DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 08.08.2011

Материалы

загрузка...

Динамика ценностных принципов российской бизнес-деятельности: социологический анализ

Кузеванова Ангелина Леонидовна, 08.08.2011

 

10. На микроуровне реализации ценностных принципов современной российской бизнес-деятельности наблюдается процесс ценностной дифференциации, обусловленный влиянием факторов, связанных с масштабом профессиональной деятельности, местожительством бизнесмена, его половой принадлежностью, стажем работы в сфере бизнеса. Достижение ценностной интеграции возможно путем консолидации представительных организаций бизнеса, разработки декларативных документов общероссийского масштаба, создания условий для интенсификации коммуникационного процесса в рамках бизнес-сообщества. Культивирование идей ценностного консенсуса через институт бизнес-образования и в средствах массовой информации может способствовать созданию устойчивых представлений о ценностном единстве бизнес-слоя.

11. На мезоуровне часть социально значимых ценностных принципов современной российской бизнес-деятельности находится в потенциальном секторе действия. К этому ряду относятся принципы соблюдения законности, этической допустимости, справедливости в материальном и моральном стимулировании работников, содействия профессиональному и личностному росту персонала, полноты, правдивости и достоверности предлагаемой сотрудникам информации, полноценного обеспечения потребительских прав, безопасности предложенных товаров для потребителей и окружающей среды, недопущения дискриминации по признакам пола, социального статуса, национальности, вероисповедания. Меры, предусматривающие усиление борьбы с коррупцией в органах государственной власти и бизнес-среде, повышение уровня потребительской и правовой культуры граждан, укрепление системы социального партнерства, дальнейшее развитие института бизнес-образования, могут способствовать актуализации этих принципов.

12. На микроуровне действия принципа социальной ответственности современного российского бизнеса наблюдается модель поведения бизнесменов, которую отличает нежелание вкладывать средства в развитие социокультурной сферы и отсутствие понимания существования непосредственной причинно-следственной связи между коммерческим успехом и социально ответственным поведением. Действие принципа социальной ответственности на мезоуровне характеризуется стремлением бизнес-организаций дистанцироваться от решения социальных проблем общества и ограничиться социальной активностью лишь в среде торгового предприятия. Для достижения более высокого уровня реализации принципа социальной ответственности отечественного бизнеса необходимы: оптимизация законодательной базы и налоговой политики, создание общедоступных информационных ресурсов, дальнейшее развитие системы социального партнерства, пропаганда идей социальной ответственности бизнеса через средства массовой информации и институт бизнес-образования, формирование активной гражданской позиции потребителей.

Научная новизна диссертационного исследования определяется его целями и задачами и заключается в следующем:

– раскрыто содержание понятия бизнес-деятельности как вида социально-экономической активности, реализующейся в сфере коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг и на основе ценностей процесса купли-продажи (согласование интересов бизнесмена и покупателя, долгосрочное сотрудничество и достижение взаимовыгодных договоренностей с потребителями), что отличает ее от предпринимательства, развивающегося в области производства и базирующегося на ценностях созидания;

– выявлен механизм формирования ценностных принципов бизнес-деятельности, складывающийся в рамках конкретно-исторического социокультурного и экономико-политического контекста, предполагающий, что ценности этого вида социально-экономической активности являются источником возникновения ценностных ориентаций ее субъектов, на основе которых появляются ценностные принципы;

– предложена трехуровневая модель реализации ценностных принципов бизнес-деятельности, предусматривающая рассмотрение процесса их действия на индивидуальном (с учетом взаимодействия разноуровневых диспозиций личности бизнесмена), организационном (с разделением принципов на две группы, имеющие отношение к корпоративной культуре и взаимодействию с внешней средой) и институциональном уровнях (с акцентом на ценностные основания функционирования бизнеса как социального института);

– аргументировано рассмотрение социальной ответственности как ценностного принципа бизнес-деятельности, реализация которого основана на согласовании частного и общественного интересов, понимании значимости отношений зависимости бизнеса от социума, связана с его легитимизацией и нравственной реабилитацией в обществе, с действием соответствующих императивов на микро-, мезо- и макроуровнях;

– показана динамика ценностных принципов российской бизнес-деятельности IX–XV вв. на индивидуальном уровне реализации, связанная с трансформацией принципа извлечения максимального дохода вне зависимости от характера способа его получения в принцип максимизации дохода без использования насильственных действий, с ростом значимости принципа уважения человеческого достоинства;

– выяснено основное содержание динамического развития ценностных принципов отечественной бизнес-деятельности XVI–XVII вв. на индивидуальном уровне действия, характеризовавшегося возрастанием значения принципа моральной выносливости и изменениями в реализации принципа использования части прибыли для храмосозидания и благотворительности;

– доказано, что в развитии ценностных принципов российской бизнес-деятельности XVIII – первой половины XIX вв. наблюдалась динамика как на микро-, так и на мезоуровне реализации, на первом из которых произошла трансформация принципа использования части прибыли для храмосозидания и благотворительности в принцип социального служения и возросло значение принципа защиты профессиональных интересов, а на втором – повысилась значимость принципа соблюдения законности и актуальным стал принцип сохранения купеческой чести;

– определена динамика ценностных принципов отечественной бизнес-деятельности второй половины XIX – начала XX вв., заключавшаяся в том, что на индивидуальном уровне реализация принципа социального служения приобрела значительные масштабы и произошла актуализация принципа стремления к новым знаниям, на организационном уровне возросла значимость принципа сохранения и укрепления деловой репутации торговой фирмы;

– дана оценка ценностных ориентаций современных российских бизнесменов, характеризующихся установками на материальную обеспеченность, самореализацию, обеспечение благополучия близких, самостоятельность и независимость в принятии решений, повышение социального статуса, а также отсутствием интереса к вложению средств в развитие социокультурной сферы;

– установлены факторы, детерминирующие ценностную дифференциацию на микроуровне действия принципов современной российской бизнес-деятельности (масштаб бизнеса, местожительство бизнесмена, его половая принадлежность, стаж работы), и предложены пути ее преодоления (объединение представительных организаций бизнеса, подготовка декларативных документов, активизация коммуникационного процесса в рамках бизнес-слоя, культивирование идей ценностной интеграции через систему бизнес-образования и СМИ);

– подтверждено, что в отечественных бизнес-организациях настоящего периода принципы соблюдения законности, этической допустимости, справедливости в стимулировании работников, содействия их профессиональному и личностному росту, полноты и правдивости предлагаемой сотрудникам информации, полноценного обеспечения потребительских прав и безопасности предложенных товаров, недопущения дискриминации по половому, религиозному, социальному и национальному основанию находятся в потенциальном секторе действия;

– представлены меры по достижению более высокого уровня реализации принципа социальной ответственности современного отечественного бизнеса: совершенствование законодательства и налоговой политики, формирование соответствующей информационной базы, укрепление партнерских отношений между обществом, государством и бизнес-сообществом, пропаганда модели социально ориентированной компании, активизация гражданской позиции потребителей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения диссертации являются отражением процесса расширения сферы научных разработок в экономической социологии, что создает основания для дальнейшего приращения знания в этой отрасли социологической науки. Выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в деятельности государственных учреждений, занимающихся вопросами взаимодействия с коммерческими структурами, и представительных организаций бизнес-сообщества, послужить базой для разработки программ социально ориентированной деятельности бизнеса. Материалы диссертации могут быть применены в преподавании учебных курсов «Экономическая социология», «Социология предпринимательства», «Социология организаций».

Апробация исследования. Выводы, материалы и результаты диссертационного исследования были представлены на научных конференциях: III международной научно-практической конференции «Тенденции развития мировой торговли в XXI веке» (Пермь, 2009), XV международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2010), II международной научно-практической конференции «Инновации гуманитарных и естественных наук» (Екатеринбург, 2010), VIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, социологии и права» (Пятигорск, 2010), VI международной научно-практической конференции «Наука и современность – 2010» (Новосибирск, 2010), международной научно-практической конференции «Региональные социогуманитарные исследования. История и современность» (Пенза, 2011), международной научно-практической конференции «Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания» (Пенза, 2011), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наука и практика: от фундаментальных исследований до инноваций» (Екатеринбург, 2010).

Материалы и результаты исследования представлены в 56 публикациях (общий объем – 62,4 п.л., из которых 62,2 п.л. – авторских), в том числе в 2 монографиях и 17 статьях в научных журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации подчинена логике решения поставленных задач и включает введение, три главы, содержащих 12 параграфов, заключение, библиографический список и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выявляется степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, указывается научная новизна, характеризуются теоретико-методологическая основа и эмпирическая база, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, определяется структура работы.

Первая глава «Теоретико-методологические предпосылки исследования ценностных принципов бизнес-деятельности» посвящена анализу теоретических основ изучения этого вида социально-экономической активности, выявлению основного содержания, механизма формирования и уровней реализации ценностных принципов, рассмотрению социальной ответственности бизнеса.

В первом параграфе первой главы «Бизнес, бизнес-деятельность и предпринимательство: подходы к определению понятий» на основе изучения отечественной и зарубежной научной литературы автором выделяются несколько вариантов интерпретации исследуемых категорий. Согласно первому подходу, понятия «бизнес» и «предпринимательство» тождественны. Согласно второму, между ними существуют принципиальные отличия, которые в зависимости от позиции авторов рассматриваются либо как связанные со сферой экономической активности (предпринимательство проявляется в области производства товаров и бытовых услуг, бизнес – в секторе финансового и денежного обращения), либо как определяемые их иерархической соподчиненностью (бизнес – высшая форма или часть предпринимательской деятельности), либо как выявляемые на уровне их взаимосвязи (предпринимательский бизнес).

Автор полагает, что не следует отождествлять понятия «бизнес» и «предпринимательство», поскольку эти виды социально-экономической деятельности реализуются на различных стадиях процесса воспроизводства: предпринимательство непосредственно связано со сферой производства товаров и услуг, а бизнес – с областью коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг. Правомерность предложенной трактовки подтверждают результаты семантического анализа, проведенного Э. Бенвенистом, автором «Словаря индоевропейских социальных терминов», в котором отмечается, что именно развитие торговли стало основой для появления новой терминологии, в том числе и слова «business». В пользу точки зрения автора свидетельствует толкование этого термина, предложенное консультантом Оксфордского словаря английского языка Д.М. Розенбергом, в представлении которого слово «business» может быть применимо к деятельности, связанной с покупкой и продажей товаров. Аргументируя свою позицию, диссертант обращается к работам Й. Шумпетера, где подчеркивается мысль о реализации предпринимательства именно в сфере производства.

Вывод о различных сферах реализации бизнес-деятельности и предпринимательства стал основой для утверждения о том, что эти два типа социльно-экономической активности имеют как общие, так и специфические ценности. К первым, по мнению автора, следует отнести такие ценности, как свобода, независимость, самореализация, материальное благополучие, целеустремленность, активность, лидерство и т.д.; вторые для предпринимательства представлены ценностями созидания, для бизнес-деятельности – ценностями, связанными с процессом купли-продажи (согласование интересов бизнесмена и покупателя, долгосрочного сотрудничества и достижения взаимоприемлемых договоренностей с потребителями).

Диссертант отмечает, что выбор бизнес-деятельности в качестве объекта исследования обуславливается тем, что значительная часть современных российских предприятий относится именно к сфере коммерции, торговли, торгово-посреднических услуг. По данным Федеральной службы государственной статистики, число организаций этой сферы экономики значительно превышает количество предприятий, чья деятельность связана с производством товаров и услуг. Взяв за основу теоретические разработки К. Поланьи, Н. Смелзера и Р. Сведберга, описывающие специфику социологического подхода к анализу экономики, соискатель выявляет основные различия между эконом-социологическим и экономическим подходами к изучению бизнес-деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1.

Эконом-социологический и экономический подходы к анализу бизнес-деятельности: сравнительный анализ

Эконом-социологический подход Экономический подход

Понятие субъекта бизнес-деятельности

Каждый субъект бизнес-деятельности находится под воздействием иных субъектов, социальных групп и социума в целом. Субъект бизнес-деятельности не рассматривается как социальный конструкт.

Ограничения бизнес-деятельности

Реализация бизнес-деятельности ограничена не только дефицитом ресурсов, но и социальной, и смысловыми структурами. Действия субъектов бизнес-деятельности ограничены их предпочтениями и дефицитом ресурсов.

Бизнес-деятельность и общество

Бизнес рассматривается прежде всего как часть общества. Бизнес представлен прежде всего как часть рынка.

Цель бизнес-деятельности

Предусматривается наличие нескольких компонентов цели бизнес-деятельности: экономических, личностно-мотивационных и символических.

Рассмотрение цели в рамках системы категорий «издержки» и «прибыль», основой которой выступает рациональность сознания бизнесмена, деятельность которого направлена на удовлетворение покупательских предпочтений.

Результат бизнес-деятельности