DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Организационно-правовой механизм экологического аудита

Марьин Евгений Владимирович, 11.09.2009

 

Экологический аудит за рубежом, независимо от вида, понимается и применяется как высокоэффективный инструмент управления и преследует такие цели, как:

— оказание помощи деловым кругам;

— повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;

— снижение рисков;

— увеличение эффективности природоохранной деятельности;

— повышение инвестиционной привлекательности экономического субъекта;

— проверка безопасности производства;

— предупреждение экологических правонарушений.

Во втором параграфе «Организационно-правовой механизм экологического аудита в странах СНГ» анализируется организационно-правовой механизм экологического аудита на примере ряда стран СНГ.

Диссертант отмечает, что в настоящее время федеральным законодательством содержание, процедуры и порядок осуществления экологического аудита в надлежащей степени не определены. В то же время актуальность проведения экологического аудита осознана многими странами СНГ. Причем многие законодательно закрепленные положения по организации и осуществлению экологического аудита представляются вполне обоснованными и прогрессивными, соответствующими современным мировым требованиям и могут быть взяты за основу при формировании соответствующей федеральной нормативно-правовой базы экологического аудита в России.

В третьем параграфе «Отечественный опыт организационно-правового механизма экологического аудита» рассматривается динамика развития организационно-правового механизма экологического аудита в России, анализируется система законодательных и иных нормативно-правовых актов (в том числе утративших силу) в данной области, выявляются пробелы законодательного регулирования экологического аудита и делаются выводы об их причинах. Диссертантом предлагается системная периодизация этапов становления организационно-правового механизма экоаудита в Российской Федерации с характеристикой каждого этапа.

1 этап – конец 80-х - начало 90-х годов XX века, характеризующийся формированием «скелета» законодательно закрепленных основ общего

2 этап – начало 90-х - середина 90-х годов XX века, характеризующийся развитием критериев финансового аудита и созданием основы для организационно-правового механизма экологического аудита;

3 этап – середина 90-х - конец 90-х годов XX века, характеризующийся разработкой и структуризацией организационно-правового механизма экологического аудита, активным внедрением его в систему управления охраной окружающей среды и природопользованием;

4 этап – начало XXI века – по настоящее время, характеризующийся законодательным закреплением понятия «экологический аудит», усовершенствованием процедур экологического аудита.

Диссертантом делается вывод о том, что экологический аудит возник не стихийно, а на основе общего аудита, посредством своей эволюции, динамично развиваясь, не только как инструмент контроля, но и как показатель эффективного управления качеством окружающей среды.

Экологический аудит, несмотря на то, что является «детищем» общего, то есть финансового аудита, обладает своими, присущими только ему, особенностями и выходит за рамки проверки бухгалтерской отчетности того или иного хозяйствующего субъекта. Ведь при осуществлении процедур экологического аудита проверяется не только финансовая отчетность предприятия, связанная с платежами за загрязнение окружающей среды, «штрафными» платежами, но и анализируются технологическое оборудование и процессы, система управления качеством окружающей среды, а также вырабатываются рекомендации по оптимизации антропогенного воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

Постепенно и последовательно в рамках социально-экономических и политических условий формировался не только механизм правового регулирования экологического аудита, но и сами управленческие процедуры его осуществления.

Кроме того, диссертантом в рамках четвертого этапа периодизации проанализирован опыт внедрения организационно-правового механизма экоаудита в ряде субъектов Российской Федерации. Высказывается отрицательное мнение диссертанта о практике законодательного закрепления в ряде субъектов Российской Федерации случаев проведения обязательного экологического аудита, так как дополнительные права и обязанности могут быть установлены только федеральным законом.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

По теме диссертации были опубликованы следующие работы автора:

1. Марьин Е. В. «Экологический аудит как средство преодоления административных барьеров»// Журнал российского права.2007. № 12. С.118-123. 0,4 п.л.

2. Марьин Е. В. Правовые проблемы экологического аудита в России// Экологическое право. 2008. №1. С.23-24.0,2 п.л.

3. Марьин Е. В. Зарубежный опыт правового регулирования экологического аудита//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 2. С.135-139. 0,4 п.л.

4. Марьин Е. В., Глазачев С. Н. Правовое регулирование лесопользования в Российской Федерации: противоречия и проблемы// Вестник Русской секции Международной академии наук . 2007. № 2. С.30-33. 0,2 п.л. (авторство не разделено).

5. Марьин Е.В. Экологический аудит, как инструмент инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей// Материалы Международной научно-практической конференции "Правовые проблемы развития сельского хозяйства», Москва, 26 сентября 2007 г.- М.: ИД «Юриспруденция».2007. С. 292-294. 0,2 п.л.

6. Марьин Е.В. Экологический аудит и государственный экологический контроль: сравнительно-правовой анализ// Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» 9 апреля 2008 г., Москва/ М. ИЗиСП-М: «ИД Юриспруденция». 2008. С. 143-145. 0,1 п.л.

7. Марьин Е.В., Кичигин Н.В. Экологический аудит в системе способов защиты прав природопользователей// Защита прав на природные ресурсы: научно-практическое пособие/ под ред.С.А. Боголюбова.-М: Издательство Юрайт. 2009. С.120-137. 0,8 п.л. (авторство не разделено).

8. Марьин Е.В. Децентрализация правового регулирования экологического аудита//Материалы конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Централизация и децентрализация правового регулирования» М.,19 мая 2008 г. -М.: ИД «Юриспруденция». 2009. С. 123-126. 0,2 п.л.

Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2006 году М: АНО Центр международных проектов, 2007; Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2007 году М: АНО Центр международных проектов,

СЗ РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 589.

СЗ РФ.-1999. - №18.-Ст. 2222

СЗ РФ. - 2000. -№ 12.-Ст. 1260.

Иванов В.П. Организационно-правовой механизм обеспечения государственных интересов Российской Федерации.: Дисс...канд. юрид. наук. - М.- 2002.- С.8

Туркова Ю. В. Организационно-правовой механизм регулирования федеральной государственной службы России: Дисс...канд. юрид. наук. - СПб.- 2003.- С. 6

Хамнаев И.В. Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал.: Дисс...канд. юрид. наук. - М.- 2008.- С.6

Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, 1989. – 354 с.