DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности (на примере вузов г. мурманска)

Недосека Елена Владимировна, 10.02.2009

 

НЕДОСЕКА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности

(на примере вузов г. Мурманска)

22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

МОСКВА – 2009

Диссертационная работа выполнена на кафедре «Социальная работа и теология» ФГОУВПО «Мурманский государственный технический университет»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Савинов Леонид Иванович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ромашов Олег Викторович

социологических наук, доцент

РАЗОВ Павел Викторович

Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится «26» мая 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.150.07 при ФГОУВПО «Российский

государственный университет туризма и сервиса» по адресу: 141221,

Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, каб. 1209, Зал заседаний советов.

С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Автореферат разослан «__» апреля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат социологических наук, доцент Архипов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества определила качественно новые задачи теоретического осмысления и конкретизации важнейших аспектов деятельности высшей школы по социальной адаптации студенческой молодежи к профессиональной деятельности.

На студенческий возраст приходится процесс активного формирования социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает способность каждого молодого человека овладеть совокупностью социальных ролей: специалиста, родителя, общественного деятеля и др., что на наш взгляд, является значительным показателем успешной социальной адаптации, в том числе и к профессиональной деятельности. Студенческая молодежь объективно выступает носителем инновационной функции общественного развития, особенно в экономической сфере деятельности, но ее реализация сдерживается неэффективной системой социальной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. Именно в процессе социальной адаптации студентов к будущей профессии, прямо или косвенно зарождаются успехи и неудачи будущих специалистов с высшим образованием.

Социальная адаптация к профессиональной деятельности является сложным динамическим процессом формирования системы отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации профессиональных намерений и планов. Изучение особенностей социальной адаптации студентов к профессиональной деятельности является необходимым условием обратной связи между вузом и внешней средой, которая формирует потребности современного общества.

Основными факторами, которые определяют особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей к будущей профессиональной деятельности в вузе, являются:

1. вуз – как агент социальной адаптации к профессии;

2. организация, в которой студенты проходят производственные практики – как агент социальной адаптации к профессии;

3. личностные особенности студентов.

Анализ теоретической и практической подготовки будущего специалиста показывает, что система вузовского образования оторвана от «духа» профессии. На первых курсах в основном происходит теоретическая подготовка, которая, по сути, далека от реальной профессиональной среды. Прохождение первых практик приходится, как правило, на середину обучения в вузе, когда студенты впервые сталкиваются с профессиональной реальностью, которая не всегда совпадает с их сложившимися представлениями о профессии, что может привести к искажению образа будущей специальности. Организация практик на старших курсах часто носит формальный характер, как со стороны вуза, так и со стороны организаций, где студенты проходят производственные и преддипломные практики. Следует отметить, что преподаватель вуза, чаще всего, является лишь теоретиком в профессии и не может оказать действенную практическую помощь студенту в социальной адаптации к профессиональной деятельности. Так же данную помощь не оказывает и опытный специалист, работающий по месту прохождения студентом практики, поскольку он, как правило, в этом не заинтересован.

Сложившаяся практика взаимоотношений между вузом и организацией нередко вполне устраивает и самого студента. В реальности создается целый спектр особенностей социальной адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Отметим, что на подготовку молодых специалистов в вузе затрачивается большое количество средств и времени, однако нередко выпускники устраиваются работать не по специальности. Как показывают социологические исследования, лишь 20-25% выпускников в России устраиваются работать по специальности. Результаты особенностей социальной адаптации студентов, несомненно, присутствуют в отмеченной тенденции наряду с другими причинами.

Необходимость изучения особенностей социальной адаптации студентов именно экономических специальностей обусловлена спецификой региона. Город Мурманск представляет собой промышленно развитый центр, в котором функционируют разнообразные отрасли промышленности. Все отрасли промышленности нуждаются в специалистах, имеющих высшее экономическое профессиональное образование.

В этой связи социологический анализ особенностей социальной адаптации студентов к профессиональной деятельности приобретает особую актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим фундаментом исследования вопросов социальной адаптации явились отечественные и зарубежные источники: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса, Г. Спенсера, Г. Тарда, Н.А. Бурхановой, Л.В. Кореля, Е.В. Красавиной, П.С. Кузнецова, Е.С. Левченко, В.Т. Лисовского, М.Н. Руткевича, Н.А. Свиридова, Е.Е. Соловцовой и др.

Научная литература располагает значительным количеством исследований по социологии молодежи, в которых анализируются вопросы профессиональной занятости: Л.Ф. Беликовой, В.В. Добрынина, В.И. Добренькова, Л.А. Василенко, Ю.Г. Волкова, Ю.А. Зубок, Т. Емчуры, А.И. Ковалевой, В.Т. Лисовского, П.Д. Павленка, Т.Э. Петровой, О.В. Ромашова, М.Н. Руткевича, Л.И. Савинова, Н.А. Свиридова, А.В. Сапронова, В.И. Чупрова и др.