DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 11.07.2012

Материалы

загрузка...

Идеологическая безопасность российского общества в контексте трансформационных вызовов современности

Солодовник Любовь Владимировна, 11.07.2012

 

5. Рассмотреть идеологический формат российского социокультурного кризиса.

6. Осмыслить семантику безопасности в идеологическом пространстве общества в контексте практик власти и властвующих акторов.

7. Показать функциональную значимость ценностей прошлого и настоящего в идеологическом пространстве массового общества.

8. Охарактеризовать социально-гуманитарное знание и образование в диспозиции идеологической безопасности.

9. Проанализировать феномен идеологической безопасности в контексте глобализационных вызовов.

10. Изучить идеологическое воздействие западных культурных образцов на идейно-мировоззренческую структуру и коммуникативно-поведенческие практики.

11. Охарактеризовать информационно-идеологическое воздействие извне в аспекте устойчивости идеологического пространства общества

12. Выделить потенциал и ресурсы обеспечения идеологической безопасности в стратегии национальной безопасности.

13. Определить необходимость оформления национально-государственной идеологии как условия обеспечения идеологической безопасности.

Объект исследования – идеологическое пространство российского общества.

Предмет исследования – идеологическая безопасность российского общества в условиях трансформационных вызовов современности.

Гипотеза исследования основана на следующих предположениях: а) в условиях нарастающих трансформационных вызовов современности обостряются внутренние и внешние угрозы идеологическому пространству общества, препятствующие формированию объединяющих и мобилизующих идей и ценностей, сохранению общественного сознания в определенных идеологически выверенных пределах ценностных ориентаций, нравственных установок, идей толерантности и социальной солидарности; б) выявление новых теоретических подходов, средств и способов описания и объяснения социальной реальности позволяет сформулировать и описать проблематику угроз и вызовов идеологической безопасности российского общества, снижающих уровень защищенности идеосферы и идеологических практик от воздействия деструктивных идей и социальных манипулятивных технологий, выявить проблемы и противоречия обеспечения идеологической безопасности российского общества.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В основу исследования положены такие фундаментальные категории и принципы, как объективность, единство диалектического анализа и синтеза, а также исторической конкретности и онтологии целостности.

Теоретико-методологической основой исследования является неоклассическая научная парадигма, в русле которой осуществляется социально-философское осмысление феномена идеологической безопасности в российском обществе. Интенция выявления и систематизации концептуальных предпосылок осмысления тематики базируется как на индивидуально-личностном отношении к изучаемым процессам, так и на трансдисциплинарном подходе и направлена на то, чтобы понять, что должно и что может делать социально-философское познание в обстоятельствах быстро меняющейся социальной реальности.

Сформулированный исследовательский конструкт базируется на определенных теоретических подходах как способах концептуализации: а) соотнесенность идеологической безопасности как степени защищенности идеологического пространства общества с такими трансформационными вызовами современности, как глобализация, информатизация, модернизация; б) инвестиция приемов и методов социально-философского анализа в исследование феномена идеологической безопасности российского общества посредством уточнения и развертывания таких понятий, как «безопасность», «идеология», «идеологическое пространство», «идеологическая безопасность»; в) теоретические подходы, базирующиеся на концепции нелогического действия и деривации В.Парето, а также теории социального конструирования реальности и теории коммуникативного действия, связанные с выявлением угроз идеологической безопасности общества, препятствующих человеку в его повседневном идеологически обусловленном взаимодействии с другими людьми конструировать свою социальность и воспроизводить коммуникативную систему социальных смыслов, а обществу, по возможности, поддерживать идеологическую сферу в состоянии адекватности другим сферам.

Выраженный трансдисциплинарный характер настоящего исследования, специфика проблемного поля, объекта и предмета исследования обусловили использование комплексной методологии, вобравшей фундаментальные принципы и подходы различных социальных наук.

Научная новизна исследования определяется значимостью разработки авторской концепции идеологической безопасности российского общества в условиях трансформационных вызовов современности и приращением научного знания в пространстве решения совокупности задач средствами социально-философского анализа.

Конкретное приращение научного знания заключается в следующем.

1. Выявлены и систематизированы теоретические подходы в изучении идеологии в контексте безопасности, что позволяет актуализировать сюжеты, связанные с идеологической безопасностью российского общества, определить смысловые контуры проблемного поля исследования и развернуть соответствующий концепт в пространстве социально-философского дискурса.

2. В целях изучения идеологической безопасности российского общества в контексте трансформационных вызовов современности сформулирован авторский методологический конструкт, позволяющий уточнить основные направления исследования и способствовать новому приращению научного знания.

3. Охарактеризованы обстоятельства возвышения фактора идеологии в советском обществе, обусловленные утверждением нового политического режима, изменением социальной реальности и необходимостью обоснования внутренней логики сложившейся мобилизационной модели.

4. Получено новое знание, связанное с характеристикой сущности трансформации идеологического пространства российского общества под воздействием вызовов современности.

5. Выявлен идеологический формат российского социокультурного кризиса, в основе которого - существенное изменение идейно-мировоззренческой и духовно-нравственной обстановки, что нарушает идейно-мировоззренческую целостность социума и создает препятствия сбережению национальной идентичности и государственной целостности.

6. Достигнуто приращение знания, связанного с семантикой безопасности идеологического пространства общества в контексте практик властвующих акторов, преследующих цели сохранения существующей системы распределения власти, собственности и привилегий.

7. Анализ функциональной значимости ценностей прошлого и настоящего в идеологическом пространстве формирующегося в России массового общества способствовал получению нового знания, выявляющего обстоятельства «селекции» жизненных и ценностных приоритетов, в результате которой ценности демократии и прав человека, социального доверия и толерантности перемещаются на периферию общественного внимания, а большинство средств массовой информации выступают в качестве поставщиков официальной идеологической продукции и инструмента идеологического контроля.

8. Охарактеризовано социально-гуманитарное знание и образование в диспозиции идеологической безопасности, показано, что современное отечественное социально-гуманитарное знание и образование, переживающие кризис, во многом утрачивают свои идеологические и идейно-мировоззренческие функции.

9. Авторская характеристика глобализационных воздействий, формирующих разнообразные угрозы идеологической безопасности, позволяет выявить новое знание, связанное с оценкой проникновения массовой культуры низкого уровня, внешним информационно-идеологическим воздействием, экспансией извне идеологии и мировоззрения меркантилизма и потребительства.

10. Выявление идеологического воздействия западных культурных образцов на идейно-мировоззренческую структуру и коммуникативно-поведенческие практики в координатах идеологической безопасности дает приращение нового знания, связанного с такими характеристиками, как ориентация на массовое потребление, развлекательность, коммерциализация, стандартизация продуктов массовой культуры, эксплуатация имиджей и стереотипов.

11. Охарактеризовано информационно-идеологическое воздействие извне в аспекте устойчивости идеологического пространства общества, что позволяет по-новому взглянуть на исследуемую проблематику.

12. Получено новое знание, характеризующее потенциал и ресурсы обеспечения идеологической безопасности в стратегии национальной безопасности.

13. Выявлены обстоятельства, вызывающие необходимость оформления в современных условиях национально-государственной идеологии как условия обеспечения идеологической безопасности.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Концептуальная рефлексия теоретических подходов в изучении идеологии в контексте безопасности позволяет высветить и актуализировать сюжеты, связанные с идеологической безопасностью российского общества, определить смысловые контуры проблемного поля исследования на базе выявления значения идеологии в концептуализации понятия безопасности. Включая в себя систему идей и ценностей, идеология в контексте безопасности способна формировать вектор развития общественного сознания, мировоззрение индивидов, регулятивы поведения и траектории активности, определяя цели социальной деятельности и выполняя функции социальной интеграции, поддержания ценностно-нормативного образца и легитимации общественных отношений, когда речь идет о сохранении безопасности общества, сбережении базисных значений и ценностей и преодолении кризисной идеологической идентичности.

2. Изучение средствами социально-философского анализа идеологической безопасности российского общества базируется на методологическом конструкте, в основе которого - концептуализация базовых понятий в их соотнесенности с научной проблемой, которая сформулирована следующим образом – какие существуют и каким образом проявляют себя внутренние и внешние угрозы идеологической безопасности российского общества в условиях трансформационных вызовов современности, препятствующие человеку в его взаимодействии с другими людьми конструировать свою социальность и воспроизводить систему смыслов, а обществу поддерживать идеологическую сферу в состоянии адекватности другим сферам, удерживать общественное сознание в определенных идеологически выверенных пределах ценностных ориентаций, нравственных установок, толерантности и социальной солидарности. В основе методологического конструкта идея о том, что идеологическая устойчивость российского общества определяется не державной риторикой власти, а тем, что люди способны критически мыслить и адекватно оценивать социальную реальность, несмотря на политически ангажированные усилия власти и официозных масс-медиа, стремящихся создать покорную и бездумную массу подданных. В итоге устойчивость идеологического пространства связана с уровнем защищенности идеосферы и идеологических практик от воздействия неконструктивных идей и манипулятивных технологий.

3. Обстоятельства возвышения фактора идеологии в советском обществе обусловлены тем, что с утверждением нового политического режима начинает существенно меняться социальная реальность. В новых условиях средства индоктринации стали важным ресурсом власти. Государство ставило человека в состояние полной зависимости, а режим требовал от подданных не просто подчинения, но постоянного проявления преданности и признательности. В послесталинский период главной функцией идеологии стало обоснование внутренней логики сложившейся мобилизационной модели и совершенствование ее образа-имиджа с точки зрения восприятия в массовом общественном сознании. С течением времени в условиях оформления «двойственности» социального устройства, расхождением между идеологическими декларациями и реальной действительностью привычным становилось двоемыслие, что подрывало идеологическую устойчивость общества.

4. За годы реформ идеологическое пространство российского общества претерпело существенную трансформацию от моноидеологии к идеологическому многообразию. На смену былому единомыслию пришло разнообразие идеологических установок, символов, идеологических практик. Однако проникающие идеологии потребительства и успеха любой ценой противоречили доминирующим установкам по преимуществу традиционного общества, что препятствовало адекватному восприятию человеком социальной реальности, негативно влияло на защищенность идеосферы от деструктивного воздействия идей и идеологических технологий. В современных условиях первичной формой «бытия» идеологии в социальной реальности остается идеологическая индоктринация, которая все более отчетливо сводится к политико-идеологической манипуляции.

5. Идеологический формат социокультурного кризиса определяется переходом общества на иной виток социально-исторического развития, когда начинает существенно меняться идейно-мировоззренческая и духовно-нравственная обстановка, утверждается культ массового потребления и тотального развлечения, материального изобилия и эгоистического практицизма, углубляется процесс отчуждения личности от социальной реальности. Вызовом идеологической безопасности становится коллизия авторитарной и либеральной моделей жизнеустроения, что накладывается на угрозы идеологической безопасности в условиях трансформационных вызовов современности, когда на фоне общего кризиса возвышаются личностно-гедонистические ценности и установки иррационализма, усиливается дилемма между нарастающими возможностями идеологического воздействия властей на общество и человеческое сознание посредством новейших социальных технологий и степенью их проявления в деструктивных целях посредством идеологем властвующих институций и акторов.

6. Семантика безопасности идеологического пространства общества связана с наличием таких внутренних угроз, как социокультурный кризис, обусловленный, в том числе, идеологической недостаточностью общества, принявшей форму деидеологизации и размывания идеологической идентичности в условиях нарастания во властных практиках двоемыслия и имитационности; социальная аномия, сопровождающаяся дискредитацией идеи социальной дисциплины и долга на фоне становления расчетливо-прагматичных отношений; идейно-мировоззренческий вакуум как состояние социальной и духовной жизни общества, характеризующееся отсутствием устойчивых идейно-мировоззренческих взглядов и убеждений, размыванием рациональности и утратой критической рефлексии; информационно-идеологическое воздействие через медийное пространство, зачастую содержащее деструктивный и угрожающий компонент, связанный с высоким потенциалом манипулирования общественным мнением; недостаточное производство функциональных идей в социально-гуманитарном знании. Все эти вызовы, как проблемные ситуации, накладываются на политическую обстановку в обществе и существующие практики власти.

7. Функциональная значимость ценностей прошлого и настоящего в идеологическом пространстве российского массового общества обусловлена тем, что идеологии приходится вступать во взаимоотношения со многими компонентами духовного комплекса, а также определяться в структуре доминирующих идеологических воззрений. В массовом сознании происходит «селекция» жизненно-ценностных приоритетов, в результате которой ценности личности, демократии, прав человека, социального доверия и толерантности перемещаются на периферию общественного внимания, а на верхние уровни смысловой иерархии выходят материально-практические и утилитарно-прагматические ценности. Важным фактором становится медийное пространство как составная часть пространства идеологического, где средства массовой информации выступают в качестве поставщиков идеологии и инструмента идеологического контроля.

8. Выявление фактора социально-гуманитарного знания и образования в диспозиции идеологической безопасности базируется на том, что в этой наиболее идеологизированной сфере идет противоречивый процесс переосмысления многих установок и ценностей. Развертывается кризис социально-гуманитарного знания, что проявляется, во-первых, в ослаблении влияния на социальную мысль классических традиций гуманитарных школ; во-вторых, в завышении роли субъективного фактора в гуманитарных исследованиях, порождающее высокую степень произвольности высказываний. Гуманитарное знание и образование призваны защищать идеосферу и идеологические практики от деструктивного воздействия иррациональных идей и манипулятивных технологий, помогать человеку адекватно воспринимать социальную реальность, формировать определенные убеждения, а обществу формировать позитивные идеологические ценности, поскольку идеи и воззрения, которые неадекватно отражают окружающий мир и вводят людей в пространство иллюзий и заблуждений, препятствуют рационально-критическому восприятию социального мира и самого себя и неизбежно несут в себе угрозу идеологической безопасности общества.