DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся

Кудрова Ирина Аркадьевна, 11.06.2007

 

- разработать пути реализации дидактических подходов при формировании философских представлений о современной научной картине мира в образовательном процессе.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1) Выявить характер и степень влияния исследовательской деятельности учащихся при формировании представлений о современной научной картине

2) Выявить значение наличия философских представлений в процессе исследовательской деятельности учащихся.

3) Определить характерные отличия современной научной картины мира.

4) Обосновать особенности процесса формирования представлений о современной научной картине мира в общеобразовательной школе.

5) Разработать пути реализации выявленных дидактических подходов при формировании философских представлений о современной научной картине мира в исследовательской деятельности учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: педагогические положения о формировании представлений о научной картине мира, философско-методологические концепции научной картины мира, положения педагогики, психологии и дидактики об исследовательской деятельности учащихся и о формировании представлений о современной научной картине мира, философские и педагогические положения о прагматистском подходе к процессу познания, положения теории критического мышления; основы технологии развивающего обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические – изучение, отбор и систематизация педагогической, психологической, философской, методической литературы по данной проблеме, включая анализ, прогноз по результатам исследования и выстраивание гипотезы учебного процесса;

- эмпирические - изучение отечественного и зарубежного опыта формирования представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся, а также преподавания философии в школе, педагогическое наблюдение;

- диагностические - анкетирование, собеседование, оценивание, тестирование, анализ творческих работ учащихся.

Исследование поводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (2004 - 2005 г.г.) были осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цели и задачи, выдвинута рабочая гипотеза; проанализирован будущий процесс формирования представлений о современной научной картине мира в исследовательской деятельности учащихся; сформулированы положения, определяющие этот процесс.

На втором этапе (2005 - 2006 г.г.) осуществлялась практическая проверка и предварительный анализ эффективности выдвинутых положений. Внимание было сосредоточено на уточнении реализации дидактических подходов при формировании философских представлений о современной научной картине мира в образовательном процессе. Были апробированы специально подготовленные тексты, включающие совокупность педагогически отобранных философских категорий и доступных учащимся и актуальных для них философских проблем; осуществлен анализ способов и приемов формирования умений и навыков мышления учащихся, актуализируемых в процессе исследовательской деятельности, скорректированы принципы организации «сообщества исследователей» в школьном коллективе.

На третьем этапе (2006 - 2007 г.г.) проводились проверка выводов и теоретическое обобщение результатов диссертационного исследования, литературное оформление диссертационной работы и внедрение в практику ее результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: гимназия № 1576 (г. Москва), НОУ «Свободная школа» (г. Жуковский, Московская область).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

1) обоснована основополагающая роль исследовательской деятельности учащихся при формировании представлений о современной научной картине

2) выявлено значение наличия философских представлений в процессе исследовательской деятельности учащихся для более осмысленной ориентации школьников в обстоятельствах современного мира;

3) определены характерные отличия современной научной картины мира, такие как: интеграция наук; возрастание роли синергетических стратегий научного поиска; возрастание значения социальных и внутринаучных ценностей как условия развития науки. Обоснованы особенности их отражения в школьном образовании;

4) разработаны пути реализации дидактических подходов при формировании философских представлений о современной научной картине мира, позволяющие учитывать характер и степень влияния исследовательской деятельности учащихся.

Теоретическая значимость диссертационной работы обусловлена ее вкладом в разработку научных основ формирования представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся, что обогащает общую теорию целостного педагогического процесса и вносит вклад в решение актуальной проблемы формирования представлений о современной научной картине мира.

Практическая значимость исследования:

1) показано, что философские представления обеспечивают возможность значительного повышения эффективности усвоения знаний в контексте исследовательского обучения;

2) обоснована необходимость уточнения и дополнения содержания школьного образования в соответствии с характерными отличиями современной научной картины мира;

3) разработаны критерии отбора содержания философского учебного материала, что является основанием для постановки вопроса о необходимости создания исследовательских коллективов, включающих философов и преподавателей естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, для создания УМК;

4) разработаны пути реализации дидактических подходов, которые могут быть использованы в учебных программах различных школьных дисциплин (естественные науки, социальные науки и т.д.), в программах профильного обучения, а также в программах, предназначенных для других коллективов обучаемых (например, студентов вузов);

5) научные результаты диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке содержания общего образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Основополагающая роль исследовательской деятельности учащихся при формировании представлений о современной научной картине мира определяется степенью ее влияния на развитие умений рационально мыслить, в том числе умения анализировать понятия. Познавательная активность школьников будет выше при наличии у них философских представлений. Освоение философских знаний позволяет учащимся рационально анализировать условия, способы и средства решения задач в различных школьных дисциплинах, интегрировать и осмысливать накопленные знания. В совокупности исследовательская деятельность и постепенно формируемые философские представления способствуют более осмысленной ориентации в обстоятельствах современного мира.

2) Особенности процесса формирования представлений о современной научной картине мира в школьном образовании связаны с отражением в составе содержания образования (предметно-научных и философских фундаментальных понятиях, законах и принципах) характерных отличий этой картины мира, таких как: интеграция наук; возрастание роли синергетических стратегий научного поиска; возрастание значения социальных и внутринаучных ценностей как условия развития науки.

3) Деятельность учителя при формировании философских представлений учащихся о современной научной картине мира будет успешной, если для достижения данной цели будут использованы специально подготовленные тексты, включающие философские проблемы; применены способы и формы, направленные на развитие умений рационального мышления учащихся; реализованы принципы создания в школьном классе «сообщества исследователей».

Достоверность выводов и результатов диссертационного исследования обусловлена обоснованностью теоретических и дидактических позиций, применением комплекса взаимодополняемых методов исследования, положительными результатами длительного наблюдения опытных групп.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в систему обучения учащихся гимназии № 1576 г. Москвы и НОУ «Свободная школа» г. Жуковского. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на семинарах и заседаниях лаборатории обучения информатике ИСМО РАО, в Центре технологического и экономического обучения ИСМО РАО. Они так же нашли свое отражение в публикациях автора и его докладах на научно-практической конференции молодых ученых «Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников» (Москва, 2006), Международных научно-практических конференциях «Философия – детям» (Москва, 2005, 2006), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005), научно-практической конференции «Новые информационные образовательные технологии XXI века» (Москва, 2001), выступлениях автора на семинарах в Институте философии РАН, на семинаре «Демократическое образование – детям» (рук. Ф.Кэм, Австралия) (1997), в работе Межрегиональной Детской Общественной Организации «Философия - детям».

Структура и объем диссертации определяется ее целями и задачами. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографии и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, определены объект, предмет и цель исследования, сформулированы гипотеза и задачи, описаны методы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы выносимые на защиту положения.

В первой главе «Научно-педагогические подходы при формировании представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся» на основе анализа научно-педагогической, психологической и философской литературы показано место философских обобщений в научной картине мира и значение введения философии в общее образование, уточнено значение формирования философских представлений в процессе исследовательской деятельности учащихся, определены характерные отличия современной научной картины мира и обоснованы особенности формирования представлений о современной научной картины мира в школьном образовании; обоснована основополагающая роль исследовательской деятельности учащихся при формировании представлений о современной научной картине мира.

В параграфе 1.1. «О понятии «научная картина мира» и значении философии в школьном образовании» определена научная картина мира как взаимосвязь предметно-научных и философских представлений, показано общеметодологическое значение философии в общем образовании.