DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 10.11.2008

Материалы

загрузка...

Трансформация мотивации молодых специалистов в период профессионального становления

Синявский Александр Дмитриевич, 10.11.2008

 

Роль таких социально-психологических факторов, как ценностные ориентации, направленность, стимулы, установки, жизненные планы и приоритеты, социальные нормы и ожидания, межличностное общение, социально-психологический климат, здоровье, очень высока при

формировании мотивации у молодежи. Без учета перечисленных и других социально-психологических факторов как конструктивных детерминант, определяющих мотивацию молодежи, невозможно понять мотивацию, присущую молодым специалистам. Невозможно будет определить «объем» индивидуально-личностной автономии и дифференцировать ее от «объема» социальной зависимости от всего окружающего, в том числе и от общества.

Для выявления основных тенденций развития мотивации у молодых специалистов обратимся к эмпирическим исследованиям, проведенным СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта в 2004 году. Выборка опроса составила 1260 чел. Опрашивалась молодежь России в возрасте 16-30 лет. Из всего исследования нас интересуют только та часть, которая относится к мотивации.

Так, на вопрос: «Испытываете ли Вы беспокойство, страх перед будущим?» 5,0 % респондентов ответили «нет»; 54,5 % - «время от времени» и 40,5 % ответили «да». Для благополучного самочувствия как одной из составляющих социального здоровья важно, «удовлетворены ли Вы тем, как идут Ваши дела?» Преобладающее большинство ответили по-житейски, проблематично: «когда да, когда нет» - 74,0 %; «скорее не удовлетворен» - 7,0 % и только 19,0 % ответили «определенно, да».

Представляются интересными результаты ответов на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены различными сторонами своей жизни?» (таблица

Как показывают результаты исследования, современной молодежи вполне свойственны:

адекватность мышления и способность критично оценивать внешний мир, происходящее вокруг и свой внутренний потенциал (физический, интеллектуальный, коммуникативный, и т.д.);

индекс удовлетворенности различными сторонами жизни в

целом приемлем для социального благополучия.

Наибольшее количество опрошенных юношей и девушек не удовлетворены своим материальным положением и жилищными условиями.

Поровну, по 42,0 % респондентов «скорее, уверены» и «более или менее уверены» в успешной реализации своих жизненных планов. 19,6 % опрошенных не смогли сказать что-то определенно.

Таким образом, фрагментарный анализ имеющихся эмпирических результатов, касающихся мотивации молодежи в целом и молодых специалистов в частности, показывает, что для современных молодых людей в большей мере характерны следующие мотивы:

саморазвитие личности;

профессиональное развитие;

признание и уважение;

социальное взаимодействие.

В какой степени Вы удовлетворены различными Таблица №1

Удовлетворен Не совсем удовлетворен Не удовлетворен

Своей жизнью в целом 60,0 36,0 4,0

Своим материальным положением 24,6 53,6 21,8

Жилищными условиями 50,4 32,2 17,4

Внутрисемейными отношениями 62,4 30,0 7,6

Отношениями с окружающими 68,2 28,7 3,1

Своим здоровьем 47,6 43,0 9,4

Своей физической формой, подготовкой 43,0 47,0 10,0

Проведением досуга 48,7 41,6 9,7

Своей работой, учебой 48,5 44,0 7,5

Сексуальной жизнью 55,6 30,7 13,7

Своим положением в обществе 59,2 34,5 6,3

Различные исследователи предлагают свои варианты группировки факторов, формирующих мотивацию, например:

объективные, связанные с деятельностью человека в существующем социуме, которые направляют его на достижение значимых для данного социума результатов;

субъективные, связанные с личностными особенностями, профессиональными навыками, способностями, креативностью, и т.д.;

объективно-субъективные, связанные с особенностями организации профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой.

Последний опрос молодежи показал, что ее экономическое поведение определяется в первую очередь материальным положением. Именно оно определяет стратегии как выбора работы (86,0 %), так и реального (численность работающих в контингенте опрошенных составляет 12,1 %) или прожективного трудового поведения на рабочем месте. Правда, первое место в ответе на вопрос «Что для Вас наиболее важно при выборе работы?» получила позиция «интересная работа» (86,4 %), однако разница в удельном весе ответов на вторую позицию — «высокая зарплата» составляет всего 0,4 %. Это позволяет предположить, что в случае другой выборки такого же объема данные позиции могут поменяться местами. Остальные варианты ответа на данный вопрос распределились следующим образом:

хорошие взаимоотношения в коллективе - 68,5 %;

возможность сделать карьеру, приобрести высокий статус -

возможность приобрести новые знания, получить опыт работы - 37 %;

хорошая репутация предприятия, фирмы - 30,6 %;

возможность учиться, повышать квалификацию - 29,7 %;

другое - 4,3 %.