DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 11.01.2012

Материалы

загрузка...

Формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе

Курилович Надежда Васильевна, 11.01.2012

 

КУРИЛОВИЧ Надежда Васильевна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ

13.00.02- теория и методика обучения и воспитания

(социальная работа – уровень высшего профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Тамбов - 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор Куличенко Раиса Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Прохорова Оксана Германовна

доктор педагогических наук, профессор Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Фокин Владимир Андреевич

Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»

Защита состоится «1» марта 2012 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу: 392003, г. Тамбов, ул. Рылеева, 52.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Текст объявления и автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

Автореферат разослан «___» _____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Иванова Л.К.

Актуальность исследования

В современной социокультурной и экономической ситуации, характеризующейся открытостью, динамизмом, изменяются задачи профессиональной деятельности будущих социальных работников, от которых требуются умения работать с разнообразной информацией, вступать в профессиональные контакты с коллегами и социальными клиентами, работать в команде. Другими словами, время требует такого высшего профессионального образования, показателем которого выступает культура профессионального общения.

Значимость культуры общения и профессионального общения отмечается в таких документах, как «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Закон об образовании», которые ставят задачу воспитания граждан, обладающих высокой нравственностью, способных к социализации и созидательной деятельности, проявляющих уважительное отношение к другому человеку, готовых и умеющих вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, способных к профессиональному росту, невозможна без развитой культуры профессионального общения, ключевой составляющей культуры профессиональной – цели и результата современного образования. Так, проблема формирования культуры профессионального общения находит отражение в компетентностном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения «владение нормативной культурой общения на родном языке в бытовой, научной и профессиональной сферах» закономерно выступает одним из требований к подготовленности выпускника вуза.

Происходящие изменения в социальном образовании имеют выраженную коммуникативно-культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, диалоговую модель обучения и воспитания (Б.Г.Гершунский, О.Н.Козлованский, Е.В.Корзинский, В.С.Миронов, А.В.Мудрик и др.). Динамика образовательных тенденций по-новому ставит вопросы профессиональной подготовки социального работника, к личности которого, в свете приоритетного развития социальной сферы российского общества, предъявляются высокие профессииональные требования (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, В.И. Загвязинский, В.И. Жуков, Г.Н.Кудашов, Р.М. Куличенко, А.В.Мудрик, О.А.Селиванова, Ю.П.Строков, Е.И. Холостова и др.). На него, как активного субъекта социальной политики возлагается миссия гармонизации взаимодействия человека с обществом. Это позволяет говорить о коммуникативной специфике деятельности социального работника, в которой решение профессиональных целей и задач находится в плоскости профессионального общения и реализуется через коммуникативное взаимодействие социального работника-клиента-социального работника-социального института.

Междисциплинарный подход к системному анализу основных исследований по проблеме общения в целом и культуры профессионального общения в частности, свидетельствует о том, что в философии, психологии, социологии, педагогике, накоплены огромные знания, касающиеся идей к определению феномена общения, его механизмов и специфики проявления в профессиональной деятельности, проблем формирования профессионального общения. При этом очевидно, что до сих пор не достигнуто единства в толковании понятия «профессиональное общение», его форм, механизмов.

Профессиональное общение рассматривается учеными с позиций различных подходов (деятельностного, интерактивного, коммуникативно-информационного). В отечественных исследованиях общение трактуется как вид деятельности (А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, Г.П. Щедровицкий), взаимодействие (Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов) или форма взаимодействия людей (И.А. Зимняя). Работы А.М. Агальцева, А.А. Бодалева, А.А. Брудного, В.М. Соковнина способствовали определению содержания общения, его форм, видов и типов.

В педагогике ведутся поиски путей и средств формирования коммуникативных умений, коммуникативной компетентности, культуры общения социальных работников, социальных педагогов, учителей (кандидатские диссертации О.Г.Комаровой, Г.А.Кудрявцевой, Л.Л.Лузяниной, Е.Ю.Максимовой, И.Г.Назаровой, В.В.Самохваловой, Г.Г.Сечкаревой, О.Б.Сосновской, С.Н.Толстиковой, И.В.Шаровой, О.В.Шмайловой и др.). При характеристике общения как первичной социальной потребности человека в онтогенезе исследована роль общения в развитии личности, ее сознания и самосознания (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, В.В. Горшкова, А.Б. Добрович, А.А. Леонтьев).

Предметом фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых явилось изучение профессионального общения как культурного феномена жизнедеятельности человека, коллектива и общества. В работах Г.М. Андреевой, В.С, Библера, М. Бубера, Л.П. Буевой, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Ю.М. Лотмана, Дж. Мида, В.И. Мясищева, Б.Д. Парыгина, Е.Н. Шиянова раскрыта роль общения как неотъемлемого компонента профессиональной культуры специалиста.

Субъектная обусловленность общения и профессионального общения нашла отражение в работах отечественных исследователей: Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейна. В исследованиях А.А. Вербицкого, А.Н. Ксенофонтовой, В.Н. Кунициной разработаны компоненты общения. В исследованиях В.А. Звегинцева, М.Р. Львова, Н.А. Пленкина, Г.И. Щукина обоснована идея изучения развития общения на межпредметном уровне.

Отдельные вопросы, значимые для исследования проблемы формирования культуры профессионального общения специалиста в вузе, исследованы в различных отраслях научного знания: возможности общения для развития личности (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, А.А.Леонтьев); социальные проблемы общения (Л.П.Буева, А.А.Леонтьев, Б.Д.Парыгин); значение общения для развития личности (М.С.Каган, Е.Г.Злобина); развитие коммуникативных способностей (А.А.Кидрон, Б.Ф.Ломов).

Отмечая достижения науки в области изучения культуры профессионального общения, следует выделить основные направления, отраженные в философских, педагогических и психологических работах: культура общения (Л.А. Байкова, Ю.В. Гусев, З.С. Смелкова); особенности коммуникативного процесса (В. Борев, А. Коваленко, В. Щульц); психолого-педагогическая сущность коммуникативного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, Н. Гез, Ю. Емельянова, Л. Шабалина); профессиональное общение как культурно специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды (Ж. Годфруа, М.С. Каган, В.И. Курбатов); культура профессионального общения как доминанта высшего профессионального образования (Р.Я. Ахметшин, Н.Н. Васильева, В.В. Тарасов и др.).

Проведенный системный анализ психолого-педагогических исследований показал достаточную степень исследования проблемы общения по различным направлениям. На основе накопленного материала разработаны разные подходы к обучению общению (культурологический, гуманистический, социально-психологический, коммуникативный, интерактивный). Однако формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе исследовано в педагогической науке недостаточно.

Актуальность разработки субъектно-ориентационной системы формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в условиях вуза обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий, сложившихся в теории и практике высшего социального образования. К ним относятся противоречия между:

повышением требований квалификационной характеристики социального работника в области профессиональных коммуникативных качеств и недостаточной вузовской подготовкой социальных работников в этой области на современном этапе;

социальной значимостью профессиональной деятельности социального работника, обладающей ярко выраженной коммуникативной спецификой, и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса в вузе.

Все вышесказанное позволяет сформулировать основную научную проблему диссертационного исследования: каковы теоретико-методологические основы, научно-методическое обеспечение и организационно-педагогические условия формирования культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе вузовского обучения?