DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 10.10.2011

Материалы

загрузка...

Предпрофильная подготовка школьников в системе географического образования

Рябцева Инна Владимировна, 10.10.2011

 

Объект исследования: система общего географического образования как условие предварительного самоопределения учащихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования готовности школьников к выбору профиля обучения в системе географического образования на этапе предпрофильной подготовки.

Гипотеза исследования: предпрофильная подготовка школьников в системе географического образования будет эффективной, если:

- изучены теоретические предпосылки возникновения идеи предпрофильной подготовки как вида дифференцированного обучения, позволяющего учитывать интересы, склонности, способности школьников, их профессиональные намерения в отношении продолжения образования;

- определены концептуальные основы организации предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования;

- разработана методическая система предпрофильной подготовки школьников, методика её реализации в процессе обучения географии, позволяющая сформировать готовность учащихся к выбору профиля и сферы возможной профессиональной деятельности;

- осуществляется практико-ориентированный характер обучения географии, направленный на включение учащихся в пробу сил в различных сферах деятельности, выполнение профессиографических заданий;

- вводятся предметно-ориентационные курсы по выбору, направленные, с одной стороны, на расширение и углубление знаний и умений учащихся по географии, как учебному предмету, с другой стороны, способствующие выбору подростком профиля посредством географического содержания;

- предусматривается построение школьниками индивидуального образовательного маршрута как итога предпрофильной подготовки в системе географического образования с использованием технологической карты.

В соответствии с целью и гипотезой, были поставлены и решены следующие задачи исследования:

Выявить теоретические предпосылки возникновения идеи предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как вида дифференцированного обучения в зарубежном и отечественном педагогическом опыте.

Провести анализ категориального статуса понятий «предпрофильная подготовка», «профессиональное самоопределение», «профильная ориентация», «профессиональная ориентация», «готовность к выбору профиля обучения».

Определить психолого-педагогические основы предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования.

Выявить возможности содержания школьного географического образования в реализации идеи предпрофильной подготовки учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

Обосновать концептуальную модель предпрофильной подготовки школьников в процессе обучения географии.

Разработать методическую систему предпрофильной подготовки школьников в процессе обучения географии на этапе основной школы (6-9 классы).

Разработать методику включения ориентационного материала в учебную и внеучебную деятельность школьников по географии в ходе предпрофильной подготовки.

Разработать практико-ориентированные программы предпрофильной подготовки школьников 6-9 классов в виде содержания профессиональных проб, предметно-ориентационных курсов по выбору, профессиографических заданий, уроков ориентационной направленности.

Сформировать критериально-оценночный аппарат исследования для проверки эффективности внедряемой методической системы предпрофильной подготовки школьников в процессе обучения географии.

Методологической основой исследования являются положения и принципы педагогической теории и методики географии, которые обосновывают объективность, научность, целостность процесса обучения географии в ходе предпрофильной подготовки школьников. Исследование опирается на теорию познания личности, теорию деятельности, теорию развивающего и личностно-ориентированного обучения, теорию и методику обучения географии.

Теоретическими источниками исследования выступают:

• методологические основы педагогики, разработанные в трудах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, Г.П. Щедровицкого и др., теории содержания образования И.К. Журавлева, И.Я. Лернера, В.С. Леднева, М.В. Рыжакова и др.,

• современные научные идеи предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников (С.В. Алексеев, Н.М. Александрова, Н.Д. Андреева, Г.А. Бордовский, А.Г. Каспржак, И.И. Колисниченко, С.С. Кравцов, А.А. Пинский, И.Н. Пономарева, Е.Л. Рачевский и др.)

• методологические основы профориентации, заложенные в работах А.Е. Голомштока, Н.Н. Захарова, В.С. Ильина, Л.А. Йовайши, С.П. Крягжде, Т.В. Кудрявцева, Е.М. Павлютенкова, В.Ф. Сахарова, А.Д. Сазонова, С. Фукуямы, Н.Н. Чистякова и др.,

• основы профессионального самоопределения личности, рассматриваемые в исследованиях Л.П. Буевой, В.И. Журавлева, А.Я. Журкиной, А.В. Запорожца, Н.Э. Касаткиной, В.Г. Каташева, Е.А. Климова, И.С. Кона, А.М. Кухарчук, Г.П. Никова, В.А. Полякова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, С.Л. Рубинштейна, Е.Л. Рудневой, В.Ф. Сафина, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой, А.Б. Ценципер, И.Д. Чечель, Ю.А Чурляева, Б.А. Шавира, Т.И. Шалавиной, В.Ю. Шегуровой и др.;

• психология подросткового возраста раскрыта в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, К.М. Гуревича, В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дубровиной, Е.А. Климова, Т.В. Снегиревой, В.В. Чебышевой, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина и др.;

• психологические концепции развития личности (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Б.М. Теплов и др.);

• деятельностный подход в обучении (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

• теории развивающего и личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);

В методическом аспекте интерес представляют научные труды Г.П. Аксакаловой, И.И. Бариновой, Ю.Н. Гладкого, В.П. Голова, А.В. Даринского, В.П. Дронова, И.В. Душиной, Г.С. Камериловой, В.А. Коринской, В.П. Максаковского, В.В. Николиной, Л.М. Панчешниковой, Н.Н. Петровой, В.Л. Погодиной, М.В. Рыжакова, В.П. Соломина, В.П. Сухова, В.Г. Суслова, В.Д. Сухорукова, Д.П. Финарова и др.

В решении поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез философской, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, Интернет-материалов по проблеме исследования; изучение и обобщение практического педагогического опыта по проблеме исследования; изучение и анализ нормативных документов, учебных программ по географии в плане реализации ими практико-ориентированной, ориентационной направленности школьного курса географии; опытная работа, связанная с разработкой содержания и форм географического образования в виде программ профессиональных проб, практик, предметно-ориентационных курсов по выбору, осуществляемых в процессе предпрофильной подготовки школьников; изучение продуктов деятельности учащихся, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные учреждения г. Новокузнецка Кемеровской области (МОУ Лицей №27,104,47, гимназии №10, 17, 62, МОУ СОШ № 4, 60, 61, 19, 28, 29, 50, 56, 64, 79, 86, 97) МУК №13 «Хамовники» г. Москвы, Пущинская средняя общеобразовательная школа Московской области, МБОУ СОШ №48, 86, 191 г. Новосибирска.

Организация и основные этапы исследования:

Исследовательская работа по теме диссертации проводилась системно в течение 10 лет (2002-20011 г.г.) и включала несколько основных этапов.

Первый этап (2002-2004.г.г.) – теоретико-аналитический. На данном этапе изучались инновационные процессы в системе образования, связанные с выходом концепции Модернизации российского образования на период до 2010 года, концепции профильного обучения учащихся и др., характеризующие новизну проблемы исследования. Проводился анализ состояния проблемы предпрофильной подготовки как этапа начала дифференциации образования в старшей профильной школе. Изучались историко-педагогические аспекты дифференциации обучения в зарубежном и отечественном опыте. Выявлялся практико-ориентированный характер его содержания на разных этапах развития общественных отношений. Анализировался первый, появившийся в отечественной педагогической практике, опыт моделирования вариантов профильного обучения, организации предпрофильной подготовки в обозначенных базовой моделью направлениях: разрабатывались ориентационные курсы, велась информационная и профориентационная работа.

Итогом первого этапа экспериментальной работы явилось уточнение проблемы исследования, формулировка концептуальной модели экспериментальной работы, определение исследовательской базы, исходных положений работы, ее цели, задач, гипотезы, практической и теоретической значимости, научной новизны. Разрабатывались и внедрялись в процесс обучения географии, созданные нами профессиональные пробы, ориентационные уроки для учащихся 6 - 9 классов в ходе деятельности муниципальных экспериментальных площадок по введению профильного обучения. Корректировалось тематическое планирование курса географии с учетом включения в его содержание профессиографических заданий разной степени сложности. Велась научно-методическая работа на курсах повышения квалификации учителей географии с целью разъяснения педагогам технологии внедрения профессиональных проб в учебный процесс по географии и во внеучебную деятельность, методики их проведения, разработки, оценивания. Подбирались диагностические методы исследования.

Второй этап – (2004-2006 г.г.) – теоретико-методический. На данном этапе выстраивалась модель предпрофильной подготовки школьников в процессе обучения географии; проводилась аналитико-синтетическая деятельность по выведению ключевых понятий «профессиональное самоопределение», «предпрофильная подготовка», «профессиональная ориентация», «профильная ориентация», «профессиональная ориентация», «готовность к выбору профиля обучения»; соотносились условия выбора профессии и выбора профиля обучения; выстраивались компоненты методической системы, составлялась их характеристика; разрабатывались критерии и показатели экспериментальной работы и методы исследования.

В теоретико-методическом плане проектировалась структурно-содержательная модель профессиональной пробы в процессе географического образования школьников на этапе предпрофильной подготовки, модель предметно-ориентированных курсов по выбору. Далее разрабатывался методический инструментарий заявленных форм предпрофильной подготовки. Проводился констатирующий педагогический эксперимент по выявлению имеющихся у школьников познавательных и профессиональных интересов, склонностей освоения той или иной области знаний, мотивов предварительного самоопределения, адекватности самооценки, наличия профессионально значимых качеств, уровня предметных знаний по географии.

Осуществлялась экспериментальная работа с учителями географии школ г. Новокузнецка, студентами 4-5 курсов естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии во время педагогической практики в базовых школах и при выполнении выпускных квалификационных работ, а также сам автор принимал непосредственное участие в проведении учебных занятий и внеурочной деятельности со школьниками муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №27» на протяжении всего времени эксперимента в качестве учителя географии. В эксперимент были включены муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения г. Новосибирска, г. Москвы, Московской области.

Третий этап (2006-2009 г.г.) – экспериментальный, на котором проводилась формирующая работа по оценке эффективности методической системы предпрофильной подготовки в процессе обучения географии, корректировались и создавались новые дидактические материалы. Устраивались круглые столы, обучающие семинары с педагогами школ по обсуждению результатов исследовательской деятельности. Через систему повышения квалификации учителей реализовывались практикумы проектирования профессиональных проб, разработки предметно-ориентационных элективных курсов в системе географического образования, консультативная деятельность.