DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Направления укрепления экономической безопасности россии в современных условиях

Блохин Станислав Владимирович, 12.09.2010

 

Для надежного кадрового обеспечения государственной службы целесообразно создание специальных учебно-воспитательных заведений (типа кадетских училищ) для целевой подготовки со школьного возраста разносторонне развитых, морально выдержанных, по государственному мыслящих и ориентированных на государственную службу молодых людей, будущую опору и элиту государства.

Критически важным для выживания, нормального воспроизводственного развития населения и нормализации социального климата в обществе является значительное повышение жизненного уровня всего народа, как минимум выше объективно определенного прожиточного минимума, при этом средний уровень заработной платы населения должен быть сопоставим с уровнями в наиболее крупных по масштабам и численности населения государствах. Это автоматически может снять проблему предоставления ряда льгот и адресной помощи.

Повышение жизненного уровня должно быть, как в других развитых странах, существенным фактором для повышения внутреннего платежеспособного спроса и создания за счет этого благоприятных внутренних условий для развития экономики в стране. Например, в США циклический подъем экономики, в том числе в 2006г., фундаментально основывается на внутренних экономических условиях, причем в первую очередь, на высоком уровне потребительского

Важнейшей для обеспечения экономической безопасности и развития экономики проблемой является финансовое обеспечение:

- обороноспособности страны (ОПК и ВС) за счет достаточных по объемам государственных оборонных заказов для ОПК и оснащения ВС самыми современными видами вооружения и военной техники;

- инновационно-инвестиционногого курса развития экономики с целью перевода производительного потенциала России из одного качественного состояния в другое.

Эти направления тесно связаны, так как вложение средств в развитие наукоемкого и высокотехнологичного ОПК потянет за собой инновационное развитие всей экономики страны.

В России в настоящее время имеются достаточные финансовые возможности для проведения этой “технологической революции” – значительные золотовалютные запасы и Стабилизационный фонд, которые должны “работать, а не простаивать”. Тот же Китай благодаря частичному техническому перевооружению уже сейчас поставляет на экспорт высокотехнологичной продукции на $180 млрд., Индия вышла на второе место в мире по экспорту программного обеспечения.

Для реализации этих долгосрочных приоритетов необходима длительная стабильная финансово-экономическая ситуация в стране, которая в настоящее время хотя и обеспечивается золотовалютными запасами и Стабилизационным фондом, но недостаточно надежно, т.к. вышеуказанные ресурсы хранятся, в основном, в иностранной валюте и за рубежом.

Для России выход из этой ситуации может заключаться в “отвязывании” рубля от доллара США и позиционировании его в качестве резервной мировой валюты, свободная конвертируемость которой будет обеспечиваться нашими природными ресурсами.

Критически важным для дальнейшего развития России является выбор с учетом предшествующего опыта наиболее эффективной экономической модели функционирования и развития страны.

Недопустимо продолжение прежних и совершение новых стратегических просчетов и ошибок в государственной стратегии, особенно в выборе экономической модели развития.

В условиях, когда остро необходима, но отсутствует нормальная конкурентная среда, должна формироваться некая экономическая система, сочетающая в себе апробированные и позитивные элементы как административно-плановой, так и рыночной систем. По нашему мнению, это должна быть модель, построенная на принципах симбиоза наиболее ценных элементов двух систем (например, централизованного планового начала и принципов социальной справедливости - первой и прагматизма в духе “просвещенного эгоизма” - второй) и рациональной самодостаточности, гармонично сочетающая в себе государственный и частный секторы экономики с некоторым доминированием цивилизованного государственного начала.

В предлагаемой модели экономики должны быть два примерно сопоставимых по масштабам и параллельно функционирующих и развивающихся сектора – государственный и частный. В госсектор, по нашему мнению, должны входить основополагающие научные организации, интегрированные структуры (корпорации) и ключевые предприятия ОПК, естественные монополии, в т.ч. на производство питьевого спирта, ряд нефте- и ресурсодобывающих компаний и значимые по масштабам предприятия во всех важных для обеспечения безопасности сферах экономики. В этом случае у государства появится с помощью госсектора так необходимый механизм регулирования цен на рынке и управления инфляцией для нормализации и стабилизации положения в экономике и надежного обеспечения национальной и экономической безопасности страны.

Схема смешенной экономической модели

Принципы организации и функционирования механизма регулирования цен на основе конкуренции двух секторов экономики состоят в следующем:

- конкуренция должна быть добросовестной и равноправной. Ее направления определяются органами государственного управления;

- на каждом значимом для экономики сегменте рынка должны быть два примерно сопоставимых по масштабам оператора, один в виде организованной и управляемой государственными органами группы профильных по данному сегменту рынка предприятий госсектора, другой в виде действующих на этом же сегменте частных коммерческих структур;

- в отношении и тех, и других устанавливаются одни и те же требования и условия к качеству продукции (работ, услуг) и технологическим процессам их изготовления;

- выполнение требований достаточно жестко контролируется государственными органами и общественными организациями потребителей;

- в рамках предприятий госсектора сохраняется действующая государственная система ценообразования;

- независимо от конъюктуры рынка и скачков рыночных цен - цены на продукцию предприятий госсектора остаются стабильными по уровню рентабельности.

Для реализации этой схемы необходимо: отказаться от проведения линии на ликвидацию ФГУПов и ввести в законодательство общепринятое в мире положение о деприватизации (национализации) предприятий. Эта мера давно назрела, к тому же она дает возможность исправлять ошибки приватизации.

В Заключении на основании проведенных в диссертации исследований: обобщаются и комплексируются выводы, сделанные по отдельным главам, излагается общий взгляд автора в отношении адекватности нынешнего состояния экономической безопасности страны, современным угрозам ее национальным экономическим интересам и соответственно предлагается по ряду наиболее значимых направлений угроз совокупность мер и механизмов, которые могут быть использованы для их парирования.

По теме диссертации автором опубликованы:

Экономическая безопасность, как важнейшая составляющая национальной безопасности России. / “Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения”, сборник научных статей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, под общ. ред. А.А. Прохожева / М.: РАГС, 2005г., с. 39-45 (0,5 п.л.).

Понятие экономической безопасности. / Российское общество: тенденции и перспективы развития, сборник научных статей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, под общ. ред. В.К. Егорова, А.С. Горшкова, В.М. Герасимова, М.А. Кашиной / М.: РАГС, 2006г., с. 56-58 (0,25 п.л.).

Понятие и структура экономической безопасности. / Россия в современном мире, под общ. ред. Ю.С. Пивоварова / М.: ЮНИОН РАН, 2006г. – Т. 5 (0,5

Роль плановой экономики Советского Союза в Великой Отечественной войне. / “Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения”, сборник научных статей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Выпуск 2 (5), под общ. ред. А.А. Прохожева / М.: РАГС, 2006г., с. 27-32 (0,4 п.л.).

Интерес: содержание и сущность. / “Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения”, сборник научных статей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Выпуск 6, под общ. ред. А.А. Прохожева / М.: РАГС, 2006г., с. 30-44 (0,9 п.л.).

Автореферат

диссертация на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Блохина Станислава Владимировича

Тема диссертационного исследования

“Направления укрепления экономической безопасности России

в современных условиях”

Научный руководитель:

доктор экономических наук

Юдин Владимир Викторович