DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Символ как социокультурный феномен

Саранчёва Наталья Владимировна, 10.06.2007

 

Важнейшую роль в политеистической символике играла идея «вечного возвращения (вращения)». Она символизировала восстановление установленного богами порядка. При этом божественный порядок рассматривался как модель, гарантирующая порядок космоса и человеческого общества. Более того, момент восстановления и преодоления хаоса символизировал слияние с божеством.

Развитие символов отражает развитие менталитета человека и изменение параметров цивилизационного развития общества. Постепенно символы становятся ядром самоидентификации человека, общества, государства, ведут к таким прорывам в культурном развитии, как появление письменности.

Большое количество совпадений содержания символов в культуре традиционных обществ объясняются не столько межкультурными коммуникациями, сколько общностью ступеней цивилизационного развития и менталитета народов.

Таким образом, символика мифов и сказаний позволяет нам понять особенности становления новой системы человеческих взаимодействий эпохи аграрных цивилизаций. Мифологизированные символы программировали сценарий определённой системы ритуальных действий, что обеспечивало выработку новых механизмов развития аграрных цивилизаций и установление социального мира, которые гарантировали историко-культурную целостность и устойчивость развития.

В третьем параграфе второй главы – «Символ в межкультурном взаимодействии» – автор исследует роль символа в межкультурной коммуникации.

В XXI столетии в результате расширения и укрепления межкультурных контактов наблюдается значительное возрастание социокультурной, интеллектуально-духовной и творческой роли символов. Интенсивное развитие интернациональной коммуникации в условиях глобализации выявляет необходимость более глубокого изучения той важнейшей роли, которую играют символы в разнотипных культурах с тем, чтобы выработать язык символов, который мог бы стать общемировым достоянием.

Автор отмечает, что культура охватывает духовную жизнь общества – ту сферу, в которой создаются и накапливаются духовные ценности, знания, нормы и исторический опыт, приобщение к которым осуществляется посредством символики. Мировая культура подобна Вавилонской башне, которая возводилась веками и тысячелетиями усилиями многочисленных народов нашей планеты. Согласно библейскому мифу Божий промысел состоял в языковом и территориальном разделении людей, которые до этого «имели один язык и одинаковые слова». С развитием многообразия культур и обществ они потеряли общекультурный праориентир, в настоящее время каждый из них самостоятельно строит свою «башню высотою до небес», и возникает извечный вопрос: каким образом представители не только разных этносов, культур, но и эпох могут найти общий язык, понять друг друга?

Автор полагает, что одним из универсальных знаковых средств установления межкультурной коммуникации является символика. В символе имеется неисчерпаемая смысловая глубина. Поставленный в определенный смысловой контекст, символ может наделяться конкретным значением или даже несколькими значениями. Отсюда и вся полифония его значений в различных историко-культурных контекстах.

Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в свойственных только ей символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур находится общий творческий источник – человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы.

Вместе с тем существуют общие значения того или иного символа, распространенного в разных культурах. Например, роза – эмблема красоты, солнце – символ жизни, колос – эмблема плодородия и т. п. Наиболее существенная и ценная черта символов состоит в том, что они способны ломать языковые барьеры и становиться посредником в понимании иной культуры, делать ее более понятной.

В диссертации показано, что культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых коллективной памятью от поколения к поколению. Творческая активность человека наполняет символ глубоким содержанием. Не отождествляя культуру и мир символов полностью, автор делает акцент на том, что богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре, а творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами.

Таким образом, диссертант приходит к выводу о том, что символы выявляют сущностный аспект в различении национальных мирозданий, а также архетипов культур. Символы играют важную роль во взаимодействии культур, отражая национальные приоритеты, культурные явления, включаются в процессы превращения культурных форм в образы, нормы и стандарты народов, в формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, активно участвуют в процессе социокультурной коммуникации, восприятии, интерпретации и усвоении культурных явлений.

В «Заключении» подводятся итоги и результаты исследования, формируются общие выводы.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях

1. Саранчёва Н.В. Символы гармонии в доме. // Человек и общество: поиски, проблемы, решения (вып. 9) сб. научн. и метод. ст. – Новочеркасск, 2003 г. – 0,1 п.л.

Саранчёва Н.В. Техника применения символов в современном обществе. // Человек и общество: поиски, проблемы, решения (вып. 9) сб. научн. и метод. ст. – Новочеркасск, 2003 г. – 0,1 п.л.

Саранчёва Н.В. Гуманизм и гражданское общество. // Сборник трудов аспирантов. – Новочеркасск, НГМА, 2005 г. – 0,1 п.л.

Саранчёва Н.В. Современные символы гуманизма. // Человек и общество: поиски, проблемы, решения (вып. 11) сб. научн. и метод. ст. – Новочеркасск, 2004 г. – 0,1 п.л.

Саранчёва Н.В. Символы современной России. // Человек и общество: поиски, проблемы, решения (вып. 12) сб. научн. и метод. ст. – Новочеркасск, 2006 г. – 0,1 п.л.

Саранчёва Н.В. Роль символа в межкультурном взаимодействии // Научная мысль Кавказа. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006 г. -0,4 п. л.

Саранчёва Н.В. Символ вещи как принцип ее конструирования // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Московский государственный университет культуры и искусств – Электронный журнал – М.: МГУКИ, 2007. – 0,6 п.л. Режим доступа: HYPERLINK "http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Sarancheva" http://www.e-culture.ru/Articles/2007/Sarancheva .

Наталья Владимировна

СИМВОЛ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

24.00.01 – теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Подписано в печать 16.02.2007

Формат 60х84. 1/16 Усл. п. лист. – 1,0 Заказ № 67

Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз.

______________________________________________________________

Типография Новочеркасской государственной мелиоративной академии

346428 г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111