции образования и производства в контексте рыночных отношений;

представлено теоретико-методологическое обоснование управления интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в рамках проектно-целевого подхода;

представлена проектно-целевая модель управления интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, отражающая приоритетные направления разработки и принятия решений основными субъектами интеграции – органами власти, вузами и сообществом работодателей – в сфере рационального обучения и профессиональной востребованности компетентного специалиста. Модель включает в себя все функции управления (планирование / проектирование, организацию, мотивацию и контроль) и детализирует предлагаемый нами управленческий механизм интеграции высшего образования и производства;

разработаны проектно-целевые стратегии вузов на конкурентном рынке образовательных услуг как формы организованного взаимодействия вуза с работодателями – основными потребителями выпускников. Предложена классификация стратегий, определена их структура и перспективы реализации в условиях динамики регионального рынка труда.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация результатов исследования позволяет повысить эффективность управления интеграцией образования и производства на региональном уровне, разработать комплекс прикладных мер по обеспечению соответствия качества подготовки специалистов потребностям рынка труда, оптимизировать ход интеграционных процессов.

Разработанный в рамках диссертационного исследования проектно-целевой подход к управлению интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования адаптирован для применения органами государственной власти и местного самоуправления при разработке управленческих решений по вопросам повышения эффективности локальной социально-экономической системы.

Внедренная в Чебоксарском филиале РАНХиГС проектно-целевая стратегия поведения вуза на рынке образовательных услуг, основанная на модели управления интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, способствует повышению конкурентоспособности вуза, укреплению его связей с профессиональным сообществом и работодателями, усилению востребованности его выпускников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены последовательной реализацией диалектического метода при разработке исходных теоретических положений и категориально-понятийного аппарата исследования; адекватностью логики и методов исследования объекту, предмету, целям и задачам работы; широкой научной апробацией исследования, многократным обсуждением материалов на международных, всероссийских и региональных конференциях и публикацией различного уровня; экспертными оценками и апробацией результатов исследования в массовой аудитории специалистов, внедрением их в практику работы высших учебных заведений и органов управления образованием.

Апробация и внедрение результатов исследования. Итоги диссертационного исследования были представлены, обсуждены и получили положительную оценку на заседании Бюро отделения профессионального образования Российской академии образования 19 января 2011 года. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах, заседаниях лаборатории методологии и теории профессионального образования учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования», а также докладывались на научно-практических конференциях различного уровня:

международного: «Гарантии качества образования» (Москва, 2006), «Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста» (Казань, 2008), II Чебоксарский экономический форум «Экономика: управление развитием в условиях мирового финансового кризиса» (Чебоксары, 2009), «Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт» (Казань, 2010), «Стратегия качества в промышленности и образовании» (Болгария, Варна, 2010), «Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики» (Казань, 2011), «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011);

всероссийского: «Исторический опыт, состояние и пути развития системы подготовки кадров для государственного и муниципального управления России» (Нижний Новгород, 2006), «Формирование единого пространства и науки в российской высшей школе: история и перспективы» (Чебоксары, 2008), «Государственная и муниципальная служба в России и Татарстане: истоки и современные тенденции развития» (Казань, 2009), «Инновационная парадигма и кадровый потенциал в сфере государственного управления современной России» (Чебоксары, 2010), «Инновационное развитие профессионального образования: новые организационно-правовые формы образовательных учреждений» (Казань, 2010);

межрегионального: «Диалог мировоззрений: общественные инициативы и общественные движения» (Нижний Новгород, 2007), «История и политика: новые ресурсы регионального развития в России» (Нижний Новгород, 2008), «Россия и мир: проблемы взаимодействия и интеграции» (Арзамас, 2008), «Формирование условий развития институтов оформления независимой оценки качества образования» (Чебоксары, 2009), «Непрерывное профессиональное образование: интеграция, инновации, конкурентоспособность» (Чебоксары, 2010), «Инновационное развитие профессионального образования: новые организационно-правовые формы образовательных учреждений» (Казань, 2010);

регионального: «Проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России» (Чебоксары, 2006), «Управление развитием региона: традиции и инновации» (Чебоксары, 2007), «Социокультурные аспекты стратегического развития региона» (Чебоксары, 2008 г.), «Российские регионы на современном этапе: культура, политика, экономика, управление» (Чебоксары, 2009).

Практическая работа по внедрению результатов диссертационного исследования ведется в рабочей группе по модернизации содержания профессионального образования и привлечению бизнес-структур в образовательный процесс Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики.

Проектно-целевая стратегия поведения вуза на рынке образовательных услуг реализуется в Чебоксарском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Личное участие автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке основных концептуальных идей и положений исследования, непосредственном участии в опытно-экспериментальной работе по рассматриваемой проблеме. Диссертационное исследование является результатом многолетней научно-педагогической и организационной работы автора в системе высшего профессионального образования. При непосредственном участии автора отдельные результаты исследования применялись при разработке « HYPERLINK \l "sub_1000" Республиканской целевой программ ы комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020 года», при подготовке экспертно-аналитических материалов рабочей группы по модернизации содержания профессионального образования и привлечению бизнес-структур в образовательный процесс Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики, рабочих групп Совета ректоров Чувашской Республики.

На защиту выносятся:

1. Положения о потребительских ценностях как фундаментальной социально-психологической основе проектируемых показателей качества образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования Усилия образовательного учреждения по выявлению потребительских ценностей, установлению их взаимосвязей и иерархии определяют порядок проектирования своих образовательных услуг и продвижения их на рынок. Наиболее перспективным в этой связи выглядит построение многомерной модели проектируемой образовательной услуги, исходя из господствующих на данный момент потребительских ценностей. Разработка и принятие управленческих решений по вопросам интеграции базируются на исследовании потребительских ценностей как основы критериев качества предоставляемых образовательных услуг.

2. Теоретико-методологические основы проектно-целевого подхода к управлению интеграцией региональных рынков образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и труда. Под проектно-целевым подходом мы понимаем общую методологию распределения ресурсов на достижение конкретных целей, на которые расчленена решаемая проблема, причем достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы). Количественные показатели (индикаторы) должны обладать возможностью позитивно влиять на управляемый объект. Подготовка современного специалиста на основе проектно-целевого подхода – это совместная практико-ориентированная деятельность образовательных учреждений, профессионального сообщества и органов власти, направленная на решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения общественного производства. Соответственно, постановка проективных целей происходит на основе комплексного учета потребностей и интересов вузов, работодателей и государства в конкретных условиях социально-экономического развития региона.