DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 09.01.2007

Материалы

загрузка...

Психолого-акмеологические методы и технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры

Чупшев Дмитрий Владимирович, 09.01.2007

 

ЧУПШЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Специальность 19.00.06 - юридическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии

профессиональной деятельности Российской академии

государственной службы при Президенте РФ

Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор

Москаленко Ольга Валентиновна

Официальные оппоненты -

доктор психологических наук, профессор

Панасюк Александр Юрьевич

кандидат психологических наук

Глухов Иван Алексеевич

Ведущая организация – Российский новый университет

Защита состоится 24 мая 2007 года в часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, 1 учебный корпус, ауд. 3350

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан 24 апреля 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного Совета

доктор психологических наук

В.Г. Асеев

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одной из проблем современного специалиста выступают профессиональные кризисы работников различного профиля, психологические трудности в процессе овладения мастерством.

Сложность и противоречивость личностно-профессионального развития конкретного специалиста отмечена во многих современных исследованиях. Именно профессиональные кризисы позволяют личности пересмотреть свое отношение к профессии и профессионализму, оценить себя как специалиста, прислушаться к субъективным оценкам других специалистов. Процесс преодоления профессиональных кризисов важен для работников прокуратуры, так как они достаточно часто находятся в стрессовой ситуации по характеру своей профессиональной деятельности. С одной стороны, выступая на страже закона, работникам прокуратуры приходится общаться не только с подозреваемыми и осужденными лицами, но и с гражданами и своими коллегами. С другой стороны, работнику прокуратуры, как и любой личности, присущи переоценка ценностей, возникновение и разрешение проблем в личностно-профессиональном развитии.

Решение задач преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры становится все более затруднительным в силу влияния различных факторов и условий на этот процесс и выявляет ряд противоречий

увеличивающейся потребностью в создании психолого-акмеологического алгоритма процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, соответствующего современному состоянию психологии и акмеологии, и отсутствием четкой научной системы изучения данного

возросшей возможностью психолого-акмеологических методов и технологий личностно-профессионального развития специалиста и неразработанностью проблемы преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры;

необходимостью оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры и отсутствием психолого-акмеологических технологий процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Поэтому важно изучить психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, выявить критерии, показатели, уровни.

Состояние проблемы исследования

В отечественной научной литературе появился целый ряд работ, посвященных исследованию трудностей в профессиональной деятельности и личностно-профессиональном развитии специалиста, а также вопросам профессионального кризиса, деструкций, «эмоционального выгорания».

Деформация рассматривалась как «профессиональная деформация», (Е.С. Кузьмин, В.Н. Мясищев, В.Е. Орел, Е.И. Рогов), «деформация лично- сти» (В.П. Подвойский, Е.В. Руденский, Д.И. Трунов, ИА Хоменко), «деформация профессиональной деятельности» (АА. Деркач, А.К. Маркова), психосоциальная дезадаптация (С.А. Беличева), «деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности» (Э.Ф. Зеер), «профессиональное выгорание» (Г.С. Абрамова, В.В. Бойко, НЕ. Водопьянова, ЕЛ Ильин, Т.В. Форманюк, Ю.А. Юдчиц, Е. Aronson, HJ. Freundenberger, E. Hartman, С. Maslach, В. Pelman, A. Pines, W. Schaufeli, A. Shirom и др.).

В отечественной психологии психологические трудности определяются как проблемы и задачи, требующие дополнительных временных, ресурсных затрат. Психологические трудности рассматриваются в образовательном и воспитательном процессах взрослых и детей (Е.Г. Бастракова, И.З. Вачков, З.И. Калмыкова, Н.В. Кузьмина, Н.И. Лифинцева, Н.П. Локалова, НА Менчинская, В.О. Мидова, Я.М.. Митина, Е.С. Пешкова, Н.В. Попель, Т.И. Серова, С.А. Чернов и др.). Проблема психологических трудностей в развитии личности взаимосвязана с психологической защитой, которая представляет собой многомерное, многокачественное явление (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Ф.В. Бассин, Э. Берн, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, Э.А. Костандова, B.C. Мягер, В.Н. Мясищев, АА Налчаджян, Р. Плутчик, Р.М Рановская, В. Райх, B.C. Ротгенберг, Е.С. Романова Л.С. Славина, X. Салливен, Е.Т. Соколова, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Значительный вклад в разработку проблем кризисов внесли Б.Г. Ананьев, Д.Б. Бромлей Ш. Бюллер, Д Вейлант, Р. Гаулд, Д Левинсон, Э.Эриксон., которые, осуществляя периодизацию человека, описывают зрелость по фазам - временным интервалам в 7-10 лет; каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом, в процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. Существуют и другие периодизации: развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов); уровней профессионализма и этапов освоения профессии (А.К. Маркова); психологические особенности кризисов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников), онто- и социогенеза профессионального самосознания личности (О.В. Москаленко); профессиональная идентичность как основа личностного выбора (Е.П. Ермолаева); личностно-профессионалъные кризисы безработных. (Е.В. Рябова); психологические кризисы личности (Д. Сьюпер. Б. Ливехуд).

В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин и др.), их зависимость от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом (Р.А. Ахмеров), возраст и его периодизации (В.И. Слободчиков), типология кризисов личности (Э.Ф. Зеер).

В психологии профессиональной деятельности изучались не только кризисы личностно-профессионального развития, но и различные их проявления: противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала (А.К. Маркова); психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя (О.П. Золотова); адаптационные затруднения в профессиональной деятельности молодого учителя (Л.В. Кандыбович); профессиональные деформации (Ю.З. Шогенов) и деструкции (Э.Ф. Зеер) и др.