DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 12.07.2010

Материалы

загрузка...

Башкиры степного заволжья (история расселения, родоплеменная структура, хозяйство)

Маннапов Марсель Муритович, 12.07.2010

 

Степень изученности. Первые отрывочные сведения о башкирах Степного Заволжья стали складываться в XVII-XVIII вв. Разумеется, речь идет о работах общего характера, где нашли отражение те или иные моменты исторического прошлого башкир долины рек Иргиза и Камелика. Одним из первых российских исследователей, упомянувший в своих работах башкир Степного Заволжья был В.Н. Татищев, который упомянул, что башкиры расселены по рекам Яик, Тобол, Самара, Белая, Уфа и др. По данным «Топографии Оренбургской губернии» П.И. Рычкова в 1775 г. башкиры имели свои зимовья на Иргизе и на Каралыке.

Известный историк В.М. Черемшанский указывает, что в самарских степях башкиры появились задолго до присоединения Среднего Поволжья к России. Он пишет, что «со вторжением в Восточную Европу монголов башкиры покорены были Батыем – внуком Чингисхана в 1243 году, и по разделении Золотой Орды на особые оседлые царства они были данниками. Башкиры, обитавшие по реке Узеню, подчинялись царям астраханским».

Крупный исследователь Г.И. Перетяткович отмечает кочевой образ башкир Степного Заволжья. По сведениям Н. Казанцева, часть иргизо-камеликских башкир вплоть до середины XIX в. вела полукочевой образ жизни. В монографии И. Красноперова «Самарская Башкирия» отмечается, что башкиры Самарской губернии вели полукочевое скотоводство также как и башкирское население юго-востока Башкортостана. В монографии В.Н. Витевского обнаруживается чрезмерная идеализация версии о позднем расселении башкир в Степном Заволжье.

С первых дней основания Саратовской Архивной Комиссии ее сотрудники (К.П. Медокс, Чекалин, Краснодубровский и др.) стали заниматься сбором материалов о народах, которые населяли низовое Поволжье до появления русских. Так, например, К.П. Медокс считал, что башкиры Заволжья являются потомками половцев.

Исследователи 20-х – конца 80-х гг. XX в., в основном, занимались сбором фольклорного материала, этнографией и изучением языковых особенностей башкир Степного Заволжья. Немалое внимание к изучению истории поволжских башкир обратил в своих трудах видный башкирский этнограф, чл.-корр. РАН Р.Г. Кузеев. В одной из первых своих монографий он отмечал, что основной район расселения иргизо-камеликских башкир совпадал с территорией, которая в географическом отношении была наиболее благоприятной для кочевого скотоводства. Он также считал, что башкирские кочевья на берегу рек Иргиз, Камелик и Каралык являются старинными. Р.Г. Кузеев был одним из первых исследователей, занимавшихся изучением своеобразного письменного памятника – башкирских родословных (шежере), показавших их значение для разработки проблем истории и этнографии башкир, в том числе и иргизо-камеликских. В работе Р.Г. Кузеева имеются факты по расселению башкир в бассейнах рек трех Узеней и Чижи, Иргиза, Камелика и об их передвижениях на территорию Башкортостана и обратно. (в какой) Автор, изучая особенности материальной и духовной культуры башкир, включил башкир Самарской и Саратовской областей в самостоятельную юго-западную этнографическую группу. В другой работе этого автора исторический путь развития хозяйства заволжских башкир рассматривается в рамках основного ядра нации и в тесной связи с основными направлениями политической и экономической истории башкирского края.

В историю изучения иргизо-камеликских башкир весомый вклад внесли башкирские ученые – У.Ф. Надергулов и А.З. Асфандияров. У.Ф. Надергулов на основе этнических и языковых источников исследовал процессы лингвистического формирования иргизо-камеликских башкир, а А.З. Асфандияров обратил внимание на происхождение, расселение и историю возникновения башкирских населенных пунктов в Самарской и Саратовской областях. Н.Н. Томашевская на основе известных и ранее неизвестных источников освещает этническую историю поволжских башкир в период с XVI до начала XX вв. Отдельные вопросы этнографии самарских башкир, в том числе семейно-бытовые обряды исследовались в диссертации М.М. Кржижевского.

Научная новизна работы заключается в том, что, несмотря на большое количество публикаций по отдельным аспектам данной проблемы отсутствует комплексное исследование по данной теме. Результаты исследования помогут представить этапы развития и становления башкирского населения в Степном Заволжье. В работе также определены основные особенности формирования этнической территории башкир указанной группы и их расселения с древнейших времен до наших дней. Впервые в научный оборот вводятся ранее не опубликованные архивные источники.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов и выводов в будущем при написании трудов по истории башкир Степного Заволжья. Представленный материал может быть использован так же для разработки спецкурсов по истории Башкортостана для вузов, а также в общеобразовательных школах башкирских населенных пунктов Самарской и Саратовской областях в качестве источника.

Апробация работы. Положения и выводы диссертационного исследования были изложены на международных, межрегиональных, республиканских конференциях (Уфа, 2005, 2006, 2007, 2008; Самара, 2007, Саратов, 2008; Семипалатинск, 2008). Основные результаты исследования получили отражение в 23 научных статьях и тезисах.

Кроме того, автором подготовлена и издана монография «Переселение башкир Самарской губернии на юго-восток Башкортостана в первой половине ХХ в.», где кратко представлена первая глава из диссертационной работы.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность исследования, определяются цель и конкретные задачи, хронологически рамки, рассматривается научная новизна и значимость работы, характеризуется ее источниковая база исследования, определяется структура научной работы.

Первая глава «История изучения башкир Степного Заволжья» включает сведения из древних и средневековых источников (сочинения Геродота, Моисея Хоренского, Ахмеда Ибн-Фадлана, Идриси и др.), которые позволяют сделать вывод о том, что Степное Заволжье было хорошо известно с древнейших времен и позволяет более определенно установить юго-западные границы территории обитания башкир в средние века.

История изучения башкир бассейна рек Иргиза, Камелика, Узени и Чижей стала складываться в исторической науке России еще в XVII-XVIII вв. Это был период превращения русского национального государства в многонациональное. Присоединение Казанского и Астраханского ханств к Руси, поход казаков Ермака за Урал, последующее быстрое освоение русскими огромных территорий на востоке – все это раздвинуло границы Русского государства до северо-восточных пределов Азиатского материка. Возникли новые политические задачи – колонизация присоединенных земель, создания системы управление народами этих областей. В 1768-1774 гг. государство снарядило в Поволжье несколько организованных научных экспедиций, в которых участвовали известные ученые, академики Петр Паллас, Иоганн Фальк, Иван Лепехин, Самюэль Гмелин, Иоганн Георги, проводившие географические, физические, этнографические, астрономические и другие исследования. В их трудах имеются ценные сведения по статистике, географии, топографии и этнографии Степного Заволжья. Эти исследования хотя и носили описательный характер, но они заложили начало историографии башкир указанного региона.

После организации Русского Географического общества и четкого определения задач этнографической науки, начинается новый этап в деле изучения башкир Степного Заволжья. В появившихся работах о башкирах Степного Заволжья содержат материалы, где прямо или косвенно рассматриваются этнографические, исторические и демографические проблемы. Они служат основой для дальнейших исследований и сохраняют должное научное значение в наши дни.

В конце ХIХ – в начале ХХ вв. изучением башкир Степного Заволжья занималась, в основном, Саратовская Ученая Архивная Комиссия. Отличительной особенностью деятельности членов СУАК являлось то, что их исследования носили локальный характер. Деятели этого общества в большинстве своем не имели специального образования и не могли посещать научные и архивные учреждения других губерний. В работах исследователей этого периода освещались динамика численности башкир Степного Заволжья, нравы и обычаи, в то же время они не освещали другие научные проблемы, такие как, изучение родоплеменной структуры, языка и т.д.

После Октябрьской революции 1917 г. внимание историков Советской России было обращено на изучение традиционной культуры народов нашей страны. Наблюдается большой количественный рост этнографических исследований, особенно в национальных республиках и областях. В течение ряда десятилетий центром интенсивной этнографической работы становится Саратовский государственный университет, сотрудники которого организовывали и проводили этнографические обследования в пределах Нижне-Волжского края. Профессору какого университета Б.М. Соколову принадлежит инициатива организации систематического экспедиционного обследования всех народов края и создания этнографического отдела при Обществе истории, археологии и этнографии, переименованного в 1925 г. в Нижне-Волжское областное научное общество Краеведения. В 30-х гг. ХХ в. на ее базе возник Нижне-Волжский институт Краеведения, организовавший в 1936-1938 гг. три экспедиции к башкирам Степного Заволжья. Результаты исследования суммированы в работах П.Д. Степанова, в которых представлены ценные сведения и суждения о том, что башкиры Заволжья представляют значительный интерес как объект специального этнографического изучения. Таким образом, с 20-х гг. ХХ в. в истории изучения башкир Степного Заволжья начинается новый период углубленных и систематических исследований культурных традиций и этнографических особенностей в области материальной и духовной культуры, быта башкир в контексте истории всего башкирского народа.

Исследователи 50-х – середины 80-х гг. ХХ в., в основном, занимались исследованиями по этногенезу и этнической истории (Р.Г. Кузеев), жилищам и одежде (С.Н.Шитова), языкознанию и диалектологии (Т.Г. Баишева, С.Ф. Миржанова), фольклору (А.Н. Киреева, Р.С. Сулейманова) башкир Степного

Современный период в изучении истории и этнографии башкир Степного Заволжья охватывает период со второй половины 1980-х до 2008 гг. В это время в изучении истории башкир Степного Заволжья в отечественной историографии сделаны значительные успехи: исследован целый ряд ранее совершенно неизученных вопросов, например, такие как, история возникновения башкирских деревень в Степном Заволжье, топонимика, родоплеменная структура и расселение, отчасти брачные связи и т.д. В рамках программы «Башкиры в субъектах Российской Федерации» под научным руководством Р.М. Юсупова в 2004-2008 гг. активно разрабатывались исследования по этнологии, антропологии и генетике башкир Степного Заволжья, Оренбуржья, Зауралья, Пермского края.

В целом, разработка исследуемой проблемы в настоящее время поставлена на должную научную и методологическую основу, привлечен большой круг опубликованных источников, к тому же, историческая наука получила огромное количество конкретных и обобщающих исследований, в которых на обширном материале освещены в некоторой степени история изучения башкир Степного Заволжья. Отсюда возникла необходимость проведения обновленного целенаправленного исследования по истории и этнографии башкир Степного

Во второй главе «История расселения башкир на левобережье Волги в VII – ХIХ вв. и межэтнические контакты с соседями» основное внимание уделено вопросам расселения и этническим взаимодействиями башкир с ногайцами, калмыками, казахами и уральскими казаками.

По данным различных источников известно, что, в конце VII? Слишком смело, могут возникнуть вопросы в. башкиры занимали зимние пастбища на западе и к востоку от Нижней Волги и вместе с хазарами постоянно угрожали булгарам. В тот момент южные границы Волжской Булгарии достигали Самарской Луки – большой излучины р. Волги (в районе современных Жигулевских гор) и проходили недалеко от территории обитания современных иргизо-камеликских башкир, а к середине VII в. возникло государство Хазарский каганат, которое сумело в той или иной мере, возможно, с помощью поволжских башкир, подчинить своей власти часть булгар. Так же смело

Секретарь посольства арабского халифата Ахмед Ибн-Фадлан, описывая маршрут путешествия 921-922 гг. из Багдада в Волжскую Булгарию, упоминает башкир с конкретным указанием территории их кочевания, отмечает их воинственность и нравы, внушающие страх окружающим племенам. По мнению исследователей, посольство остановилось у башкир Степного Заволжья. В результате детального анализа текста Ибн-Фадлана исследователи пришли к выводу о том, что территория башкир Степного Заволжья включала земли от р. Чаган (Шаган) до р. Кондурча, где во время пути посольство остерегалось встречи с этим воинственным народом.

Образование Монгольской империи в начале ХIII в. оказало огромное влияние на исторические судьбы многих народов. Монгольское завоевание заметно нарушило сложившиеся к тому времени границы расселения и пути перекочевок башкирских племен на территории Степного Заволжья. По мере усиления монгольской экспансии башкиры-бурзяне, как известно, ушли в предгорья Южного Урала, в верховья р. Яик, а основная масса башкир племени усерган вместе с бурзянами и тунгаурами переселилась в бассейн р. Сакмара и ее притоков. На первых порах табынцы сохраняли положение, которые они имели в Дешт-и-Кипчаке, и поэтому оставались на старых кочевьях от верховий р. Иргиз в Северном Приаралье до ее низовий у впадения в р. Волгу. В результате давления со стороны монголов табынское объединение распалось, часть табынцев в XIII-XIV вв. при общем движении башкирских племен закрепилась в западном и южном Башкортостане, расселилась в долинах рек Ик, Черемшан, Ток, Малый Уран, Большой Иргиз и Камелик. Пришлось изменить свое местопребывание и родам племени катай, которые до монгольского нашествия кочевали по рекам Волги, Дона и близ Кавказа, то есть в районе Северного Прикаспия. Захваченная волной монгольских походов это племя появилось в бассейне р. Камелик.

С началом распада Золотой Орды и усилением Ногайского ханства происходят изменения в расселении башкирских племен. В XV – первой половине XVI вв. башкиры не упоминаются не только на левобережье Волги, но и по течениям рек, на которых они издавна кочевали – Самаре, Соку, Кондурче, верховьях Большого Ика. Это было связано с передвижением башкир в горнолесные районы Южного Урала. Основными причинами миграции башкир на восток и север были события, вызванные внутриполитической борьбой в Золотой Орде, приведшие к окончательному разгрому Булгарского государства и к запустению его территории, а также усилением Ногайской Орды и ее экспансией на территорию Самарского Заволжья. Впоследствии, в Степном Заволжье башкиры кочевали, вероятно, на тех же территориях, что и ногайцы. Между ними не существовало четких границ и четкого размежевания земель и пастбищ. Возможно, имело место и случаи совместного кочевания и проживания башкир и ногайцев. Об этом известно по многочисленным преданиям и башкирским шежере, о том, что на осенне-зимнее время башкиры, так же как и ногайцы, перекочевывают вплоть до Чижинских разливов и р. Эмбы.

Во второй половине XVI – начале XVII вв. башкирские племена кочевали в степях Степного Заволжья по рекам Большой и Малый Узень, Чижи, низовьях Яика. Во время тебеневок в Степном Заволжье у башкир стали возникать споры с калмыками. В письменных источниках говорится о пределах башкирских вотчин, которые протягивались до р. Эмбы, но из-за своей малочисленности они были вынуждены оставить эту территорию и переселиться в Уфимскую провинцию на берега рек Белая, Сакмара и Ик. Есть большая вероятность того, что часть башкир, чтобы не потерять свои кочевья признала власть калмыков. Совместное кочевание башкир и калмыков на луговой стороне Заволжья вызывало беспокойство русских крестьян монастырских поселений Терса и Малыковка на правой стороне р. Волги, свидетельствовавших перед правительством о том, что невозможно проведение размежевания земельных угодий, так как в долине р. Иргиз «башкиры и калмыки и воровскими кочевьями и зимуют и за зверьми ходят, от того они на луговой стороне пашни не пашут и сен не косят».

После подписания договора 1661 г. о принятии калмыками российского подданства правительство начало решительную борьбу с набегами башкир на калмыцкие владения. Возможно, в связи с развернувшимися событиями башкиры в 1661 г. ходатайствовали перед царем о подтверждении какой, чьей жалованной грамоты. По ее тексту границы расселения башкирских племен в Степном Заволжье, согласно шежере, нестыковка по грамоте или шежере определялись «от Сарымсака, три Узени, до горы в степной стороне, три реки Узени и Камелик, от истоков до устьев со всеми горами; верхняя граница – до глубокого Дурткуль», которая являлась особенным владением племени бурзян. Тем самым с момента принятием русского подданства калмыками и предоставления им определенной территории, ареал обитания башкирских племен сократился до бассейнов рек Большой и Малый Узень, Большой и Малый Чижи.

В начале XVIII в. казахские кочевья достигали левобережья верхнего течения Ишима, верховьев р. Иртыша и озера Балхаш, среднего течения Сырдарьи, северного Приаралья и Тобола, а также бассейна р. Кара-Тургая. Вынужденное изменение привычных маршрутов кочевий произошло в период массового передвижения калмыков к низовьям р. Волги, совершавших набеги на земли казахов. Потеря пастбищ вынуждает казахов к изменению кочевых маршрутов к низовьям Яика.

С уходом калмыков в 1771 г. куда? башкиры в массовом порядке стали возвращаться на свои старые кочевки в бассейнах рек Большой и Малый Узень, Большой и Малый Чижи, озер Сакрыль и Челкар. В 1777-1780 гг. башкиры занимали своими кочевьями территорию между Оренбургской и Самарской пограничными линиями. При соприкосновении с кочевьями казахов стали обостряться башкиро-казахские отношения. Для предотвращения башкиро-казахских конфликтов в 1788 г. была учреждена кордонная стража по линии от Иргиза через Большой и Малый Узень до берегов Каспийского моря. Казахи ожидали передачи им ряда мест для кочевий, начиная от крепости Индерских гор, вверх по Большой Узени до самого Иргиза, но здесь компактно проживали казаки Уральского войска и башкиры. По этой причине в 1806 г. казахский султан Букей получил разрешение царского правительства на право переселения в район рек Большой и Малый Узень и образовал Букеевское ханство. Вдоль северных и северо-восточных границ Букеевского ханства протекали две реки – Большой и Малый Узень, прибрежья которых изобиловали сенокосными угодьями и служили укрытием для скота зимой. Такую же хозяйственную ценность имели районы Камыш-Самарских озер. Переселение казахов на земли между низовьями Урала и Волги вызвало рост ценности этих земель. Поэтому эти участки продолжительное время были объектами споров между башкирами, казахами и уральскими казаками.

Другими соседями башкир, живущих на своих вотчинных землях в бассейнах рек Большой и Малый Узень, Большой и Малый Чижи, были казаки Уральского казачьего войска, которые постоянно претендовали на их земли и нередко захватывали их угодья. Образование устойчивых поселений казаков на Яике относят к 1580 г. Ряд указов царского правительства закрепили за яицким казачеством владения по р. Яик и тем самым определили границу между Русским государством и казахами. С увеличением численности казаки стали обосновываться по рекам Чаган, Большой и Малый Узень, Чижи и в конце XVIII в. владели указанными землями, то есть до окончательного оседания башкир и появления кочевок казахов. В 1796 г. башкиры из Оренбургской губернии переселились в Саратовскую губернию при вершинах р. Малый Узень вблизи села Чертанлы, а через три года перешли жить к р. Большой Узень и к озеру Сакрылу, а также они разместились по Сакрыльской, Кабанской урочищам и при их порогах; в то время как уральские казаки проживали в большей части по р. Малый Узень и владели территорией между реками Большой и Малый Узень, после того как сюда пришли башкиры, они совместно занимались рыболовством на озере Сакрыл и по указанным рекам. В соответствии с правительственными указами от 15 марта 1788 г., 24 января 1810 г., 7 декабря 1803 г. и 24 сентября 1806 г. башкиры и казаки Уральского войска сообща владели спорными землями. Дискуссионная территория между башкирами и казаками была расположена вдоль границы Астраханской губернией и Саратовским и Камышинским уездами Саратовской губернии. В 1806 г. башкиры перешли из Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии в Саратовскую губернию и заняли некоторые территории, расположенные у рек Большой и Малый Узень. Тем самым они выразили недовольство действиями уральских казаков, пытавшихся в период межевания земель закрепить за Уральским войском угодья по рекам Большой и Малый Узень. В 1813 г. с продвижением линии форпостов с Большого на Малый Узень, башкиры лишились права кочевать на своих землях, на которых были построены форпосты Обинский, Вербовой и Таловой.

В 1815-1818 гг. башкиры занимали территорию урочищ ниже Обинской межи, вверх по р. Малый Узень до границы Саратовской губернии, по обе стороны р. Большой Узень, урочища Кабанья канава и Сакрыльское озеро. В 1815 г., в результате обострившегося земельного спора между башкирами и казаками, решение Бузулукского земского исправника было принято в пользу Уральского войска. По мнению следователя Бузулукского уездного судьи Путилова, «живущие в указанных форпостах казаки при р. Малый Узень «владеют таким количеством лугов и пастбищ, что этим не довольствуясь, стремятся башкир лишить всего, что только может служить к продолжению их кочевой жизни». По этой причине, казаки захватили лучшие земли башкир, лежащие по рекам Малый и Большой Узень – при порогах Кабаньей канавы и озере Сакрыль.

5 марта 1825 г. Оренбургская Межевая контора, а затем в ноябре 1826 г. Правительствующий Сенат вынесли решения о предоставлении спорной территории казакам Уральского войска. В феврале 1828 г. Сенат предписал закончить следствие, а данное решение Сената было направлено в Саратовское губернское правление, в котором излагалось решение по спорному делу башкир с уральскими казаками. Согласно данному решению, спорные земли оставлены за уральским казаками, а башкир предписали выслать из пределов Саратовского уезда. Данное выселение не произошло в связи с причислением башкир к Уральскому казачьему войску.

В третье главе «Родоплеменной состав, хозяйство и численность башкирского населения заволжских степей» раскрываются вопросы этнического состава и демографии, дается описание хозяйственного уклада башкир Степного Заволжья. Привлечение новых архивных документов, полевого материала и научной литературы позволило нам дополнить и уточнить имевшиеся ранее данные по родоплеменной структуре башкир

.е права племени бурзян на реки Сарымсак, три Узени, три реки Чижи и от истоков и до устья реки Камелик со всеми горами. Однако появление бурзян на данной территории сопровождалось земельными конфликтами и судебными разбирательствами, так как появились новые претенденты на их вотчины – кипчаки. В 1700 г. тарханам Бурзянской волости по указу Петра I была выдана владенная памятная грамота на вотчины от истоков до устья р. Иргиз. В 1777 г. бурзяне кочевали в бассейнах рек Большой и Малый Узень, Большой и Малый Чижи и дошли вплоть до р. Сал (Салу). В 1779-1780 гг. группа башкир из бурзян отправилась на охоту внутри Оренбургской и Самарской пограничных линий. В 1779 г. произошло возвращение башкир Бурзянской волости Ногайской дороги, кочевавших в районе р. Тургай.

К деревням с бурзянским происхождением относятся Кочкиновка (Таллы), Кунакбаево (Бурзян), Ташбулатово (Ташкустяново), Утекаево (Бурзян), а также исчезнувшие – Байрамгулово, Гайсино, Зильмамбетово, Ишкильдино, Кучакбаево, Шафеево. Родовые подразделения (ара, тоkом) племени бурзян среди башкир Степного Заволжья представлены такими группами: ай-хай (ай-?ай), алилуйзар, атайсал, балта, биш хары (биш ?ары), буре (б?ре), бурзян (б?рй?н), ирлэн (ирл?н), калтырсак (kалтырсаk), кашык бирмэс (kашыk бирм?c), котлоюл (kотлоюл), кызыу токомо (kызыу тоkомо), монаш, мурадым (моразым), орхок-бурзян (орхоk-б?рй?н), райман, рамазан (рамазан), сиреуселэр (сире?сел?р), соксор (соkсор), таззлар, тутай (тотай), шурэле (ш?р?ле), хэпэс (х?п?с), ярат.

Катай и мин. После распада Золотой Орды изменение миграций племен катай и мин связано с противостоянием Тимура и Тохтамыша. В Приуралье минцы расселились в соседстве или местами на одной территории с катайцами. Возможно, они совместно кочевали и в Степном Заволжье. Неофициальное название населенного пункта деревни Кучембетово – Катай, подразумевает расселение башкир рода ялан-катай в долине реки Камелик. Минцы являются основателями деревни Бегеняш (Кондозло). Также зафиксировано их проживание в населенных пунктах Ишимбаево, Кузябаево и Максютово. Основное расселение представителей рода яик-суби-мин – это бассейны рек Камелик и Чалыкла.

Кипчаки. Важную роль в этногенезе башкир, в т.ч. башкир Степного Заволжья, сыграли и кипчаки. Основные территории расселения кипчакских племен к Х в. простирались в границах течения Иртыша и смежных с ним с юга областей. В это же время отдельные группы кипчаков стали постепенно проникать в районы Заволжья и Приуралья. В XVII-XVIII вв. башкиры-кипчаки совместно с бурзянами устремились на запад, чтобы занять земли по правым притокам Самары, и далее на юг – в долины рек Узеней и Чижинских разливов. Захват кипчаками ряда заволжских кочевий ставило под угрозу бурзянские вотчины. Возможно, по этой причине бурзяне обновляли жалованные грамоты, где учитывались основные их интересы. Кипчаки претендовали на бурзянские вотчины от истока до устья реки Иргиз.

Башкирские деревни Байгундино (Сарыш), Имилеево (Кыпсак), Хасаново и Уразаево (Кыпсак) относились к племени кипчак, отдельные представители которых проживали в населенных пунктах Бегеняш, Дингизбаево, Кинзягулово, Кочкиновка, Кузябаево, Максютово, Муратшино, Ташбулатово и Утекаево. Здесь расселялись роды ак-кипчак, бушман-кипчак, кара-кипчак, карагай-кипчак и суун-кипчак. Интерес представляют названия родовых подразделений жителей этих населенных пунктов: аминдар (?минд?р), апуш (?п?ш), базамат, йэн токомо (й?н тоkомо), йыуан куныс, карабай (kарабай), карак?тэн (kарак?т?н), каратун (kаратон), керпе (терпе), кувандык (kыуандыk), кыпсак (kыпсаk), мышы, суюндук (??й?нд?к), сыбартабан, туркмен (т?р?км?н) и хыуын токомо (?ыуын тоkомо).