DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 08.10.2007

Материалы

загрузка...

Оскаровна дидактические условия развития способности к импровизации у студентов среднего профессионального образовательного учреждения

Вальдес Альенде Сильвия, 08.10.2007

 

ВС 20,5 33,7 19,6 22,7 18,1 28,9 17,2 18,1 15,7 38,5 16,8 17,7

С 32,5 30,1 29,1 23,2 43,4 41,0 40,3 41,5 41,0 24,1 42,3 41,8

НС 31,3 10,8 36,4 39,2 15,7 3,6 16,2 16,8 18,1 3,6 16,7 17,1

Н 9,6 2,5 10,2 9,8 13,2 2,4 14,1 15,3 10,8 1,3 15,3 16,4

среднего, а в контрольной, соответственно, 12,2% и 17,2%. Но на завершающем этапе исследования студенты экспериментальных групп показали большую динамику улучшения уровней развития по данному критерию (высокий уровень – 24,1%, выше среднего – 28,9%), в то время как в контрольной группе данный критерий не претерпел особой динамики.

По данным входной и итоговой диагностики способности студентов подстраиваться под ситуацию, студенты экспериментальных групп показали наилучшую динамику результатов, по сравнению со студентами контрольной группы, которые показали незначительную динамику результатов. Положительную динамику экспериментальных групп (на начало исследования на высоком уровне было 14,4%, а на завершающем этапе - 32,5% студентов) в сравнении с контрольной группой (начало - 8,9%, завершающий этап - 7%) можно объяснить ростом профессионального мастерства и развитием креативности участников эксперимента. На улучшение данных показателей, как и всех показателей экспериментальных групп в целом, повлияла проведённая нами работа в рамках формирующего эксперимента.

Подробные результаты анализа динамики развития критериев по каждой экспериментальной группе представлены в тексте диссертации.

Итоговый анализ результатов опытно-экспериментальной работы наглядно продемонстрировал, что в экспериментальных группах произошла положительная динамика развития всех диагностируемых критериев импровизационного умения как показателя развития у студентов способности к импровизации в процессе обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении .

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы дает нам основание сделать вывод об эффективности развития способности к импровизации у студентов СПОУ. Данный вывод основывается на теоретическом анализе качественных показателей сформированности импровизационного умения; на использовании личностно-ориентированных педагогических технологий, применение которых реализуется при соблюдении дидактических условий; на экспериментальной проверке полученных данных.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили сформулировать следующие основные выводы:

1. Установлено, что реализация стратегии деятельности преподавателя по развитию способности к импровизации у студентов СПОУ предполагает создание модели данного процесса, которая позволяет обосновать потребность общества в специалисте, способном к импровизации; выделить основные принципы взаимодействия педагога и студента (гуманизация, креативность, индивидуализация); определить основные критерии формирования импровизационного умения как показателя способности к импровизации: спонтанность общения, уверенность в себе, способность подстраиваться под изменяющуюся ситуацию; выделить пять уровней импровизационного умения: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий; разработать методику проведения опытно-экспериментального исследования, а также выделить основные дидактические условия развития способности к импровизации.

2. Обосновано, что соблюдение следующих дидактических условий способствует реализации представленной модели: а) своевременная диагностика развития импровизационного умения как показателя способности к импровизации. Это связано с тем, что эффективно управлять процессами развития личности в целом и способности к импровизации, в частности, без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Определение исходного уровня развития импровизационного умения как показателя способности к импровизации студентов позволит наметить пути и направления его развития; б) внедрение ТРИЗ-технологии, в процессе использования личностно-ориентированных технологий, способствующей развитию творческого мышления и нахождению неординарных решений в различных ситуациях. При внедрении ТРИЗ-технологии необходимо соблюдать определенную последовательность, динамику: от максимальной помощи педагога студентам по решению учебно-практических задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции и появления отношений партнерства между ними; в) система требований к современному педагогу, включающая три компонента: личностные качества, профессиональные качества и профессиональные механизмы, включающие активные формы, методы и средства, используемые педагогом на занятиях и направленные на развитие способности к импровизации. Поскольку главной целью педагога является получение студентами на занятиях не только теоретических знаний, но и практических умений, способствующих их творческому росту и развитию способности к импровизации, возникает необходимость заинтересованности студентов в знаниях и в самом предмете. Решение данной задачи возможно при ориентации педагога на пробуждение у студентов творческого отношения к учебной деятельности.

3. Раскрыто, что методологической основой решения проблемы развития способности к импровизации у студентов среднего профессионального образовательного учреждения являются личностный, контекстный и акмеодраматический подход. Данные подходы обеспечивают развитие всех компонентов импровизационного умения будущего специалиста, позволяющих выработать спонтанность общения, уверенность в себе, способность подстраиваться под нее, находить творческие решения выхода из импровизационной ситуации.

4. Выявлено, что импровизационное умение как показатель способности к импровизации включает в себя три компонента: коммуникативный, поведенческий, адаптационный.

5. Исследованием установлено, что произошла положительная динамика формирования импровизационного умения, что свидетельствует о возможности развития способности к импровизации у студентов среднего профессионального образовательного учреждения.

В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение. Среди них: исследование специфических особенностей способности к импровизации в контексте профессиональной деятельности.

Диссертация не смогла решить всех вопросов, которые связаны с исследованием проблемы развития способности к импровизации у студентов. Но предложенный вариант решения проблемы может быть перенесен на другие условия и уровни системы образования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Вальдес Альенде С.О. Педагогические механизмы формирования импровизационного умения студентов в системе СПО / С.О. Вальдес Альенде, И.В. Юстус // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 3. - С.

Вальдес Альенде С.О. К.Д. Ушинский и проблема профессионально-творческого становления будущего учителя в педагогическом колледже / С.О. Вальдес Альенде // Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования: Материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 2001.- С.173 - 175. - ISBN 5-88313-297-9.

Вальдес Альенде С.О. Саморазвитие студентов как стержень профессионально-творческого подхода в будущей профессии / С.О. Вальдес Альенде //Личность: образование, воспитание, развитие: Сборник статей и научных материалов. - Ульяновск, 2002. - С.111 - 112. - ISBN 5-86045-130-X.

Вальдес Альенде С.О. Социальная среда как один из факторов профессионально-творческого становления студентов педагогического колледжа / С.О. Вальдес Альенде // Психолого-педагогическое совершенствование образования: поиск новых путей и технологий: Материалы международной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГПУ, 2004. - С. 27 - 29. - ISBN 5-86045-155-5.

Вальдес Альенде С.О. Критерии и уровни профессионально-творческого становления учащихся / С.О. Вальдес Альенде // Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: «Прометей» МПГУ, 2004. - С.221 - 222. - ISBN 5 - 94845 - 050 - 3.

Вальдес Альенде С.О. Педагогическое мастерство как условие успеха в подготовке молодого специалиста / С.О. Вальдес Альенде // Педагогические проблемы и перспективы их решения: Межвузовский сборник научных трудов. – Москва – Чебоксары, АПСН, 2005 - С.13 - 15.

Вальдес Альенде С.О. Педагогическая практика – этап подготовки к педагогической импровизации / С.О. Вальдес Альенде // Научная организация управленческой деятельности в системе образования: межвузовский сборник научных трудов. - Москва - Чебоксары, АПСН, 2006. -

Вальдес Альенде С.О. Использование различных методик для приобретения навыков импровизации студентами / С.О. Вальдес Альенде // LINGUA MOBILIS. - 2006.-№ 2. - С.213 - 216. - ISBN 5 – 87039 – 102 - 4.

Вальдес Альенде С.О. Включение студентов в выполнение различных видов самостоятельной деятельности / С.О. Вальдес Альенде // Аспирант и соискатель.- 2006. - № 3 .- С.124 - 125. - ISSN 1608 –9014.

Вальдес Альенде С.О. Педагогическая импровизация в образовательном пространстве учебно-воспитательных учреждений / С.О. Вальдес Альенде // Педагогические науки.- 2006. - №5 - С.10 - 12. - ISSN - 1728 - 8894.

11. Вальдес Альенде С.О. Педагогическая импровизация как компонент педагогического мастерства / С.О. Вальдес Альенде // Социокультурная миссия университета в современном обществе. Сб. трудов участников 1 Всероссийской научно-практической конференции «Человек, культура, образование». – Ульяновск, УлГУ, 2006. - С.155-156.

СПОСОБНОСТЬ К ИМПРОВИЗАЦИИ