DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Административные процедуры и их реализация в деятельности органов внутренних дел российской федерации

Агафонов Сергей Иванович, 12.06.2008

 

Административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, могут быть дифференцированы в зависимости от сферы их реализации, а также метода и целей воздействия на участников административных правоотношений.

Исследуя различные группы административных процедур, в работе обращается внимание на принципы, на которых должен строиться механизм реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Исследование принципов реализации административных процедур основывается на методологическом подходе. Для выявления особенностей принципов реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел в работе исследуются принципы административного права, принципы административного процесса, а затем уже принципы административных процедур. Данные принципы находятся между собой в определенной диалектической взаимосвязи и получают свое развитие от общего к частному. Исследуя названную систему принципов, диссертант констатирует, что в научной литературе существуют различные точки зрения относительно исследуемого феномена. Между тем есть принципы, необходимость которых в механизме административно-правового регулирования не подвергается сомнению. Основываясь на общетеоретической базе касающейся принципов административно-правового регулирования, диссертант выявляет принципы реализации административных процедур.

В этой связи делается вывод о том, что административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, должны осуществляться на основе следующих принципов: законности; приоритета прав, законных интересов и свобод граждан; равных прав перед законом и исполняющими закон и должностными лицами; доступности и прозрачности административных процедур; компетентности коллегиальных органов и должностных лиц; обоснованности и правильности принимаемых органами и их должностными лицами решений по административным делам; разумных сроков рассмотрения административных дел.

В диссертации раскрываются вышеназванные принципы, а также осуществляется их классификация. В частности, отмечается, что принципы, которые осуществляются в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел, подразделяются на общие и специальные принципы.

В завершение исследования классификации административных процедур и принципов их реализации можно сделать вывод о том, что административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, весьма разнообразны. Данные процедуры касаются как сферы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, так и вопросов обеспечения прав физических и юридических лиц в реализации их гражданской правосубъектности. Эффективная реализация административных процедур в деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, на каких принципах строится соответствующий правовой механизм. Принципы реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел способствуют защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые взаимодействуют с органами внутренних дел в процессе осуществления ими позитивной правоохранительной деятельности.

В третьем параграфе — «Административные процедуры в зарубежных государствах и возможности использования данного опыта в законодательстве Российской Федерации» — отмечается, что институт административных процедур уже давно существует в целом ряде зарубежных государств. В этой связи в исследовании использован метод сравнительного правоведения. Как отмечается в научной литературе, сравнительное изучение административно-правовых институтов не только ведет к более ясному пониманию индивидуальных особенностей каждой отдельной административно-правовой системы, но и дает еще возможность делать обобщения, без которых ни одна наука не может двигаться вперед.

Исследование института административных процедур в зарубежных государствах позволяет констатировать, что в целом ряде европейских государств, а также США уже достаточно давно приняты и действуют законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие основные аспекты административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти. Некоторые государства СНГ, Балтии также приняли законодательные акты об административных процедурах. В частности, заслуживает внимание опыт регулирования административных процедур, который имеет место в Казахстане.

Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах» граждане обязаны предоставлять государственным органам и должностным лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты; устанавливается минимальный срок реализации прав и обеспечения законных интересов граждан, а также минимальное число инстанций, с которыми согласовывается проект решения по реализации прав

Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» под административной процедурой понимает порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и служебных полномочий и их оформление; процедуру организации работы государственного аппарата; процедуру рассмотрения обращений граждан по реализации их прав, процедуру административной защиты прав и законных интересов граждан, а также порядок принятия решений в области экономики.

В США большое значение придается правовой процедуре вообще, и административной процедуре в частности. Административное законодательство США наполнено процедурными правилами, которые подробно формализуют взаимоотношения между гражданами и органами исполнительной власти. Созданный административно-процедурный механизм в некоторых случаях делает зависимым администрацию от гражданина, обязывает ее работать эффективно, а также не нарушать права граждан. Административная процедура позволяет снижать уровень коррупции в аппарате управления, а также предупреждать иные должностные злоупотребления.

В целом зарубежный опыт функционирования института административных процедур показывает, что наибольшую гарантию от административных злоупотреблений и нарушений прав и свобод граждан могут обеспечить только единые правила. В этой связи представляется не совсем правильным в правовом государстве отдавать на откуп ведомствам регламентацию таких важных вопросов, как правила принятия административно-правовых актов, правила совершения распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений, предписаний, контрольно-надзорных, регистрационных, координационных и иных полномочий.

В этой связи для упорядочения взаимоотношений граждан и их организаций с органами публичного управления в целом, и органами внутренних дел в частности, необходимо принятие Федерального закона «Об административных процедурах в Российской Федерации».

Вторая глава диссертации — «Проблемы механизма реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел» — состоит из трех параграфов.

Первый параграф — «Нормы административного права в структуре механизма реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел» — посвящен исследованию обозначенной в названии параграфа проблеме и выработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию механизма реализации норм административного права в ходе применения административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Перед исследованием норм административного права в работе раскрывается структура механизма реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел и делается вывод о том, что механизм правового регулирования имеет довольно сложную структуру и состоит из множества элементов, ряд которых, по общему признанию, являются обязательными элементами, а ряд — факультативными. Нормы административного права являются обязательным элементом данного механизма, поэтому они подвергаются подробному исследованию.

Не останавливаясь на общетеоретическом анализе норм административного права, диссертант делает вывод о том, что исследуемые нормы преимущественно носят позитивный характер. Обусловлено это тем, что в ходе осуществления административных процедур, как правило, не возникает конфликтных отношений. Нормы административного права, которые определяют режим осуществления административных процедур, носят как материальный, так и процессуальный характер. В ходе реализации данных норм административного права возникают и вертикальные, и горизонтальные административные правоотношения.

Нормы административного права, регламентирующие административные процедуры в деятельности органов внутренних дел, могут быть сгруппированы по соответствующим административно-правовым институтам, которые касаются тех или иных административных процедур. Говоря о нормах административного права в механизме административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с реализацией административных процедур, нельзя не коснуться вопросов классификации данных норм. Классификация позволит увидеть разнообразие норм административного права, которые действуют в данном механизме. Нормы административного права, действующие в сфере реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел, достаточно разнообразны. Их можно классифицировать по предмету регулирования; сфере применения; соподчиненности; методу воздействия; форме предписания; пределу действия; построению.

В заключение исследования специфики норм административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел необходимо сказать, что от совершенствования нормативных предписаний, а также их правильного и законного применения зависит уровень законности и правопорядка в сфере внутренних дел.

Во втором параграфе — «Административные правоотношения в структуре механизма реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел» — отмечается, что административные процедуры представляют собой сложный феномен, который необходимо рассматривать как единый организм с учетом внутренних связей между составными частями. Поэтому в ходе реализации норм административного права, определяющих режим административных процедур в деятельности органов внутренних дел, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера. Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией административных процедур в деятельности органов внутренних дел, могут возникать и по инициативе физических и юридических лиц, и по инициативе органа внутренних дел. Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией административных процедур в деятельности органов внутренних дел, носят как горизонтальный, так и вертикальный характер. Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией административных процедур в деятельности органов внутренних дел, несмотря в целом на их позитивный характер, имеют правоохранительную направленность.

Административные правоотношения, как и другие элементы правового механизма реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел, имеют свою структуру, которая в основном идентична структуре иных правоотношений. Охарактеризовав специфику административных правоотношений, возникающих в связи с реализацией административных процедур в деятельности органов внутренних дел, диссертант осуществляет их классификацию.

Исследование специфики административных правоотношений, возникающих в механизме реализации административных процедур, позволяет выделить критерии для их классификации. В научной литературе предлагаются различные критерии для классификации административных правоотношений с учетом общетеоретических наработок по проблеме классификации административных правоотношений интерес представляют те классификации административных правоотношений, которые могут касаться проблемы реализации административных процедур в деятельности органов внутренних

В механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел возникают общественные отношения, которые можно классифицировать на ряд групп. По содержанию данные отношения могут быть административно-процессуальными и материальными, по соотношению прав и обязанностей — вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических фактов — порождаемыми позитивными действиями и порождаемыми в связи с совершением правонарушения. Кроме того, административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией административных процедур, могут быть дифференцированы по способу защиты.

Административные процедуры, реализуемые в деятельности органов внутренних дел, должны защищать граждан и юридических лиц. Однако данной цели административные процедуры достигают далеко не всегда. В связи с этим в ходе административных процедур возникает необходимость в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Как уже отмечалось, административные правоотношения в ходе реализации административных процедур порождаются не только позитивными действиями, но и действиями, которые носят противоправный характер. В этой связи граждане и юридические лица вынуждены прибегать к восстановлению или защите своих нарушенных прав. Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав: административный способ защиты, судебный способ защиты и самозащита. Самозащита — такая форма защиты, которая дает возможность самостоятельными действиями, основанными на законе, защищать нарушенные права в административных правоотношениях без обращения в компетентные

Административно-правовые методы защиты нередко бывают более эффективными, чем судебная защита. Эффективность административно-правовой защиты прав граждан и юридических лиц в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел может проявляться в оперативности разрешения соответствующего административного дела, в оперативности исправления ошибок и др.

Судебный контроль в исследуемой сфере может проявить себя в двух формах: во-первых, судебный контроль осуществляется за деятельностью должностных лиц органов внутренних дел; во-вторых, судебный контроль может осуществлять за законностью административных решений, принимаемых должностными лицами органа внутренних дел. Самозащита прав в административно-правовых отношениях должна являться самостоятельной формой защиты. В этой связи в настоящее время целесообразно формировать административно-правовые механизмы, которые активизировали бы работу органов исполнительной власти в целом, и органов внутренних дел в частности, по рассмотрению и принятию соответствующих административных решений. Названный механизм способствовал бы защите прав граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

В завершение отмечается, что исследование административных правоотношений в механизме реализации административных процедур позволяет делать вывод, что без данного элемента эффективная реализация административных процедур в деятельности органов внутренних дел была бы невозможна. Совершенствование правоприменительной деятельности в сфере реализации административных процедур будет способствовать укреплению законности и правопорядка в механизме осуществления позитивной административной деятельности органами внутренних дел, которая также, как и другие виды деятельности, осуществляемые органами внутренних дел, носит правоохранительный характер.

В третьем параграфе — «Акты применения в структуре механизма реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел» — исследуется последний элемент механизма административно-правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Административные процедуры как институт административного права могут быть обеспечены при вынесении соответствующих правоприменительных актов. В научной литературе данные акты получили название «акты применения норм права». Без вынесения правоприменительных актов говорить об эффективности правового регулирования в сфере реализации административных процедур достаточно сложно.

Акт применения нормы административного права есть объективированное выражение результатов действий конкретного органа или должностного лица по применению данных норм, в котором формулируются основные выводы по разрешаемому вопросу. Необходимость издания органами исполнительной власти нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, а также правоприменительных актов вытекает из предписаний закона, определяющего режим административных процедур, реализуемых в деятельности органов внутренних дел.

Исследование специфики актов применения норм административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что акты применения норм административного права имеют определенную внутреннюю структуру, условно включающую вводную, описательную и резолютивную части. При вынесении акта применения нормы административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органа внутренних дел осуществляется анализ фактических обстоятельств дела, анализ правовой нормы, формулирование и вынесение решения. Акт применения нормы административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел имеет персонифицированного адресата. В ходе вынесения данного акта реализуется соответствующая материальная и процессуальная норма. Акт применения нормы административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел содержит индивидуальное предписание запретительного, обязывающего, уполномочивающего характера. Иными словами, вынесение данного акта разрешает, запрещает, легализует какую-либо деятельность или состояние.

В завершение исследования актов применения норм административного права в механизме реализации административных процедур в деятельности органов внутренних дел акцентируется внимание на перспективах развития института административных процедур.

Законодательство об административных процедурах может способствовать унификации и универсализации условий и порядка рассмотрения и разрешения органами исполнительной власти всех уровней заявлений о предоставлении, удостоверении, регистрации или приостановлении (прекращении) определенных правомочий организаций и граждан. Законодательство об административных процедурах обеспечит полную открытость, публичность, прозрачность для общественного контроля всех управленческих действий, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, а также установит гарантии от административного произвола и коррупции и других должностных правонарушений.

В заключении диссертации излагаются основные теоретические выводы и практические предложения, вытекающие из результатов исследования.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1. Агафонов С.И. Виды административных процедур и их реализация в деятельности органов внутренних дел (милиции) // Правовые вопросы национальной безопасности. — 2007. — № 1—2 (19—20). — 0,4 п.л.

2. Агафонов С.И. Административные процедуры и их реализация в деятельности органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 2. — 0,4 п.л.

3. Агафонов С.И. Административные процедуры и их роль в обеспечении разрешительной системы органами внутренних дел (вопросы теории) // Современное право. — 2007. — № 4. — 0,4 п.л.

Работы, опубликованные в иных рецензируемых научных изданиях:

4. Агафонов С.И. Понятие административной процедуры и концепции законодательного регулирования административных процедур в зарубежных государствах // Право и жизнь. — 2006. — № 101(11). — 0,25 п.л.

5. Агафонов С.И. Административные процедуры и их реализация в разрешительной системе // Право и жизнь. — 2006. — № 103(13). — 0,3 п.л.

6. Агафонов С.И. Государственная регистрация как вид административной процедуры в сфере исполнительной власти // Право и жизнь. — 2006. — № 104(14). — 0,3 п.л.