DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 09.07.2008

Материалы

загрузка...

Социально-педагогические условия развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования

Цегельная Наталья Викторовна, 09.07.2008

 

ЦЕГЕЛЬНАЯ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования»

доктор педагогических наук,

О.А. Иванова

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

Е.И. Сухова

кандидат педагогических наук

Е.И. Королькова

Официальные оппоненты:

Ведущая организация: Федеральный институт развития образования

Защита состоится " 22 " сентября 2008 г. в 11 часов

заседании диссертационного совета Д 008.008.03 при Институте

содержания и методов обучения Российской академии образования

по адресу:

119435, Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института и на

сайте http://ismo.ioso.ru.

Автореферат разослан « 20 » августа 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник В.И. Дрига

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.? Формирование инновационной экономики невозможно без модернизации системы образования, которая является основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан.

Модернизация образования предполагает постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. При этом возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социально-экономической стабильности.

В условиях формирующейся современной модели образования востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность выпускника среднего профессионального образования, его конкурентоспособность, социальная активность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.

В образовательном процессе среднего профессионального образования существует ряд особенностей, которые негативно влияют на процесс профессиональной подготовки и профессиональной адаптации студентов: недостаточная информированность о требованиях к современному специалисту; неспособность к совершению самостоятельного выбора; неуверенность в собственных силах; неспособность видеть различные возможности, предоставляемые рынком труда. Контингент средних профессиональных образовательных учреждений составляют, студенты, имеющие невысокую познавательную и профессиональную мотивацию, низкий уровень обученности и обучаемости, проявляющие зачастую асоциальное поведение. Данные обстоятельства необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки студентов.

Проблема адаптации – одна из самых сложных междисциплинарных проблем, которая изучается в различных сферах деятельности человека: психолого-педагогической (Ю.А. Захаров, Л.А. Кандыбович, Н.Э. Касаткина, С.Н. Чистякова, И.В. Шалыгина и др.); социальной (С.И. Розум, П.С. Кузнецов и др.); профессиональной (Н.А. Березовин, В.С. Немченко, А.Ю. Петров, А.В. Сергеев, О.И.?Шкаратан и?др.) и других.

В педагогической теории и практике обучения и воспитания студентов среднего профессионального образования данная проблема остается до конца неизученной, несмотря на имеющиеся работы И.М. Леготиной, Б.П. Невзорова, Н.Н. Роженко, Т.Б. Сафаровой и др. раскрывающие отдельные аспекты становления профессиональной адаптации студентов. Практически не рассматриваются возможности социума (участие социальных институтов, социальное партнерство, социальная деятельность), современных технологий, активных методов обучения и воспитания для развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования.

Все вышесказанное требует поиска новых педагогических подходов для развития профессиональной адаптации студентов среднего профессионального образования и формирования у них необходимых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих им высокий уровень профессиональной адаптации.

Приведенные обстоятельства порождены противоречиями между:

потребностями общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональных и личностных качеств, способных профессионально адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социума и формализованным характером образовательного процесса, не учитывающего индивидуальные особенности и субъективный опыт студентов;

применением традиционных технологий, методов обучения и воспитания в профессиональной подготовке и профессиональной адаптации студентов и требованиями работодателей к выпускникам среднего профессионального образования (высокий уровень профессиональной компетентности, инициативности, конкурентоспособности, способных к самообразованию), развитие которых возможно лишь при условии применения современных технологий, активных методов обучения и воспитания, при участии социума;