DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 10.11.2008

Материалы

загрузка...

Правовое регулирование налоговой оптимизации в россии и германии

Русяев Никита Алексеевич, 10.11.2008

 

Русяев Никита Алексеевич

Правовое регулирование налоговой оптимизации

в России и Германии

Специальность 12.00.14. – административное право,

финансовое право, информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

Научный руководитель: Запольский Сергей Васильевич

доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты: Винницкий Данил Владимирович

доктор юридических наук, профессор

Орлов Юрий Михайлович

кандидат юридических наук, доцент

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится 16 апреля 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69а,

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российской академии правосудия.

Автореферат разослан « » __________ 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор С.П. Ломтев

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования данной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с правовым регулированием налоговой оптимизации.

Теоретическая значимость определяется, в первую очередь, возможностью удовлетворить интерес широкого круга лиц в информации о правовом регулировании налоговой оптимизации в Германии – в предмете, вызывающем заинтересованность все большего числа российских юристов.

Изучение немецкого опыта регулирования налоговой оптимизации позволяет сравнить данный институт в России и в Германии, выявляя, тем самым, общее и особенное, случайное и закономерное.

Усвоение немецкого опыта дает более полное представление о налоговой оптимизации как о правовом явлении. Имеющиеся в диссертационном исследовании переводы немецких нормативных правовых актов и научных трудов открывают возможности сравнительного правоведения для тех, кто не владеет немецким языком.

Помимо теоретико-познавательной, настоящая работа преследует практическую цель по выработке предложений по совершенствованию российского налогового права на основе изучения немецкого опыта.

Налоговое право в России является одной из самых молодых отраслей законодательства и до некоторой степени еще находится на этапе выработки основных принципов, лежащих в его основе. К таким несформированным принципам следует отнести пределы налоговой оптимизации, которые налогоплательщик не вправе нарушать.

В настоящее время право налогоплательщика на уплату налога в меньшем размере в России не оспаривается. Но непонимание пределов законной минимизации, бессистемное применение норм гражданского и налогового права и одновременное нивелирование механизмов защиты прав налогоплательщика существенно затрудняют реализацию такого права.

В частности, правомерность действий налогоплательщика, направленных на минимизацию налога, оценивают в России через их сопоставление с категорией «недобросовестность», объединяющей в себе понятия налоговой оптимизации, уклонения, мошенничества и т.п. Указанная категория стирает границы между различными по своей природе правовыми явлениями, в том числе и имеющими четкие правовые очертания. Последствием такого смешения является нарушение стабильности правоотношений в данной области, и, как следствие, чиновничий произвол и повсеместное нарушение прав налогоплательщика.

Последствия правовой неопределенности для налогоплательщика, решившегося использовать налоговую оптимизацию, усугубляются тем, что против него может быть возбуждено уголовное дело только по факту выявления недоимки в размере, признаваемой государством крупной.

С одной стороны, можно с уверенностью констатировать, что пределы налоговой оптимизации невозможно установить в нормативном порядке. Такая неопределенность вытекает из того, что право на налоговую оптимизацию сформулировано в общем виде и в столь же общем виде ограничено обязанностью каждого платить налоги. Налоговая оптимизация – это не налоговая льгота, которая всегда четко сформулирована в законе. Оптимизация вытекает из многообразия правовых способов достижения экономической цели и из права налогоплательщика на выбор того способа, который влечет за собой наименьшую уплату налога.

Вместе с тем, включение в налоговую оптимизацию явлений, имеющих иную правовую природу, необоснованно увеличивает пределы неопределенности в этой сфере.

Во многом смешение понятия налоговой оптимизации с иными категориями является следствием игнорирования принципа разделения законодательства на отдельные отрасли.

Так, законодательство о налогах и сборах регулирует только вопросы налогообложения. Возникновение обязанности по уплате налога привязывается законодателем к правовой конструкции, которая регулируется в подавляющем большинстве не налоговым правом. Вследствие этого теоретически суды и налоговые органы не могут определять налоговые последствия без оценки действительности применяемой налогоплательщиком правовой конструкции. На деле же правоприменителями этот принцип выдерживается не всегда, что влечет за собой применение налоговых последствий безотносительно к примененным налогоплательщиком конструкциям.

Неблагоприятные последствия указанной неопределенности и обусловливают актуальность исследования для практиков.

Германский правовой опыт в налоговой сфере приобрел особую ценность после проведения в России глубоких экономических преобразований и формировании налоговой системы. Мировая глобализация способствует универсализации стандартов общественной жизни. Многие государства на практике сталкиваются со схожими проблемами в правовом регулировании. Найдя ответ на тот или иной актуальный вопрос в одной стране, искомый правовой механизм незамедлительно получает распространение во других государствах. В этой связи изучение зарубежного права везде считается важной задачей. Полагаем, что интерес к немецкому опыту правового регулирования налоговой оптимизации обоснован. Более длительная история развития налогового права Германии, развернутое теоретическое обоснование норм позитивного права, широкая судебная практика по вопросам налоговой оптимизации позволяют глубже проникнуть в существо рассматриваемых отношений. Исследование международного опыта в области правового регулирования налоговой оптимизации может способствовать совершенствованию российского законодательства и выработке рекомендаций по внесению изменений в действующее законодательство.