DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции в российской федерации

Озол Татьяна Вячеславовна, 10.03.2008

 

На уровне диссертационных исследований проблемы организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и мировых судов нашли свое отражение в работах Н.Н. Апостоловой, Р.В. Бандуровского, Н.И. Биюшкиной, М.А. Бтикеевой, В.В. Ершова, Т.М. Гаджиева, И.В. Гришиной, С.А. Джураева, С.В. Донской, И.И. Дунаева, И.С. Масликова, С.В. Каширского, Т.И. Фахрашуи, А.Х. Энеева, Г.Г. Черемных, Р.В. Шатовкиной, М.Б. Яхъяева и др.

Тема диссертационного исследования относится к числу малоизученных в современной науке. Отдельного монографического исследования механизма организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции до сих пор нет, хотя отдельные элементы их правового положения и материально-технического снабжения освещались в научных работах по теории судебной власти.

Целью исследования является определение особенностей организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации, а также выявление проблем совершенствования организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности системы судов общей юрисдикции и пути их решения.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных

— исследование организационно-правовой природы порядка обеспечения деятельности системы судов общей юрисдикции в России;

— выявление и анализ основных направлений реализации судебной реформы в сфере организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в РФ;

— исследование понятия и содержания организационно-правового обеспечения системы судов общей юрисдикции в России;

— выявление системы законодательного регулирования организационно-правового обеспечения судов общей юрисдикции в России;

— определение правового статуса Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений в субъектах РФ в механизме организационно-правового реформирования судебной системы;

— выявление и изучение особенностей организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции РФ;

— выявление и изучение особенностей организационно-правового обеспечения деятельности мировых судов как судов общей юрисдикции субъектов РФ;

— анализ проблем совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности системы судов общей юрисдикции в Российской Федерации и предложение эффективных путей их решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в рамках проводимой в России судебной реформы.

Предметом исследования являются нормы конституционного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, с помощью которых определяется правовая природа порядка обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России, механизм организационно-правового и материально-технического обеспечения их организации и деятельности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать особенности организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Анкетирование 24 специалистов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, 412 сотрудников территориальных управлений (отделов) Судебного департамента (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Тверская область, Приморский край и др.) на тему «Судебная реформа в сфере организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России», результатом которого стало выявление и систематизация положительных и отрицательных результатов судебной реформы в этой сфере (январь-март 2005 г.).

2. Предметное интервьюирование 35 федеральных судей судов общей юрисдикции РФ в шести субъектах РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская и Челябинская области, Республика Хакасия) на тему: «Особенности организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России», выявившее пути устранения существующих законодательных лакун в сфере организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в РФ (октябрь-декабрь 2005 г.).

3. Исследование в виде опроса 52 мировых судей г. Москвы и 28 мировых судей г. Санкт-Петербурга на тему: «Механизм организационно-правового обеспечения деятельности мировых судов как судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации», выявившее направления совершенствования деятельности управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ по материально-техническому обеспечению участков мировых судей (март-апрель 2006 г.).

4. Исследование в виде интернет-анкетирования 10 консультантов и специалистов-экспертов Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе на тему: «Правовая реформа и совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности системы судов общей юрисдикции в России», результатом которого стали практические предложения по совершенствованию механизма организационно-правового обеспечения и материально-технического оснащения судов общей юрисдикции в России (декабрь 2006 г.).

5. Изучение нормативных и рабочих материалов Судебного департамента при Верховном суде РФ и его управлений в субъектах РФ, а также нормативных и рабочих материалов парламентских слушаний комитетов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, стенограмм парламентских слушаний («Судебная реформа в Российской Федерации: перспективы развития судебной системы», г. Москва, 18 мая 2000 г.; «Вопросы административной реформы», г. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г.), направленных на повышение эффективности организации деятельности судов общей юрисдикции в России (август-октябрь 2007 г.).

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одним из первых научных исследований, посвященных выявлению и анализу особенностей организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России.

В работе определена правовая природа обеспечения деятельности системы судов общей юрисдикции в России; выявлены основные направления и механизм организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции; уточнен правовой статус Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений в субъектах РФ в механизме организационно-правового реформирования судебной системы.

Диссертантом в качестве приоритетного направления развития организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции предложено введение систематизированной компьютеризации информационного обеспечения судов в рамках единой системы ГАС «Правосудие», способствующей приданию единой формы правового обеспечения судов общей юрисдикции на всей территории России.

В работе обоснована необходимость внесения дополнений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте Российской Федерации» (о создании в его территориальных управлениях специальных отделов (подразделений) для осуществления организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и мировых судов) и статью 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (о реорганизации судов общей юрисдикции (путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования).

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:

1. Под организационно-правовым обеспечением деятельности судов общей юрисдикции в России следует понимать организованную на основе закона и осуществляемую Судебным департаментом при Верховном суде РФ и его управлениями (отделами) в субъектах РФ систему мероприятий правового, информационного, организационного, кадрового, финансового и материально-технического характера, направленную на создание необходимых условий для:

— самостоятельности и независимости судей судов общей юрисдикции в процессе осуществления ими судопроизводства на территории Российской Федерации;

— обеспечения безопасности отправления правосудия судами общей юрисдикции в Российской Федерации;

— нормального функционирования органов судейского сообщества России, их эффективного организационно-правового взаимодействия с органами государственной власти.

2. Вывод о том, что организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции в России реализуется по нескольким направлениям:

— обновление и систематизация правовых норм, направленных на улучшение правового и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции;

— повышение эффективности защиты прав судей и работников аппаратов (секретариатов) судов общей юрисдикции;

— создание и совершенствование деятельности центрального государственного органа в системе исполнения задач судебной реформы — Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ;

— создание организационно-правового механизма оказания судейскому корпусу методической и консультативной помощи по правовым вопросам структурным подразделениям территориальных управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ, представление их интересов в судах общей юрисдикции, арбитражном суде.

3. Система законодательного регулирования организационно-правового обеспечения судов общей юрисдикции в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы судоустройства и судопроизводства (самостоятельность и независимость судей, безопасность отправления правосудия), организацию деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его территориальных управлений (отделов), а также правовое взаимодействие судов общей юрисдикции в РФ с территориальными управлениями (отделами) Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

4. Вывод о том, что правовой статус Судебного департамента при Верховном Суде РФ в механизме правового реформирования судебной системы позволяет характеризовать его как центральный государственный орган в системе исполнения задач судебной реформы, регулирующий вопросы организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы Российской Федерации» и действующего законодательства.

5. Основной задачей Судебного департамента при Верховном Суде РФ является изучение организации деятельности судов общей юрисдикции и принятие мер по ее совершенствованию. Во исполнение этой задачи департаментом:

— проводится сбор, обработка, обобщение и анализ статистических сведений о рассмотрении судами гражданских, уголовных, административных дел и других материалов;

— анализируется информация и материалы по организации в судах делопроизводства, работы архивов, приема граждан, рассмотрения обращений, заявлений, жалоб, работы с вещественными доказательствами, обеспечения сохранности судебных дел и документов;