DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 12.09.2011

Материалы

загрузка...

Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы

Минченко Татьяна Петровна, 12.09.2011

 

Что касается исследования свободы совести в истории отечественной науки, то в конце XIX–начале XX вв. появляется ряд работ К.К. Арсеньева, Н.А. Бердяева, А.М. Бобрищева-Пушкина, В.Д. Бонч-Бруевича, А.Ф. Кони, В.Г. Короленко, С. Мельгунова, В. В. Розанова, В.С. Соловьева, Е. Тарновского, Л.Н. Толстого, В.И. Ясевич-Бородаевской, в которых в социально-философском и правовом аспекте ставятся проблемы свободы совести в Российской империи в историческом и теоретическом ракурсе применительно к условиям рубежа XIX–XX вв, но само понятие свободы совести трактуется иначе, чем в настоящей диссертации, как свобода вероисповедания, что вполне объяснимо существующей в России этого периода религиозной и этнокультурной ситуацией, наличием конфессионального государства и официальной религии – православного направления христианства.

Зарубежная литература о религиозной свободе этого периода весьма обширна, в ней термин «религиозная свобода» или «свобода совести» (термины используются как синонимы) чаще понимается в смысле веротерпимости. Наиболее обстоятельно и систематично в переводах на русский язык проблема утверждения религиозной свободы изложена в исследованиях Ф. Маассена и Ф. Руффини.

В советское время в течение нескольких десятилетий публичное обсуждение проблемы свободы совести было закрытой темой, только начиная с 60-х годов, появляются работы, посвященные проблемам свободы совести в контексте противостояния социалистической и капиталистической систем. Во многом благодаря этому исторические, социально-философские, методологические и религиоведческие вопросы, касающиеся проблемы свободы совести, почти не рассматривались, большее внимание обращалось на политико-правовые аспекты свободы совести.

Несмотря на доминирование идеологического подхода над научным в большинстве работ на данную тематику, в ряде исследований была поставлена, хотя и не раскрыта проблема многоаспектности свободы совести.

Глубокий анализ проблем религиозной свободы в этот период был представлен только в зарубежных изданиях российских авторов, например, Л. Регельсона.

Историко-философский анализ отдельных проблем свободы совести проводился в работах В. Ф. Асмуса, В. С. Библера, В. В. Бибихина, А. Я. Гуревича, П. В. Копнина, Г. Г. Майорова, В. Новика, А. В. Рановича, В. В. Соколова, С. А. Тажурызиной и других исследователей.

Различные аспекты российских государственно-церковных отношений рассматривались в работах А. Г. Булгакова, В. И. Гараджи, В. И. Добренькова, Ю. П. Зуева, Г. М. Керимова, А. А. Красикова, Л. А. Лопаткина, Л. Н. Митрохина, В. Новика, А. А. Нуруллаева, М. И. Одинцова, Н. А. Трофимчука, И. Н. Яблокова и других.

Общетеоретические вопросы свободы совести представлены в работах А. И. Барменкова, С. А. Бурьянова, Г. В. Воронцова, Ю. А. Дмитриева, П. Н. Дозорцева, Л. И. Кудрявцева, А. С. Ловинюкова, М. П. Мчедлова, А. В. Пчелинцева, Ю. А. Розенбаума, В. Н. Савельева, М. С. Стецкевича, Н. Ю. Тетерятникова, И. Н. Яблокова и др.

Отдельные аспекты свободы совести в России, преимущественно, в правовом и конкретно-юридическом плане, затрагиваются в недавних диссертационных исследованиях российских специалистов – Д. С. Белявского, С. А. Бурьянова, К. Г. Каневского, А. А. Левиной, А. С. Себенцова, Ю. В. Сластилиной, Т. Ю. Тагиевой, З. С. Терлоева, Н. Ю. Тетерятникова, Е. В. Тихоновой и др. Среди этих диссертационных исследований, по степени теоретической разработки понятия свободы совести в юридической теории и практике, особо отметим работы Н. Ю. Тетерятникова и С. А. Бурьянова.

Монография В. Н. Савельева «Свобода совести» 1991 года и его докторская диссертация, единственная из докторских работ по этой тематике в послесоветский период, преимущественно посвящена истории свободомыслия. Учебное пособие М. С. Стецкевича, сочетающего исторический, философский и юридический подход к проблеме, посвящено развитию идеи свободы совести в западной цивилизации, начиная с античности, особое внимание уделяется драматической истории борьбы за свободу совести в России, но в задачи пособия не входило рассмотрение проблемы свободы совести в контексте глобализации и с учетом развития идеи религиозной свободы в восточных культурах.

Из зарубежных авторов, затрагивающих различные аспекты проблемы свободы совести можно выделить М. Баумана, М. Бурдо, Х. Вагнера, В. Вебера, Л. Джонс, В. Казака, А. Майера, Р. Робертсона, Г. Симона, Р. Тагора, В. Флетчера, М. Элиаде, Дж. Эллис и других.

Кроме того, содержательные аспекты свободы совести и религиозной свободы осмысливались в трудах исследователей свободомыслия в отношении религии: в светской традиции – Д. Лукача, А. В. Луначарского, Б. Данема, А. Робертсона, М. И. Шахнович, Г. М. Лифшица, В. Н. Савельева, А. Д. Сухова, П. Куртца и других, с религиозных позиций – в работах К. Войтылы, К. Ясперса, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка и других.

Изменение роли и места религии в эпоху глобализации, в условиях секуляризации и десекуляризации, анализируется в работах П. Бергера, С. Бурьянова, А. Кырлежева, В. Новика, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, С. Филатова, Ф. Фукуямы и др.

В послесоветское время возникает ряд организаций и центров в негосударственных учреждениях, исследующих различные аспекты свободы совести, социальные, политические и правовые реалии существования этого явления в кардинально изменившемся обществе и государстве; проблемы реального бытия и роли религии и религиозных организаций в современном обществе, в том числе проблему государственно-церковных взаимоотношений: Институт религии и права и Славянский правовой центр; Институт свободы совести, Центр «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН; Московский Центр Карнеги, и т.п.

Обзор литературы свидетельствует о том, что наибольшее внимание в исследованиях уделяется политико-правовым проблемам свободы совести, вопросам религиозно-церковных отношений, анализу религиозной ситуации, причём преимущественно в русле европоцентристского подхода. Проблема свободы совести в философском аспекте в современных условиях глобализации в контексте постсекулярного мира еще не была отрефлексирована.

Отдавая должное вкладу предшествующих исследователей, приходится констатировать недостаточную научно-теоретическую разработанность проблемы свободы совести и религиозной свободы в аспекте оснований этих феноменов в современном мире в сопоставлении с основаниями классической западной модели свободы совести и основаниями концепций религиозной свободы в незападных культурах. Определение диссертантом проблемы свободы совести в постсекулярную эпоху и построение динамической модели свободы совести восполняет вышеуказанную недостаточность.

Требует прояснения тесно взаимосвязанная с проблемой свободы совести проблема мировоззренческой идентичности в постсекулярном мире, а также понятия, находящиеся в настоящее время в одном проблемном поле: категории «постсекуляризма», «десекуляризации», «светскости государства» и т.п.

Теоретическая предпосылка исследования основана на актуальности описанных выше проблем, фундаментальной недостаточности основных концепций свободы совести, не учитывающих реалии постсекулярного мира и заключается в предположении, что одним из критериев прогрессивного развития общества, по мнению диссертанта, является возрастание его мировоззренческого разнообразия и, в то же время, достижение интеграции; необходимым условием осуществления этой тенденции является реализация принципа свободы совести, но с учётом переосмысления этого принципа в реалиях постсекулярного мира. Более адекватным современной ситуации представляется рассмотрение свободы совести в эпоху глобализации как одной из составляющих целостной сложносоставной свободы мысли, совести и религии, выступающую источником и системообразующим началом всех иных свобод человека в современном обществе и государстве.

Объектом исследования является феномен свободы совести.

Предмет исследования – концептуальные, социокультурные и правовые основания свободы совести, рассматриваемые в системном единстве в историко-культурном генезисе и условиях постсекулярного мира.

Целью диссертационной работы является построение целостной модели свободы совести, отражающей динамику её изменений на современном этапе трансформации культурных суперсистем.

Основные задачи исследования:

1. Определение методологии, адекватной предмету и цели исследования.

2. Систематизация понятийного аппарата, связанного с использованием категории свободы совести в её сопоставлении с близкими и альтернативными понятиями, находящимися в одном проблемном поле, и выведение дефиниции понятия свободы совести, репрезентирующего его смысл в постсекулярном обществе.

3. Выявление основных этапов развития идеи свободы совести и вероисповедания и ее институализации в европейской культуре, а также оснований современного международного стандарта свободы совести.

4. Выявление мировоззренческих, социальных и правовых оснований религиозной свободы и свободы совести в восточных культурах.

5. Экспликация идеологических, социокультурных, законодательных предпосылок права свободы совести в России в истории и современности на федеральном и региональном уровне.

6. Анализ тенденций и основных перспектив развития свободы совести в постсекулярном мире.

7. Применение динамической модели свободы совести на региональном уровне.

Методологической основой исследования является холистический подход в единстве с диатропическим. Диатропический подход в рассмотрении проблемы свободы совести в современном мультикультурном мире дает онтологические основания плюралистическому разнообразию различных мировоззрений, в том числе религиозных и предполагает плюралистичный мир разнообразия культур, религий, цивилизаций. Методологические преимущества холистического подхода при рассмотрении проблемы свободы совести заключаются в предоставлении возможности дополнительности концепций, которые с иных позиций могут представляться взаимоисключающими, а также целостном рассмотрении проблемы свободы совести. Это позволило осуществить комплексное исследование, выявить концептуальные особенности понимания свободы совести и религиозной свободы в разных культурах в истории и в постсекулярную эпоху. В диссертации применён принцип единства исторического и логического анализа. Сопоставление моделей свободы совести и религиозной свободы в различных культурах осуществлялось на основе метода компаративного анализа.

Цель и задачи исследования потребовали систематизации, анализа и обобщения большого числа источников в области философии, религиоведения, истории, культурологии, социологии, права и других отраслей знания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Конкретизировано понятие постсекулярности в контексте актуализации проблемы свободы совести.

2. Дана авторская дефиниция свободы совести и определено место права свободы совести и свободы вероисповедания в системе фундаментальных прав человека, предложено новое соотношение понятий свободы совести и религиозной свободы.

3. На основе нового подхода разработана динамическая модель свободы совести, устраняющая противоречия понятийного аппарата, используемого в процессе осуществления свободы совести и религиозной свободы, выявлены закономерности и стадии развития права свободы совести.

4. Выявлены основания существующего международного (западного) стандарта свободы совести и поставлена проблема неочевидности этих оснований в постсекулярную эпоху.

5. Выделены мировоззренческие, социальные и правовые основания религиозной свободы в исламской, китайской и индийской культуре.

6. Выделены концептуальные основания права свободы совести в России на досекулярном, секулярном и постсекулярном этапах.

7. По-новому поставлен вопрос об идеологическом основании концепции свободы совести (и фундаментальных прав человека) в современную эпоху. Впервые выявлены перспективы развития свободы совести в постсекулярном мире.

Тезисы, выносимые на защиту: