DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 11.01.2012

Материалы

загрузка...

Моделирование компетентности участников открытого общего образования

Дахин Александр Николаевич, 11.01.2012

 

Рис. 2. «Кривые научения» в экспериментальных и контрольных классах

Данные табл. 1 получены через прямое обсуждение результатов образования с учениками, а также через анализ их портфолио, выступлений на Интернет-форумах проекта, участие в оценивании работы других школьников и др.

Компетентность родителей определялась, в частности, с помощью анкетирования. Ниже представлен тематический спектр позиций, относящихся к компетенции родителей:

1. Новые умения, приобретённые при обсуждении проблематики педагогического проекта.

2. Причины затруднений, возникающих у ребёнка при самостоятельном выполнении учебных заданий.

3. Факторы, способствующие активизации обучения ребёнка.

4. Ваша осведомлённость о конфликтных ситуациях, возникающих в классе.

5. Ваша готовность дать конструктивный совет своему ребёнку и его одноклассникам по преодолению напряжённой ситуации в классе.

6. Возможные варианты участия в проектировании образовательного процесса в школе.

Количество родителей, давших развёрнутые и полные комментарии на поставленные вопросы, в среднем увеличилось на 25% благодаря их деятельному участию в педагогических проектах.

Кроме того, роль родителей в образовательной деятельности определялась простым наблюдением и посредством беседы педагогов-экспериментаторов. Искренний интерес всех участников привёл к продуктивному конечному результату обучения, снижению конфликтности и успешному выполнению школьниками своей социальной роли.

Таблица 1

Сравнение успешности учеников контрольных и экспериментальных классов экспертной группой

Результаты проекта Процентное соотношение школьников, достигших успеха

Школьники научились успешно: Контрольные классы (%) Экспериментальные классы (%)

Фиксировать результаты в различной знаковой и образной форме. 30 56

Сравнивать способы деятельности, методы, приёмы, алгоритмы, способы решения задач. 28 48

Анализировать ход дискуссии, удерживая в поле зрения основную тему. 25 53

Переносить знания в другую когнитивную ситуацию, использовать знания на межпредметном уровне. 15 48

Находить несколько способов решения учебной задачи и сопоставлять промежуточные результаты. 14 59

Конструировать принципиально новые способы решения задачи, не являющиеся комбинацией уже известных. 10 37

Занимать самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, требующим нравственного выбора. 24 59

Репрезентировать личностное отношение к содержанию образования и осуществлять эмоционально-волевую регуляцию этого отношения. 27 61

Заниматься созидательной деятельностью, имея соответствующую мотивацию. 32 71

Заботиться о собственном здоровье. 25 44

Воспринимать позитивное отношение к ценностям семьи (лонгитюдное исследование). 58 79

Результаты формирования инновационной компетентности педагогов получены в 2006 г. в рамках проекта «Технология демократического обучения: творческая деятельность, нравственные ценности, деловой успех». В опросе приняли участие 50 преподавателей из США и 137 российских учителей. Анкетные данные содержали вопросы, которые требовали развёрнутых ответов. Это позволило выявить те аспекты инновационной деятельности, которые в большой степени заинтересовали участников (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования участников проекта

Вопрос / задание респондентам Результат, полученный при реализации проекта

Какие идеи аутентичного обучения Вы готовы реализовать? 76,4% респондентов дали развёрнутые и содержательные комментарии

Оцените по 10-балльной шкале уровень своей инновационной культуры До проекта средний балл – 4,2. После проекта – 6,9

Как можно модернизовать идеи, озвученные на семинаре? 79,6% респондентов дали развёрнутые и содержательные комментарии

Являетесь ли Вы автором педагогической технологии?

До проекта 10,2% участников разрабатывали собственные технологии. После проекта – 35,0%

Данные табл. 2 коррелируют со сведениями, полученными спустя 2 года по результатам ЕГЭ в экспериментальных классах, в которых работали учителя – участники проекта. Выпускники экспериментальных классов показали результат выше, чем школьники, обучавшиеся у этих же учителей до проведения педагогического проекта. Так, количество учащихся, справившихся успешно с заданиями по выбору ответа из варианта «А» курса физики (в скобках курса математики), т. е. ответивших правильно более чем на 80% вопросов, на 14% (11%) больше в экспериментальных классах, чем в контрольных. С заданиями из вариантов «В» и «С» также лучше справились учащиеся из экспериментальных классов, выполнив правильно на 13% (12%) и 11% (10%) заданий больше, соответственно.

На первом этапе исследования не подтвердилась гипотеза о том, что комплексные приёмы преподавания, формы трансляции изучаемого в школе материала, а также интегрированные курсы создадут единую основу для учебных и тематических планов в средней школе. Учителя использовали лишь элементы такого подхода. Вместе с тем диагностические исследования и срезовые работы показали рост познавательной активности учащихся после внедрения технологии реализации макромодели образовательной компетентности.

Заключение. В данном исследовании, построив экспликацию «образовательная компетентность», мы перешли к построению её макромодели и далее – к реализации этой макромодели через педагогическую технологию.

В работе выделены и обоснованы следующие теоретические конструкты моделирования образовательной компетентности:

1. Нормативное знание о моделировании компетентности: вхождение в проблему построения модели планируемых результатов; выделение статической и инвариантной частей, задающих технологические основы экспертизы конечных результатов; динамическая часть.