DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 08.07.2008

Материалы

загрузка...

Политика армении в отношении россии (1992-2003гг.)

Кардумян Вреж Григорьевич, 08.07.2008

 

Кардумян Вреж Григорьевич

ПОЛИТИКА АРМЕНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ (1992-2003гг.)

Специальность 07.00.15 – История международных отношений и внешней

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва – 2008

Диссертация выполнена на кафедре международных отношений и внешней политики России Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Дегоев Владимир Владимирович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Звягельская Ирина Донновна

кандидат исторических наук, Воркунова Ольга Алексеевна

Ведущая организация: Российский институт стратегических исследований

Защита состоится «18» ноября 2008 г. в 1500 на заседании диссертационного совета Д.209.002.03 в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университете) МИД

Автореферат разослан «10» октября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

д.и.н., профессор Емельянов А.Л.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы определяется трансформациями в современных международных отношениях, связанными с процессом распада СССР, который расценивается современными историками как наиболее значимое событие XX века. Развал Союза привел к определенному геополитическому хаосу на постсоветском пространстве и повлек за собой существенные векторные сдвиги во внешней политике многих государств.

Южный Кавказ, на протяжении веков являвшийся ареной пересекания геополитических и геоэкономических интересов великих держав, после окончания холодной войны и распада Советского Союза вновь оказался в центре их внимания из-за энергетического и транспортно-коммуникационного потенциала региона. Вакуум, который оставил за собой развал Союза, пытались заполнить как региональные, так и внерегиональные государства. Новообразованные южнокавказские страны с обретением своей независимости волей–неволей становились частью большой региональной геополитической игры, а их внешнеполитические линии – значимым фактором для борющихся держав в деле укрепления и расширения своего влияния на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Внешнеполитический курс новообразованных южнокавказских государств - Армении, Азербайджана и Грузии – фактически предопределял одну из главных задач национальных интересов России – сохранение ее влияния в этом регионе.

В постсоветский период армяно-российские взаимоотношения впервые за всю их многовековую историю начали строиться на равноправной основе, как отношения между двумя суверенными государствами. Впервые за всю свою историю Армения получила возможность самостоятельно определять политику в отношении России.

Став независимой, Армения, в отличие от других стран Южного Кавказа – Азербайджана и Грузии, продолжила свою традиционную пророссийскую политику. Последние же взяли курс на максимальное дистанцирование от России и сближение с Западом, особенно с Турцией и США, стремящихся вытеснить Россию с Южного Кавказа. Оказавшись в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, сопровождавшейся полномасштабными военными действиями с Азербайджаном, соседствуя с нестабильной Грузией, Армения сохранила российскую военную базу в Гюмри, дав согласие на совместное патрулирование границы с Турцией. Тем самым Армения для России стала надежным военно-стратегическим союзником на Южном Кавказе, а Россия для Армении – гарантом ее безопасности.

Тесные и взаимовыгодные армяно-российские отношения приобрели огромное значение не только во взрывоопасном регионе Южного Кавказа, но и на всем постсоветском пространстве. В основе этих отношений, несомненно, лежит глубокая историческая традиция проверенных временем взаимосвязей, объединявших оба народа на протяжении столетий. Однако свести все предпосылки становления «пророссийской» внешней политики Армении исключительно к вековой дружбе, разумеется, нельзя. Более того, особую прочность армяно-российским отношениям придает именно их прагматическая составляющая: практические выгоды тактического и стратегического характера, которые от них получают обе стороны.

В свете новой геополитической ситуации, сложившейся на Южном Кавказе (активная деятельность в регионе США, экспансионистская политика Турции, активизация НАТО, проводимый прозападный курс Грузии и тесные отношения Азербайджана с Турцией и Западом, реализация последними различных нефтяных и газовых проектов в обход России), внешняя политика Армении становится важным фактором для России в деле сохранения своего влияния на Южном Кавказе.

Предметом исследования в данной работе является анализ внешней политики Армении в отношении России и современное состояние армяно-российских отношений.

Цель работы – выявить и исследовать факторы, влияющие на внешнеполитический курс Республики Армения и на армяно-российские отношения в постсоветский период, проанализировать предпосылки, определяющие необходимость установления союзнических отношений Армении с Россией.

В задачи исследования входят:

Рассмотрение динамики двусторонних отношений в историческом разрезе;

выявление общеполитического и общеэкономического контекста причин пророссийской политики Армении и заинтересованности обеих стран в ее сохранении;

анализ перспектив двустороннего сотрудничества и дальнейшей политики Армении в отношении России;

рассмотрение роли России в урегулировании карабахского конфликта в контексте российско-американских отношений на Южном Кавказе и ее влияния на внешнюю политику Армении;

процесс становления армянской диаспоры России и анализ ее влияния на армяно-российские отношения.

Хронологические рамки исследования. Работа основана на современном материале, охватывающем период со времени распада СССР и образования новых независимых государств до переизбрания на второй срок президента Армении Р. Кочаряна в 2003 г. Однако в отдельных случаях автор обращается и к событиям более позднего времени.

Этот период выбран не случайно. Именно в это время Республика Армения начала вести самостоятельный внешнеполитический курс и впервые за всю армяно-российскую историю отношения между Ереваном и Москвой начали строиться на равноправной основе как между двумя суверенными государствами. Верхний хронологический рубеж связан с окончанием первого срока президентства Роберта Кочаряна, что позволило нам оценивать внешнеполитическую стратегию Р. Кочаряна в отношении России в рамках «комплементарной» политики Армении, а также сопоставить ее с внешнеполитическим курсом первого президента Республики Армения (РА) Л. Тер-Петросяна.

Научная новизна исследования. В настоящей работе впервые на основе многочисленных документов и материалов МИД РА, МИД НКР, дипломатических представительств обоих государств, официальных интернет-сайтов государственных информационных агентств, справочников, материалов армянской, российской и зарубежной прессы, освещается внешняя политика Армении в отношении России, тогда как традиционно в общественно-политической и политологической литературе основной акцент всегда делался на внешней политики России в отношении Армении.

Впервые при исследовании внешней политики Армении и армяно-российских отношений в постсоветский период вводится в оборот личный архив первого президента РА Левона Тер-Петросяна, охватывающий временные рамки с 1988 по 1998гг. В нем собраны все выступления, интервью, заявления и статьи президента, что позволило нам, основываясь на этих ценных первоисточниках, построить общую картину внешней политики независимой Армении в отношении России и армяно-российских отношений в целом.

Кроме того, впервые политика Армении в отношении России освещается в контексте американо-российских отношений и новой геополитической ситуации на Южном Кавказе, что позволяет составить целостное представление об армяно-российских отношениях в постсоветский период.

В данном исследовании также впервые определенное внимание уделяется внешнеполитическим взглядам армянской оппозиции, что позволит российским исследователям сделать определенные прогнозы по поводу будущей внешней политики Армении в отношении России в случае прихода оппозиционных партий к власти. Так, представители армянской оппозиции одним из просчетов российской внешней политики считают нежелание Москвы контактировать с оппозицией, тогда как ее следует рассматривать как составную часть общества той или иной страны.

Источниковая база исследования включает широкий и разнообразный круг материалов. В ходе исследования были использованы тексты основных договоров, соглашений и деклараций, заложивших основу договорно-правовой базы развития армяно-российских отношений и определяющих приоритетные направления сотрудничества между РФ и РА. К ним относятся «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения»1, «Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век»2, «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о развитии научно-технического сотрудничества»3, «Договор о военной базе на территории РА»4,«Договор между Республикой Армения и Российской Федерацией о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года»5, «Соглашение о межпарламентском сотрудничестве между Национальным Собранием Республики Армения и Федеральном Собрании Российской Федерации »6, «Соглашение между Правительством Республики Армения и Правительством Российской Федерации о расконсервации и возобновлении промышленной эксплуатаци Армянской атомной электростанции»7.

1.«Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». 29 августа 1997г. // Дипломатический бюллетень МИД Армении (июль-сентябрь 1997г.).

2.Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в 4-х томах. Т. IV. Документы /Составитель Т.А.Шаклеина. М., 2002.,с.360-363.