DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 09.08.2012

Материалы

загрузка...

Формирование и развитие регионального рынка молока и молочной продукции (на материалах Владимирской области)

Пантелеев Алексей Павлович, 09.08.2012

 

по специальности 08.00.05 (3. Региональная экономика):

выявить направления и особенности развития молочнопродуктового подкомплекса в ведущих экономически развитых странах и дать предложения по реализации наиболее положительных из них в отечественном аграрном секторе;

определены факторы влияющие на эффективность молочного скотоводства, в том числе производства молока и молочной продукции, и формирование инфраструктуры рынка этой продукции во Владимирской;

разработать комплекс мероприятий по развитию технической базы молочного скотоводства и предложить перспективную модель инфраструктуры рынка молока и молочной продукции во Владимирской области;

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством Паспорта специальности ВАК Минобрнауки России (экономические науки) специализации 1.2. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство (1.2.31. – «Функционирование и развитие агропродовольственных и ресурсных рынков в АПК, методы их защиты») и специализации 3. Региональная экономика (3.7. Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействие; межрегиональная торговля).

Объектом исследования являлись участники регионального рынка молока и молочной продукции во Владимирской области.

Предмет исследования - производственные и организационно-экономические отношения, сложившиеся на региональном рынке молока и молочных продуктов.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов-аграрников, разработки научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии по проблемам функционирования и развития продовольственных рынков на региональном уровне, материалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати по тематике диссертации и авторские разработки.

В процессе разработки данной проблемы применялись следующие методы исследования: расчетно-конструктивный, аналитический, абстрактно-логический, экономико-статистический, графический, метод сравнительного анализа и другие.

Информационную базу исследования составили материалы Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, законодательные, нормативные и правовые акты Правительства Российской Федерации и администрации Владимирской области; материалы областного Управления сельского хозяйства и продовольствия, а также монографическая и другая научная отраслевая литература. Использовались разработки учёных ГНУ ВНИИЭСХ, ГНУ ВНИОПТУСХ, ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по формированию системы устойчивого развития регионального рынка молока и молочной продукции на примере Владимирской области с позиций современных требований.

Основные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны, сводятся к следующему:

по специальности 08.00.05 (1.2. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское хозяйство):

уточнены теоретико-методологические подходы к формованию и развитию процессов межрегионального обмена на региональном рынке молока и молочной продукции в современных условиях, учитывающие специфику товара, а также агроэкономических и производственных факторов;

выявлены и классифицированы факторы эффективного производства и реализации молока и молочной продукции на региональном уровне (на примере Владимирской области); определены за ряд лет тенденции изменения областных показателей, в частности, розничной цены и ёмкости рынка молока, состояния инфраструктуры;

по специальности 08.00.05 (3. Региональная экономика):

предложен авторский подход к формированию и развитию во Владимирской области спроса на рынке молока и молочной продукции с применением расчёта самообеспеченности населения региона этой продукцией, с созданием в области современной маркетинговой системы, которая оказала бы помощь местным товаропроизводителям в своевременности реагирования на изменение конъюнктуры рынка, в определении наиболее выгодных каналов реализации продукции с уменьшением количества посредников на продовольственном рынке;

разработана концепция организации инновационного развития животноводства региона, в основе которой формирование кластера молочного скотоводства как механизма повышения эффективности производства, переработки и реализации молока и молочной продукции на региональном уровне, структура которого включает сферы: производства молочного сырья и готовой продукции, её продвижение к потребителю и реализации, научной обеспеченности, контроля со стороны федеральной службы ветеринарного надзора, управления элементами кластера с целью координации их деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке конкретных предложений по формированию и развитию регионального рынка молока и молочной продукции, реализация которых будет способствовать увеличению их производства и повышению качества, снизит зависимость перерабатывающей промышленности Владимирской области от импорта молока, повысит экономическую эффективность аграрного сектора региона, а также создаст предпосылки и условия для развития рынка молока, имеющего ключевое значение для повышения жизненного уровня и продовольственного обеспечения населения.

Некоторые результаты исследования могут быть использованы в качестве методических материалов органами управления сельского хозяйства и торговыми организациями Владимирской области при разработке стратегии развития регионального молочно-продуктового подкомплекса, в том числе развития рынка молока и молочной продукции.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования изложены в докладах и выступлениях на следующих трёх международных научно-практических конференциях: II Международной научно-прикладной конференции «Социально – экономические проблемы кооперативного сектора экономики» (г. Москва 2009 г.); Международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов вузов России и зарубежных стран по итогам научно-исследовательской работы в 2009 г. «Современные формы взаимодействия общества, кооперации и государства в период модернизации» (г. Москва 2010 г.); Международной научной конференции «Взаимодействие общества, государства и кооперации в период модернизации России» (г. Москва 2011 г.) .

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ общим объемом авторского текста 2,7 п.л., в том числе три в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованных источников из 131 наименований, 6 приложений. Работа изложена на 166 стр. машинописного текста, содержит 23 таблицы, 13 рисунков.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, цель и задачи исследования, даётся характеристика степени разработки темы, формулируется научная новизна и аргументируется практическая значимость полученных результатов, теоретические и методологические основы исследования, структура и апробация работы.

В первой главе «Научные основы функционирования и развития рынка молока и молочной продукции» раскрывается экономическая сущность и основные функции рынка молока и молочной продукции, исследуются особенности формирования, функционирования и развития рынка молока и молочной продукции в России, а также анализируется опыт организации и функционирования рынка молока и молочной продукции за рубежом.

Во второй главе «Современное состояние рынка молока и молочной продукции во Владимирской области» дана динамика и уровень эффективности производства молока в регионе, исследовано современное состояние и тенденции развития молокоперерабатывающей промышленности, проанализировано формирование регионального спроса и потребления на рынке молока и молочной продукции.

В третьей главе «Основные направления повышения эффективности функционирования регионального рынка молока и молочной продукции» предложены комплексные меры по развитию технической базы молочного скотоводства и разработке перспективной модели инфраструктуры рынка, определены основные направления современного управления и инновационного обеспечения молочнопродуктового подкомплекса и организационные предпосылки создания кластера молочного скотоводства в регионе. Обоснована стратегия инновационного развития молочного скотоводства, увеличения производства и реализации цельного молока высокого качества во Владимирской области.

В выводах и предложениях сформулированы основные результаты исследования и даны практические рекомендации по формированию и развитию регионального рынка молока и молочной продукции во Владимирской области.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ И ПОЛОЖЕНИЯ

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Уточнены и раскрыты теоретические основы формирования рынка молока и молочной продукции в новых экономических условиях хозяйствования.

Наиболее общее понимание регионального рынка молока и молочной продукции, включающее экономические связи между субъектами хозяйствования, определяется как «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение продукции в товарно-денежной форме».

В российской экономической литературе при сравнении с рынком молока и молочной продукции наибольшее распространение получило определение продовольственного рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей. С учетом законов товарного обращения продовольственный рынок, как экономическая категория, есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками при движении товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Диапазон взглядов на категорию продовольственного рынка как и его сегмента - рынка молока и молочной продукции, широк: от классического политэкономического понимания рынка как сферы товарного обращения, необходимого элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, до трактовки продовольственного рынка в качестве определенного типа функционирования экономики и системы экономических отношений, включающей в себя товарно-денежные отношения, складывающиеся в процессе производства, обращения и распределения продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

По мнению академика А.И. Алтухова, продовольственный рынок представляет собой сложную, многоцелевую и динамично развивающуюся организационно-экономическую систему, при которой рыночные отношения не ограничены только сферой обмена, а включают в себя товарно-денежные отношения, с помощью и посредством которых регулируются производство, сбыт и потребление продукции, а также формируются гибкие хозяйственные связи между всеми субъектами рынка.

По мнению других учёных рынок молока и молочной продукции представляет собой совокупность производственно – экономических отношений, осуществляемых с помощью механизмов хозяйствования различных экономических субъектов, связанных между собой и с условиями производства и реализации продукции.

Следует согласиться с научной трактовкой содержания продовольственного рынка и отметить, что рынок молока и молочной продукции во Владимирской области должен развиваться и функционировать по общим экономическим законам, но при этом иметь свои специфические особенности, к которым можно отнести условия формировании, местную специфику рынка и самого молочного продукта. К таким особенностям нами отмечены:

постоянная изменчивость в регионе потребительского спроса, который зависит от платежеспособности покупателя и качества молока и молочной продукции;

достаточно высокая эластичность спроса на молоко по цене и по доходу потребителей, то есть, при увеличении цены (или при уменьшении доходов) потребители могут частично отказаться от некоторых видов молочной продукции, что приведёт к падению спроса на неё;

зависимость конъюктуры рынка молочной продукции в регионе от номинального и реального дохода населения, а также от уровня закупочных, оптовых и розничных цен, что вызывает необходимость постоянного анализа обратных и прямых связей между объёмами производства и потребления молока и молочной продукции и уровнем цен на них.