DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 12.11.2008

Материалы

загрузка...

Педагогические и просветительские идеи а. г. рубинштейна в оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры и искусств

Пономарев Александр Анатольевич, 12.11.2008

 

- поиск принципов и оснований совершенствования музыкально-образовательного процесса современного вуза культуры на базе положений педагогико-просветительской концепции А.Г.Рубинштейна;

- определение мотивационного, содержательного и операционального компонентов образовательного процесса на основе анализа профессиональной деятельности выпускников вуза культуры и искусств;

- выявление имманентных факторов, влияющих на оптимизацию музыкально-образовательного процесса в современной социо-культурной ситуации.

Объект исследования – музыкальная педагогико-просветительская концепция А.Г.Рубинштейна в контексте задач оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры.

Предметом исследования является процесс и результат профессионального обучения и воспитания студентов музыкальных специализаций современного вуза культуры, охваченных инновационными формами обучения, разработанными на основе перспективных, в том числе нереализованных ранее педагогических и просветительских принципов А.Г.Рубинштейна

Анализ имеющегося материала по теме настоящего исследования позволяет следующим образом сформулировать гипотезу:

Достижение продуктивности процесса музыкального обучения и воспитания, обеспечивающей достаточный профессионализм и высокий уровень нравственно-эстетической зрелости выпускников современного вуза культуры в значительной мере возможен при соблюдении следующих условий:

- комплексного изучения ныне существующей системы музыкальной подготовки студентов, возможностей внедрения педагогических идей А.Г.Рубинштейна в образовательный процесс при соответствующей корректировке его мотивационного, содержательного и операционального компонентов;

- выявления в содержании и формах учебно-воспитательного процесса динамики изменений профессиональных требований к выпускникам в условиях нового культурного пространства;

- апробации и внедрения инновационных методов музыкального обучения и воспитания, разработанных на основе педагогических позиций А.Г.Рубинштейна.

Методы исследования. В изучении поставленной проблемы использовалась совокупность разработанных в общей и музыкальной педагогике методов культурно-исторического анализа проблемы комплексного обучения и воспитания молодого музыканта, способствующих оптимизации процесса его музыкального развития под воздействием практикуемых – как разработанных в ходе исследования, так и традиционных форм обучения, – а также эмпирических методов прикладной социологии и теоретических обобщений уже имеющихся в науке материалов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучный, системный, научно-объективный и конкретно-исторический подходы в сочетании с принципом сравнительного анализа в оценках рассматриваемых явлений музыкальной педагогики прошлого и настоящего. Таковы фундаментальные положения Г.В.Ф.Гегеля, Ф.В.Ницше, А.Шопенгауэра, Н.А.Бердяева и других мыслителей, уделявших внимание различным аспектам исследуемой проблемы в сфере философии, культурологии, психологии и эстетики. Кроме того, в разработке темы использовались теоретические положения работ по музыкальной педагогике Л.А.Баренбойма, Г.Г.Нейгауза, С.И.Савшинского, А.П.Щапова, Е.В.Назайкинского, В.В.Медушевского, а также позиции Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Г.М.Цыпина и других учёных, связанные с развитием общих музыкальных способностей.

В процессе работы автор неукоснительно придерживался принципов объективности и приоритетного отношения к фактам и документальным свидетельствам перед системой общепринятых, но не адекватных порой современному уровню развития науки, доводов в отношении личности и творческих, в частности, педагогических достижений А.Г.Рубинштейна.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринята попытка целостного анализа педагогических и просветительских идей А.Г.Рубинштейна; показана их взаимосвязь и взаимообусловленность в ряду актуально-значимых компонентов системы музыкально-педагогических знаний и путей совершенствования музыкально-образовательного процесса современного вуза культуры; наследие А.Г.Рубинштейна рассмотрено в широком музыкальном контексте русской музыкальной культуры 2-й половины 19-го века; впервые в отечественном музыковедении предпринята попытка сравнительного анализа педагогических и просветительских взглядов А.Г.Рубинштейна и «патриарха» китайской культурной традиции Конфуция; воссоздана история формирования педагогико-просветительских воззрений А.Г.Рубинштейна в контексте становления его личностных и мировоззренческих установок; выделены основные черты культурологической концепции А.Г.Рубинштейна; обоснованы и разработаны специальные инновационные методики, призванные обеспечить достижение уровня музыкальной подготовки, соответствующего современным требованиям.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось поэтапно в период с 1982 по 2007 год на базе факультета искусств и факультета музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

На первом этапе (1982-84) изучались современные подходы к музыкальному развитию учащихся с целью разработки методик, позволяющих обеспечить повышение уровня музыкальной подготовки студентов, приблизив его к потребностям будущей профессиональной деятельности и с учетом их довузовского образования.

После разработки и предварительной апробации, эти методики были опубликованы и внедрены на кафедрах фортепиано институтов культуры страны, чему способствовала и вышедшая в 1986 году общесоюзная «Программа курса фортепиано для институтов культуры и искусств», подготовленная авторским коллективом кафедры фортепиано – тогда еще ЛГИК им. Н.К.Крупской.

Экспериментальная проверка эффективности предложенных методов обучения проходила в период с 1986 по1993 год на базе кафедры фортепиано и сопровождалась работой по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса, выразившемся в издании ряда разработок, адресованных как студентам, так и преподавателям. Проведенное углубленное изучение наследия А.Г.Рубинштейна показало его высокую потенциальную значимость для дальнейшей оптимизации образовательного процесса, что и предопределило целесообразность внесения соответствующих корректив в разработнные и апробированные в рамках формирующего эксперимента

В ходе корректирующего этапа (2001-2007) – осуществлялась экспериментальная проверка эффективности обновленных с учетом педагогико-просветительских, – воспринимаемых сегодня как инновационные, – идей А.Г.Рубинштейна методов обучения, являющих собой синтез установок великого музыканта-просветителя и современных достижений музыкально-педагогической науки с учетом уровня довузовской подготовки студентов и потребностей их будущей профессиональной деятельности. При подведении итогов эксперимента был проведен анализ полученных результатов в диахронном «срезе» за весь период эксперимента (1982-2007).

Параллельно с корректирующим экспериментом в этот же период был проведен констатирующий и формирующий эксперимент, направленный на апробацию разработанных нами подходов к музыкальному развитию студентов в качестве своеобразного алгоритма, применимого и для студентов иных музыкальных специализаций вуза культуры. Это направление педагогического эксперимента проводилось по апробированной схеме с вовлечением студентов кафедры русского народного песенного искусства и факультета музыкального искусства эстрады.

На материале сравнительного анализа данных, полученных на протяжении всех этапов опытно-педагогического исследования за период 1982-2007 годов и в которое было вовлечено (в качестве членов экспериментальных и контрольных групп) более 300 респондентов, экспериментально доказана эффективность разработанного диссертантом метода, направленного на оптимизацию музыкально-образовательного процесса современного вуза культуры и искусств.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе его проведения получены материалы, которые могут быть использованы для дальнейшего совершенствования процесса обучения в образовательных учреждениях, а разработанные методы и методики реально применимы в учебном процессе современного вуза культуры.

Экспериментально доказана жизнеспособность предложенной в свое время А.Г.Рубинштейном модели музыкально-педагогического учебного заведения, предполагающего неразрывность взаимодействия специального и обще-гуманитарного компонентов в музыкально-образовательном процессе.

Изложенные выше положения позволяют сформулировать положения, выносимые на защиту:

1. Задуманная, но так до конца и не реализованная А.Г.Рубинштейном модель высшего учебного заведения, в котором будущие музыканты, а особенно музыканты-педагоги, наряду с «узкопрофессиональным», получали бы и фундаментальное гуманитарное образование с обязательным условием уже в процессе обучения применять комплекс получаемых знаний, умений и владений непосредственно в деятельности (учебной и просветительской), может быть осуществлена в образовательном процессе современного вуза культуры и искусств.

2. Основные педагогические и просветительские идеи А.Г.Рубинштейна, равно как и опыт его практической деятельности, являют собой методологическую основу оптимизации образовательного процесса современного вуза культуры, осуществляемой посредством разработки инновационных методов обучения, опирающихся на компетентностный подход, определяющий мотивационный, содержательный и операциональный компоненты обучения. В основе разработанных инновационных методов лежит также направленность на формирование у студентов благоприятствующей обучению психологической установки и моделирование в рамках учебного процесса проблемных ситуаций, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности с целью поиска путей их самостоятельного

3. Ряд педагогических идей и приемов А.Г.Рубинштейна может быть реализован при создании специальных методик профессионального становления музыканта-педагога, учитывающих уровень довузовской музыкальной подготовки, потребности будущей профессиональной деятельности и создающих теоретико-операциональную базу, необходимую и достаточную для их дальнейшего музыкального образования и самообразования.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в процессе проведения лекционных и семинарских занятий в рамках Факультета повышения квалификации СПбГУКИ для преподавателей фортепиано средних и высших учебных заведений культуры и искусств; в учебном процессе высших и средних учебных заведений системы культуры и искусств; в ходе собственной практической деятельности в качестве преподавателя фортепиано; в выступлениях и докладах на всероссийских и международных конференциях в РГПУ им. А.И.Герцена (март 2007) и СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова (ноябрь 2007); в 11 публикациях.

Структура диссертации определена её общим замыслом. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы 173 страницы, из них основного текста 166 страниц. Список литературы содержит 216 наименований. Приложения составляют 7 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении сформулирована актуальность темы диссертации, ее источниковая база, цели и задачи, а также предмет, объект и гипотеза исследования, его научная новизна, практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Педагогические и просветительские идеи А.Г. Рубинштейна» – рассматривается противоречивая судьба обширного и многообразного наследия Рубинштейна в конкретно-исторической ситуации, характерной для России второй половины 19-го века, показаны его педагогические и просветительские воззрения и проекты, предпринята попытка их анализа и систематизации в единую концепцию.

В первом разделе первой главы – «Наследие А.Г. Рубинштейна в контексте русской музыкальной культуры 2-й половины 19-го века» отмечается роль Рубинштейна в отечественной культуре как выдающегося пианиста, талантливого композитора, широко известного дирижера, организатора музыкального профессионального образования и просвещения в России, одного из основоположников отечественной композиторской и фортепианной школ. Тем не менее, деятельность Рубинштейна во всей ее многогранности до сих пор остается недооцененной. В качестве предполагаемых причин сложившейся ситуации в диссертации приведены следующие:

1) будучи «человеком действия» и испытывая постоянную нехватку времени, Рубинштейн не оставил после себя последовательно изложенной концепции профессионального музыкального образования, в результате чего лишился «авторских прав» на многие свои открытия, которые постепенно растворились в трудах его «пишущих» учеников и современников, а ряд его педагогических идей так и остался не реализованным;

2) точка зрения самого Рубинштейна по ряду принципиальных вопросов (о русской композиторской школе, о народной музыке, о музыкантах-любителях и др.) на протяжении всей его жизни весьма существенно эволюционировала, что, впрочем, осталось незамеченным для большинства его оппонентов (в том числе и гениальных композиторов-современников), которые с редким постоянством продолжали критиковать его за «заблуждения молодости»;

3) отношение к деятельности Рубинштейна было в значительной степени идеологизированным, а потому, зачастую, предвзятым – во многом, из-за его тесных контактов с членами царской семьей.

В разделе отмечается, что, несмотря на определенную фрагментарность, в которой наследие Рубинштейна дошло до наших дней, оно и сегодня не утратило свою актуальность. Чтобы получить уникальную возможность практического использования этого бесценного наследия в совершенствовании образовательного процесса современного вуза культуры (и даже шире – музыкально-педагогических вузов), была проведена работа по изучению и «деидеологизации» взглядов Рубинштейна по данной проблематике, их систематизации и структурированию в единую концепцию.

Были привлечены обширные материалы. В первую очередь, это литературное наследие самого Рубинштейна – его статьи, книги, служебные записки, письма; литературные свидетельства его современников, в том числе и учеников (С.Кавос-Дехтерева, А.В.Оссовский, Ц.А.Кюи, А..Каулиньш, В.А.Рубинштейн, И.Гофман, Ф.М.Блюменфельд, С.М.Майкапар и др.); более поздние исследования видных ученых (Б.В.Асафьев, А.Д.Алексеев, Л.А.Бренбойм, Л.Е.Гаккель, Л.А.Серебрякова и др.); архивные документы.

Отмечается, что в отечественном музыкознании уже имелись прецеденты успешной реконструкции и систематизации воззрений Рубинштейна по отдельным музыкально-педагогических проблемам (А.Н.Буховцев, С.Л.Гинзбург).

Излагается ряд ограничений и допущений, примененных в работе. Так, в процессе исследования особое внимание было уделено рассмотрению наиболее общих воззрений Рубинштейна на профессиональное образование музыкантов-педагогов; была «вынесена за скобки» эволюция его взглядов по избранной проблематике, а предпочтение отдано анализу итоговых идей; ряд выводов был сделан не на основе литературных источников, а исходя из собственно действий Рубинштейна (к которым, например, могут быть причислены такие уникальные проекты, как Исторические концерты и курс лекций по истории фортепианной литературы).