DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 10.10.2011

Материалы

загрузка...

Теория музыки в современной практике музицирования

Бергер Нина Александровна, 10.10.2011

 

29. Бергер, Н.А. Ещё раз о музыкальных способностях [Текст] / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковская // Современное музыкальное образование – 2006: Материалы международной науч.-практич. конф. / Науч. ред. И.Б. Горбунова. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 2006. – С. 11–15. (0,3 п.л.).

30. Бергер, Н.А. Концепция музыкального образования и его направления [Текст] / Н.А. Бергер // Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке: состояние и перспективы: Материалы III международ. конф. / Отв. ред. Д.Н. Часовитин. – СПб.: СПбГК, 2008. – С. 118–119. (0,1 п.л.).

31. Бергер, Н.А. Проблемы формирования и преодоления слуховых стереотипов в процессе обучения теоретическим предметам студентов вокального факультета [Текст] / Н.А. Бергер, Е.Ю. Антоненко, Н.А. Яцентковская // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного ВУЗа: Материалы международ. науч. конф. Саратовской гос. консерватории / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М.: Экшен, 2008. – С. 255-260. (0,4 п.л.).

32. Бергер, Н.А. Геометрическое начало в музыке как проявление закономерностей пространственной формы в искусстве [Текст] / Н.А. Бергер // Культура и искусство: Материалы международ. науч. конф. – 2004–2008 / Отв. ред. А. Шелаева. – СПб.: СПб ГУ, 2009. – С. 334-341. (0,5 п.л.).

33. Бергер, Н.А. Теория для практики [Текст] / Н.А. Бергер // Современное музыкальное образование – 2007–2008: Материалы международ. науч.-практич. конф. / Науч. ред. И.Б. Горбунова. – СПб.: Синтез Бук, 2009. – С. 14–20. (0,5 п.л.).

34. Nina Berger. Keyboard solfeggio as a road to Improvisation //3rd rhodos international Piano Forum 2010. – Rhodos: Rhodos conservatory, 2010. – P. 31-32. (0,1 п.л.).

35. Бергер, Н.А. Музыкальное образование как обязательное слагаемое личности человека XXI века [Текст] / Н.А. Бергер // Актуальные проблемы педагогики искусства: Материалы второй международ. науч.-практич. конф. – 2010. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – С. 6-9. (0,25 п.л.).

36. Бергер, Н.А. Ладотональность как категория музыкального мышления [Текст] / Н.А. Бергер // Современное музыкальное образование – 2010: Материалы международ. науч.-практич. конф. / Науч. ред. И.Б. Горбунова. – СПб.: Лемма, 2011. – С. 40–44. (0,3 п.л.).

37. Бергер, Н.А. Общее музыкальное образование: содержание и возможности [Текст] / Н.А. Бергер // Актуальныя праблемы мастацтва: гiсторыя, тэорыя, методыка: Матэрыялы II Мiжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi. – Минск: БДПУ, 2011. – С. 106-109. (0,25 п.л.).

Статьи в сборниках научных трудов:

38. Бергер, Н.А. Роль пространственных представлений в процессе формирования тонально-ладового мышления. [Текст] / Н.А. Бергер // Вопросы воспитания музыкального слуха: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.М. Маслёнкова. – Л.: МК РСФСР ЛОЛГК, 1987. – С. 168–184. (1 п.л.).

39. Бергер, Н.А. Эстетическое воспитание школьников в процессе овладения музыкальной грамотой. [Текст] / Н.А. Бергер // Формирование эстетического отношения к искусству. В шести томах. Т. IV / Отв. ред. В. Бутенко. – М.: АПН СССР, МК СССР, 1991. – С. 89-92. (0,25 п.л.).

40. Бергер, Н.А. Музыкальная грамотность и компьютер [Текст] / Н.А. Бергер // Телекоммуникации, математика и информатика – исследования и инновации: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 6 / Науч. ред. Н.М. Матвеев. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – С. 242–245. (0,25 п.л.).

41. Бергер, Н.А. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании [Текст] / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковская // Телекоммуникации, математика и информатика – исследования и инновации: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 7 / Науч. ред. Н.М. Матвеев. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. – С. 80–83. (0,25 п.л.).

42. Бергер, Н.А. Культура и образование – новая форма сотрудничества [Текст] / Н.А. Бергер // Musicus. – 2005. – № 4. – С. 32–35. (0,25 п.л.).

43. Бергер, Н. Верные слуги гармонии, их имена и нравы (представление об аккорде в практике музицирования) [Текст] / Н. Бергер // Musicus. – 2008. – № 1. – С. 11-18. (0,5 п.л.).

44. Бергер, Н.А. Вместо того, к чему мы привыкли (представления о клавиатуре) [Текст] / Н.А. Бергер // Musicus. – 2008. – № 3. – С. 51–56. (0,4 п.л.).

Статьи в научно-методических сборниках региональных и межвузовских конференций:

45. Бергер, Н.А. Проблема ненасилия в музыкальном образовании [Текст] / Н.А. Бергер, А.В. Маркелов // Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе (история, теория, практика): Тезисы докладов Х региональной науч.-практич. конф. – Нижний Новгород: Нижегородский муз. центр, 1996. – С. 74-75. (0,1 п.л.).

46.Бергер, Н.А. Проблемы преподавания сольфеджио и гармонии у вокалистов [Текст] / Бергер Н.А.// Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Материалы науч.-методич. конф. / Ред.-сост. О.П. Сайгушкина. – СПб.: Канон, 1999. – С. 138-147. (0,7 п.л.).

47. Бергер, Н.А. Занятия музыкой в современной школе. Какими им быть? [Текст] / Н.А. Бергер // Петербургская гимназия: успехи, проблемы, перспективы: Материалы науч.-практич. конф. / Отв. ред. Н.М. Свирина. – СПб.: Политехника, 2004. – С. 31-34. (0,25 п.л.).

48. Бергер, Н.А. Как по нотам [Текст] / Н.А. Бергер // Гимназия в условиях модернизации общего образования: Материалы науч.-практич. конф. / Сост. и отв. ред. Н.М. Свирина. – СПб.: Осипов, 2005. – С.149-157. (5,1 п.л.).

49. Бергер, Н.А. Формирование тонально-ладовых представлений [Текст] / Н.А. Бергер // Методологические проблемы современного музыкального образования: Материалы межвуз. науч.-практич. семинара / Науч. ред. С.Т. Махлина; сост. О.И. Передерий. – СПб.: СПбПУ, 2006. – С.21–29. (0,5 п.л.).

50. Бергер, Н.А. Сколько длится четверть с точкой? [Текст] / Н.А. Бергер // Методологические проблемы современного музыкального образования: Материалы межвуз. науч.-практич. семинара. – Ч. III / Науч. ред. С.Т. Махлина, О.И. Передерий; сост. О.И. Передерий. – СПб.: СПбПУ, 2007. – С. 4-16. (0,75 п.л.).

51. Бергер, Н.А. Величайшее достижение цивилизации [Текст] / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковская // Три поколения ТРИЗ: Материалы ежегодной конф., посвящённой памяти Г.С. Альтшуллера. – СПб.: Триз-Петербург, 2008. – С. 66-72. (0,45 п.л.).

Методические разработки, пособия, учебные программы:

52. Бергер, Н.А. Гармония. Программа для музыкальных вузов по специальности № 2204 «Пение» [Текст] / Н.А. Бергер. – М.: МК РСФСР. Всесоюзный методич. кабинет по учебным заведениям искусств и культуры, 1985. – 37 с. (2,5 п.л.).

53. Бергер, Н.А. Методические рекомендации по практическому освоению курса теореии музыки [Текст] / Н.А. Бергер. – Кировоград: Кировоградское обл. отд. МО УССР, 1988. – 71 с. (4,5 п.л.).

54. Бергер, Н.А. Методические рекомендации по ритмическому воспитанию. Чтение и запись [Текст] / Н.А. Бергер. – Л.: МК РСФСР ЛОЛГК Факультет повышения квалификации, кафедра теории музыки, 1988. – 102 с. (6,2 п.л.).

55. Бергер, Н.А. Младенец музицирует [Текст] / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковская, Р.Х. Алиева. – СПб.: Мудрость, 2003. – 64 с. (4 п.л.).

56. Бергер, Н.А. Сначала – РИТМ (Ребенок Играя Творит Музыку) [Текст, нот. илл.] / Н.А. Бергер. – СПб.: Композитор, 2004. – 72 с. (4 п.л.).

57. Бергер, Н.А. Клавишное сольфеджио с поддержкой музыкально-компьютерных технологий (идея и начало разработки) [Текст]: учебно-методич. пособие / Серия «Музыка для всех» / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковская. – СПб.: ГОУ ДПО «СПб УМЦ по образованию Комитета по культуре», «Астерион», 2009–2010. – 40 с. (2,5 п.л.).

58. Бергер, Н.А. Музыкально-компьютерные технологии в инклюзивном образовании [Текст] / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентковская. – Ч. 1. – Музицирование как путь к развитию творческого потенциала личности для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 80 с. (4,4 п.л.).

Шульпяков О. Скрипичное исполнительство и педагогика. – СПб.: Композитор, 2006. – С. 224.

В конце ХХ века на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах в Санкт-Петербурге проводилось анкетирование участников конкурса и членов жюри по выявлению роли теоретических представлений в их музыкальной деятельности. Из пятисот розданных анкет было получено сто, и только в пятнадцати из них указывалось на положительное влияние представлений, сформированных на занятиях по теоретическим дисциплинам.

Так, при рассмотрении категории ритма в качестве базового слагаемого используется понятие длительности – характеристика (по Б. Теплову и Г. Орлову), неподвластная человеческому восприятию; в представлениях о высотной стороне музыкальной письменности господствует точечность абсолютной нотной системы (одна нота на нотном стане имеет в разных ключах неодинаковые значения); определение тональности опирается на ключевые знаки, количество которых не всегда выводит на главный ориентир – I ступень лада.

Учебник А. Демченко [Мировая художественная культура как системное целое. М.: Высшая школа, 2010] с прилагаемым диском значительно укрепляет позиции в понимании связи музыки с общехудожественными явлениями той или иной эпохи.

О преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования см.: Методическое письмо. HYPERLINK "http://alekslis.narod.ru/Gosstandart.html" http://alekslis.narod.ru/Gosstandart.html ..

Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л.: Музыка, 1965. – С. 65; Земцовский И. Апология слуха // Музыкальная академия, 2002, № 1. – С. 3.

Курт Э. Основы линеарного контрапункта. – М.: Гомузиздат, 1931. – С. 65; Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – С. 134.