DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте

Ревина Ирина Ароновна, 08.08.2008

 

В данной главе даётся анализ и интерпретация диагностического исследования, куда входят собственно констатирующий эксперимент и результаты корреляционного анализа личностных особенностей испытуемых с характеристиками осознанного профессионального выбора.

Экспериментальной базой исследования стали учащиеся школы № 186 города Нижнего Новгорода. В этой школе создано специально организованное предпрофильное пространство. Оно включает в себя как педагогические, так и психологические методы и приёмы работы, поэтому выделить и исследовать в «чистом» виде собственно психологическую программу на данном этапе не представляется возможным. По большому счёту, мы можем исследовать лишь влияние всей комплексной работы, проводящейся в школе. Однако в любом образовательном учреждение существует система дополнительного образования в виде кружков, секций, факультативов и т.п., являющихся некоторым аналогом образовательных центров и профильных курсов, организованных в школе № 186. В этом смысле мы можем интерпретировать полученные результаты, как результат влияния преимущественно психологической программы на формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и профессии подростков.

В экспериментальную группу вошли учащиеся 8, 9 и 10-х классов школы. Именно в этих классах проводилась, разработанная нами профориентационная программа.

Контрольную группу составили учащиеся г. Нижнего Новгорода из различных школ, где не проводилась профориентационная работа или проводились только отдельные разовые мероприятия по профориентации, а также учащиеся школ, где проводились другие профориентационные программы.

В качестве результатов начального констатирующего эксперимента были взяты данные, учащихся 8-х классов школы № 186 и учащихся других школ, полученные в начале учебного года, то есть в начале формирующего воздействия.

Уровень актуальной готовности к выбору определялся по методике А.П. Чернявской, которая оценивает уровень эмоциональной включённости в процесс выбора, информированности, автономности, умения принимать решения, планировать профессиональную карьеру. Перечисленные показатели отражают в большей степени уровень информационной, практической и ценностной готовности. Мотивационная же готовность здесь отражена лишь косвенным образом во всех пяти показателях. Для определения собственно мотивационной готовности используется метод контент-анализа мотивов выбора, отражающий уровень сформированности мотивации выбора. Он включает в себя: полноту соотнесённости категорий «хочу»-«могу»-«надо», профессиональную направленность (преобладание внутренних мотивов), полимотивированность и определённость выбора

Для исследования связи между личностными чертами испытуемых и характеристиками осознанного профессионального выбора применялись следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), методика уровня самоактуализации личности (САТ), профориентационная методика «Перекрёсток» Е.Ю. Пряжниковой, дифференциальный диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, методика исследования уровня готовности к профессиональному выбору А.П. Чернявской и метод контент-анализа мотивов выбора будущей профессии.

Корреляционный анализ проводился только по результатам исследования учащихся 9-х и 10-х классов экспериментальной группы, так как у учащихся 8-х классов ещё не хватает осознанности, чтобы объективно ответить на вопросы тестов смысложизненных ориентаций и личностной самоактуализации. Даже у девятиклассников ответы на вопросы этого теста вызывали большие трудности.

Результаты исследования констатирующего эксперимента подтвердили, что подростки 14-15 лет действительно не готовы к осознанному выбору профессии. Это выражается в низкой информированности, недостаточно развитой способности быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации и проявлять гибкость в реализации своих ценностей.

, социумом, практически отсутствуют или представлены слабо. В категории «хочу» больше всего присутствуют внешние мотивы: материальная заинтересованность, престиж, желание общаться, влияние родителей и интерес к конкретным школьным предметам или неконкретные, неосознанные мотивы «просто хочу, просто нравится…»

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, на что необходимо ориентироваться в первую очередь при разработке программы формирующего эксперимента. Кроме того, полученные результаты зафиксировали одинаковый уровень профессиональной готовности у учащихся 8-х классов экспериментальной и контрольной групп до начала формирующего экспериментального воздействия. При этом мотивационная готовность к будущему образовательному профилю и профессии у подростков сформирована значительно хуже, чем информационная, практическая и ценностная.

Корреляционный анализ полученных данных позволил выявить наличие следующих значимых интеркорреляций (p<0,05-0,01):

а) готовность к осознанному профессиональному выбору коррелирует с осмысленностью жизни. Это конкретизируется следующими связями: с целями в жизни (осмысленность будущего) - (в 9-х классах – 0,289, в 10-х –0,447); с процессом (осмысленность настоящего) – (в 9-х классах – 0,529, в 10-х – 0,405); с результатом (осмысленность будущего) – (в 9-х классах – 0,543, в 10-х – 0,287); с общим показателем осмысленности – (в 9-х классах – 0,485, в 10-х – 0,491).

б) готовность к осознанному профессиональному выбору коррелирует с уровнем субъективного контроля: с локус контролем – Я (убеждение, что контроль возможен) – (в 9-х классах – 0,471, в 10-х – 0,401); с локус контролем – Жизнь (вера в собственную способность осуществлять такой контроль) – (в 9-х классах – о,485, в 10-х – 0,491).

в) готовность к осознанному профессиональному выбору коррелирует с опорой в принятии решения и компетентностью во времени: с показателями по шкале поддержки (САТ) – (в 9-х классах – 0,575, в 10-х – 0,343); с показателями по шкале ориентации во времени (САТ) – (в 9-х классах – 0,728, в 10-х – 0,563);

г) готовность к осознанному профессиональному выбору коррелирует с определённостью в принятии решений: с показателем определённости (ДДО, «Перекрёсток») – (в 9-х классах – 0,279, в 10-х – 0,467);

д) готовность к осознанному профессиональному выбору коррелирует с гибкостью – (в 9-х классах – 0,301, в 10-х – 0,305).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностными предпосылками готовности к осознанному профессиональному выбору являются именно эти качества, и если мы хотим добиться максимальной эффективности, нужно начинать воспитывать их у ребёнка с раннего детства, задолго до момента выбора.

Третья глава - «Исследование условий, обеспечивающих готовность к осознанному выбору профессии с помощью специально разработанной инновационной психологической программы профориентации (ИППП)» -посвящена обоснованию и описанию принципов построения формирующего эксперимента в соответствии с возрастным развитием подростков, а также интерпретации результатов контрольного эксперимента.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведённого в первой главе, отмечалось, что готовность к осознанному профессиональному выбору формируется лишь к младшему юношескому возрасту, то есть в 16-17 лет. (Это подтвердилось и в процессе констатирующего эксперимента).

Наша задача – сформировать такую готовность уже к концу девятого класса у подростков 14-15 лет. Чтобы её решить, необходимо проанализировать психологические условия развития современных подростков, препятствующие формированию профессиональной готовности в подростковом возрасте, а затем подобрать адекватные методы, направленные на их преодоление. Этому посвящены 1-й и 2-й параграфы данной главы.

В результате анализа особенностей психологических условий развития современных подростков показано, что школьники 14-15 лет в силу ряда объективных причин, не готовы к адекватному осознанному выбору не только будущей профессии, но и образовательного профиля. Эти причины следующие:

Психологические особенности подростков:

- недостаточно развитая способность совмещать ближнюю и дальнюю перспективу.

- незавершённость развития функции планирования.

- противоречивость и неупорядоченность разных аспектов «Я», что нарушает цельность и последовательность выбора.

- неумение разграничивать возможное и желаемое.

Условия развития общества и особенности современных подростков способствуют появлению факторов, ещё более препятствующих формированию готовности к осознанному профессиональному выбору. Эти факторы следующие:

изменение ценностных ориентиров в современном обществе, приводящее к разрыву между, так называемыми, декларируемыми ценностями и реальными, которыми человек руководствуется в жизни;

- появление большого количества «новых» профессий;

- неконтролируемый рост высших учебных заведений, как правило, коммерческих, которые открывают факультеты по подготовке специалистов престижных специальностей;

- социальная «неразбериха» в обществе и отсутствие специально организованных пространств для подростков, моделирующих идеальную структуру взрослого общества, и позволяющих подросткам попробовать себя в тех или иных общественно значимых ролях и позициях

- особенности современной системы образования.

Перечисленные причины не позволяют решить проблему формирования профессиональной готовности к 14-15 годам, рассчитывая лишь на возрастное личностное развитие подростков или на прежние традиционно сложившиеся приёмы профориентации молодёжи.

Таким образом, возрастные особенности подростка и тенденции развития современного общества неуклонно повышают возрастные границы самоопределения школьников, даже по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, переход на профильное обучение снижает эти границы и одновременно резко повышает требования и ответственность к тем специалистам, которые будут проводить отбор и готовить детей к выбору в профильные классы.

В работе показано, что специально организованная деятельность может существенно снизить влияние негативных факторов и ускорить сам процесс выбора. Это возможно при введении в школьный курс обучения следующих методов и форм работы:

- тренинговые, игровые и другие активные формы работы;

- специальная работа, направленная на повышение информированности учащихся о мире профессий, условий труда, требований, предъявляемых к конкретным профессиям.

- формирование у подростков адекватного уровня притязаний относительно собственных возможностей в освоении конкретной профессии, а также ценностных ориентаций и мотивов выбора.

- создание особых, специально организованных пространств, создающих возможности для формирования и удовлетворения потребности во взрослении у подростков и осуществления ими профессиональных проб.