DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих

Жилкина Валентина Александровна, 12.03.2007

 

Предмет исследования: самопонимание как фактор развития мотивации достижения будущих государственных служащих.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между уровнями развития самопонимания и мотивации достижения, при этом фактором развития мотивации достижения будущих государственных служащих в процессе их подготовки к профессиональной деятельности выступает самопонимание личности.

Задачи исследования:

На основе теоретического анализа научной литературы определить психологическое содержание мотивация достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих.

Определить сущность и значение самопонимания в процессе подготовки будущих государственных служащих.

На основе теоретико-эмпирического анализа установить взаимосвязь самопонимания с уровнями развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих.

Разработать и апробировать социально-психологическую программу по развитию мотивации достижения у студентов – будущих государственных

Методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных психологов: теория деятельности и деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн); концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн); основные положения теории мотивации в профессиональной деятельности государственных служащих (В.Г. Асеев, А.А. Деркач, Е.В. Козиевская; М.И. Мурзабеков, и др.); фундаментальные идеи в области мотивации деятельности и мотивации достижения (И.А. Васильев, Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед-Эминов и др.); концепция развития самопонимания (Б.В. Кайгородов); принципы профессионального самосознания будущего специалиста (В.В. Столин, И.И. Чеснокова); положения гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применен комплексный метод исследования, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; наблюдение, беседа, анкетирование; контент-анализ сочинений «Почему я решил стать государственным служащим»; тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированный Н.Ф. Калиной; опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина; методики «Мотивация к избеганию неудачи» и «Мотивация к достижению успеха» Т. Элерса; тест «Оценка терминальных ценностей» (ОТеЦ) И.Г. Сенина; математические и статистические методы анализа и обработки данных, описательные статистики (корреляционный анализ, кластерный анализ); пакеты прикладных программ статистической обработки данных STATISTICA 6.0, SPSS 11.5.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе конкретизированы уровни развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих; уточнена роль самопонимания как важнейшей категории, неразрывно связанной с процессами профессионального и личностного становления будущего государственного служащего; установлена связь самопонимания с уровнями развития мотивации достижения в студенческом возрасте; разработана и апробирована социально-психологическая программа по развитию мотивации достижения в процессе подготовки государственных служащих посредством развития самопонимания.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что дополнено психологическое содержание мотивации достижения, что позволяет использовать полученные данные в дополнении теоретических материалов при изучении проблем развития мотивации достижения; определена роль самопонимания как основной динамической характеристики личности в процессе подготовки будущих государственных служащих; установлена взаимосвязь самопонимания с уровнями развития мотивации достижения, что может служить основой для поиска путей их использования в психологической практике.

Практическая значимость работы определяется тем, что подобранный инструментарий позволяет изучать самопонимание и мотивацию достижения будущих государственных служащих; разработана и апробирована социально-психологическая программа по развитию мотивации достижения через развитие самопонимания, которая будет полезной при развитии профессионально важных качеств и психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих государственных служащих. Полученные результаты были использованы при разработке психологических рекомендаций для специалистов, работающих в органах власти; теоретико-практический материал был применен в учебно-педагогической практике при изучении дисциплин «Психология управления», «Управление персоналом», «Организационное поведение» и по психолого-акмеологическим проблемам управленческой деятельности, а также в групповой и индивидуальной психокоррекционной работе с будущими государственными служащими.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в пяти опубликованных работах автора. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских (Москва, 2005; Астрахань, 2006) и всероссийских (Екатеринбург, 2005; Тамбов, 2007) научно-теоретических и научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры психологии, научно-методических семинарах аспирантов.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования использовались в тренингах, на лекционных и практических занятиях со студентами Астраханского филиала Волгоградской академии государственной службы, Астраханского государственного технического университета; в ходе практическо-психологической работы со слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации и работников образовательных учреждений в Министерстве образования и науки Астраханской области и в Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, использованием надежных и апробированных методов, адекватных поставленной цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректной организацией экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования и тщательной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Базой диссертационного исследования явился Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы. В исследовании приняли участие 198 студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Из них студентов I курса – 34 человека, II курса – 44 человека, III курса – 46 человек, IV курса – 38 человек, V курса – 36 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004–2007 гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2004–2005 гг.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, проводился теоретический анализ проблемы с целью обоснования ее актуальности, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования, выбраны методы и методики диагностики, осуществлялся анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования. На втором этапе (2005–2006 гг.) с помощью выбранных методов и методик проводилось эмпирическое исследование по выявлению уровней мотивации достижения и самопонимания и установлению взаимосвязи между ними. Разрабатывалась социально-психологическая программа. На третьем этапе (2006–2007 гг.) была реализована социально-психологическая программа по развитию мотивации достижения посредством развития самопонимания. Оценивалась эффективность проделанной работы, обобщались полученные результаты. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

Развитие позитивной высокого уровня мотивации достижения как динамического образование личности, включающего в себя когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческие блоки, эффективно влияет на процесс подготовки будущих государственных служащих и является одним из условий их личностного и профессионального развития.

Самопонимание является внутренним условием, определяющим успешность личностного и профессионального развития будущих государственных служащих, включающее в себя мотивационно-потребностный, когнитивный и эмоционально-волевой компоненты; понимание себя позволяет разобраться в своих мотивах, желаниях, целях, что создает основу развития адекватного представления о себе как будущем профессионале.

Развитие мотивации достижения будущих государственных служащих в процессе профессиональной подготовки имеет уровневый характер, на становление которого оказывает влияние самопонимание личности. Взаимосвязь самопонимания с уровнями развития мотивации достижения эффективно влияет на становление будущего профессионала в государственной службе.

Практическая работа по развитию мотивации достижения у будущих государственных служащих будет эффективной, если специально организованная социально-психологическая программа будет основана на деятельностном, когнитивном и гуманистическом подходах, а коррекция и развитие мотивации достижения – через повышения уровня самопонимания.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (224 наименований, из них 12 на иностранном языке) и приложения. Работа иллюстрирована 6 рисунками и 4 таблицами. Основное содержание работы изложено на 147 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи работы, методологические основы, положения, выносимые на защиту; названы методы и этапы исследования; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы; приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Теоретические подходы к изучению мотивации достижения и самопонимания в современной психологии в процессе подготовки будущих государственных служащих» проведен анализ различных подходов к проблеме мотивации достижения и самопонимания, его структуры и функций. Рассматриваются содержательные и процессуальные характеристики данных процессов.

Достаточно широко теория мотивации достижения представлена в зарубежных исследованиях. Выделяются следующие подходы к ее изучению: психоаналитический (А. Адлер, Э. Фром); бихевиористский (Б.Ф. Скинер); гуманистический (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.); когнитивный (А. Бандура, Б. Вайнер, К. Двейк, Д. Мак-Клелланд, Д. Роттер, М. Селигман, Х. Хекхаузен). В рамках когнитивного подхода предлагалось множество психологических конструктов рассмотрения мотивации достижения: локус контроля (Дж. Роттер); каузальные атрибуции (Б. Вайнер); теория выученной беспомощности (М.Селегман); социокогнитивный подход (К. Двек); теория самоэффективности (А. Бандура)

Проблема мотивации достижения в отечественной психологии стала активно разрабатываться с середины 70-х гг. XX в. Можно выделить следующие теоретические направления исследований: анализ мотивации достижения через понятие потребности (Ю.М. Орлов, 1991); системно-процессуальное направление (системно-динамическая модель М.Ш. Магомед-Эминова, 1986; системная модель Т.О. Гордеевой, 2002).

В отечественной психологии мотивации достижения придается большое значение как фактору, который в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а также удовлетворенность трудом. В многочисленных исследованиях мотивация достижения понимается как специфический вид психической регуляции деятельности, как особая форма внутренней активности субъекта. Она представляет собой сложную функциональную систему интегрированных воедино аффективных, когнитивных и поведенческих процессов. Основная функция мотивации как сложной функциональной системы заключается в регуляции поведения, деятельности личности, направленной на реализацию мотива.

Мотивация достижения, являясь интегральной личностной характеристикой, детерминирует всю деятельность человека. От особенностей мотивации достижения зависят переживаемые личностью внутренние состояния в ситуации отказа или принятия деятельности достижения, характер целеполагания, вариативность, скорость и качество выполнения деятельности.

Рассмотрение государственной службы как профессиональной деятельности выявило, что эффективность работы в органах власти во многом зависит от самого государственного служащего, его знаний, опыта, личностных особенностей и качеств.

При подготовке государственных служащих учитывается то, что профессиональные достижения обусловливаются как совершенной системой навыков и умений, так и развитием мотивации достижения и профессионально важных качеств. Были выделены умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для успешного выполнения ими в будущем управленческих функций: умение собирать и оценивать информацию; умения принимать решения; умение влиять на окружающих; умение работать в команде; способность управлять собой; способность руководить; способность понимать себя и окружающих.

Анализ мотивации достижения требует учета так называемой личностной инстанции Я. В качестве компонента данной инстанции мы рассмотрели самопонимание. Подходя к проблеме развития мотивации достижения через самопонимание с позиции необходимости оптимального сближения Я-реального и Я-идеального. Тенденция к самопониманию осуществляется через деятельность, в основе которой лежит мотивация, в том числе и мотивация достижения.

Проведенный анализ исследований выявил, что выраженность мотивации достижения может оказывать значительное влияние на характеристики деятельности и личности, и самопонимание выступает фактором развития мотивации достижения.

Результаты экспериментальных и теоретических исследований самопонимания (Б.В. Кайгородова, Н.И. Протасовой, И.А. Монаховой, О.В. Романовой, Е.В. Борисовой, Н.Г. Мяснянкиной и др.), позволяют говорить о том, что самопонимание – это самостоятельный процесс в структуре самосознания, который имеет свои собственные характеристики, структуру, функции и особенности развития. Самопонимание имеет сложную структуру, которая включает в себя следующие компоненты: мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой и когнитивный.

Теоретический анализ показал, что понимание себя в контексте того или иного жизненного события создает психологическую основу для принятия решения. В ситуации «непонимания» молодым людям сложно принимать решения. Поэтому обращение к себе, характерное для студенческого возраста, позволяет понять окружающий мир и себя в этом мире.

Самопонимание рассматривается не только как процесс отождествления с самим собой, но и как процесс более сложный, который позволяет постигнуть смысл своего существования, сконструировать оценочно-ценностный внутренний мир, ту смысловую сферу, которая и приводит к целостности личности индивида, т.е., основная функция самопонимания заключается в постижении подлинности и смысла существования своего Я через осознание и понимание Я-образа и Я-концепции. Образ Я вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. А это еще раз подтверждает связь самопонимания с мотивационной сферой человека.

Анализ самопонимания и мотивации достижения в качестве детерминант ориентированности студентов будущих государственных служащих на профессиональную деятельность позволил предположить, что соотношение данных личностных характеристик может выступать как целостный фактор, опосредующий ориентированность студентов на профессиональную деятельность. Успех в деятельности напрямую зависит от активности личности в достижении поставленных целей, и для того, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, будущим государственным служащим необходимо научиться понимать себя, разбираться в своем внутреннем мире, «работать» со своим пониманием себя.

Во второй главе «Эмпирическое исследование самопонимания как фактора развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих» дано описание и обоснование выбора методов диагностики, использованных для решения поставленных в исследовании задач, раскрывается поэтапная организация эмпирического исследования, анализируются полученные в ходе его проведения результаты, обосновывается социально-психологическая программа работы со студентами – будущими государственными служащими по развитию мотивации достижения через развитие самопонимания, формулируются выводы.

Эмпирическое исследование проводилось с сентября 2005 г. по май 2007 г. на базе Астраханского филиала Волгоградской академии государственной службы. В исследовании приняли участие 198 студентов очной формы обучения с I по V курс в возрасте от 17 до 23 лет.