DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 09.06.2008

Материалы

загрузка...

Особенности структурных компонентов я-концепции коммуникативно успешной личности

Максименко Жанна Александровна, 09.06.2008

 

Общий уровень самоактуализации 2106,5 5033,5 473,5 0,001

Способность жить в настоящем 1897,0 5243,0 683,0 0,005

Креативность 1737,5 5402,5 842,5 0,05

Автономность 1798,5 5341,5 781,5 0,02

Спонтанность 1855,0 5285,0 725,0 0,01

Самопонимание 1766,5 5373,5 813,5 0,03

Аутосимпатия 1998,0 5142,0 582,0 0,001

Подводя итоги, отметим, что при сравнении групп с разной степенью коммуникативной успешности, выделенным по двум основаниям - объективному и субъективному - получены достоверные различия по показателям «Приоритетные компоненты Я-концепции» и «Интегрированность».

На основе полученных данных разработаны рекомендации по профилактике и коррекции психологического дискомфорта в условиях коммуникативной неуспешности, базирующиеся на принципах гуманистической психотерапии (К. Роджерс, 2000;

А. Маслоу, 2006; А.Б. Орлов, 1995; А.Ф. Шадура, 1991).

В заключении диссертационной работы подводятся основные итоги, обсуждаются возможности применения на практике полученных результатов и перспективы исследования, связанные с изучением вклада коммуникативной успешности в феномен социальной одаренности, исследованием уровня самооценки приоритетных компонентов Я-концепции коммуникативно успешных людей и других актуальных вопросов психологической науки. На основании обобщения результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.

Качества личности (общительность, интеллект, эмпатия, настойчивость, ответственность и целеустремленность), связанные с коммуникативной успешностью, находят отражение в Я-концепции людей, успешных в области коммуникации, и относятся к субъективно ценным компонентам их Я-концепции. Люди, не достигшие успеха в области коммуникации, не склонны придавать большого значения качествам, сопутствующим коммуникативной успешности.

Я-концепция коммуникативно успешной личности характеризуется интегрированностью (непротиворечивостью, последовательностью самовосприятия).

Коммуникативная успешность определяется гармоничным сочетанием объективных и субъективных показателей. Уровень академической успеваемости относится к признакам коммуникативной успешности наряду с социальным статусом и потребностью в общении.

Степень коммуникативной успешности может адекватно оцениваться наблюдателями-экспертами (педагогами).

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Максименко Ж.А. Отражение коммуникативной мотивации в когнитивном компоненте Я-концепции подростков // Ученые Записки Российского Государственного Социального Университета. – 2006. - № 5 (Спецвыпуск). –

Максименко Ж.А., Маркина А.В. Отражение коммуникативных и организаторских способностей в Я-концепции коммуникативно успешных подростков // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). – 2007. - № 7 (33). - с.122-125.

Максименко Ж.А. Особенности Я-концепции личности, связанные с коммуникативной успешностью // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). – 2007. - № 12 (38). - с.88-93.

Публикации в других научных изданиях

Максименко Ж.А. Коммуникативный имидж подростка: самооценка и внешняя оценка социальной одаренности // Материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии «Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга»: /Под ред.Е.А.Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2006. – С.172-173.

Максименко Ж.А. Взаимозависимость компонентов социальной одаренности и академической успеваемости подростков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России». – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». - 2006. – с.27-28.

Максименко Ж.А., Маркина А.В. Приоритетные самохарактеристики Я-концепции коммуникативно успешных подростков // Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18-21 сентября 2007 года «Психология – будущему России». Том II. – с.323-324.