DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 08.06.2008

Материалы

загрузка...

Метафорическая лексика в структурно-семантическом аспекте (по материалам севернорусских говоров)

Пюльзю Елена Арвидовна, 08.06.2008

 

ПЮЛЬЗЮ Елена Арвидовна

МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

(ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРНОРУССКИХ ГОВОРОВ)

Специальность 10.02.01 – русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Петрозаводск

Работа выполнена на кафедре русского языка ГОУ ВПО

“Карельский государственный педагогический университет”

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Михайлова Любовь Петровна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Костючук Лариса Яковлевна

кандидат филологических наук, доцент

Андреева Елена Павловна

Ведущая организация: ГОУ ВПО “Петрозаводский государственный университет”

Защита состоится «10» июня 2008 г. в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета КМ 212.031.03 при Вологодском государственном педагогическом университете по адресу: Россия, 160001, г. Вологда, пр. Победы, 37, ауд. 71.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Вологодского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан «30» апреля 2008 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

КМ 212.031.03

кандидат филологических наук,

Зорина Людмила Юрьевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Исследование метафорической лексики позволяет определить отношение человека к себе и окружающему миру, к словотворчеству, а также проследить ход человеческой мысли, процесс создания образности значения слова, понять идею номинации человеком того или иного предмета реальной действительности.

Метафору как сложный языковой феномен со времен Аристотеля до наших дней анализируют в разных отраслях знания (поэтике, лингвистике, психологии, философии, логике). В трудах А.А. Потебни и М.М. Покровского метафора получила определение семасиологического явления, основанного на семантической двуплановости, которая указывает на взаимодействие двух различных классов денотатов.

Теоретическая база языковой и художественной метафоры представлена в трудах многих отечественных ученых: В.В. Виноградова, В.Н. Телия, В.Г. Гака, В.П. Григорьева, Н.А. Кожевниковой, М.В. Никитина, Х.Д. Леэметс, Е.О. Опариной, А.М. Шахноровича, Н.М. Юрьевой, В.К. Харченко, Н.Д. Арутюновой, Н.А. Лукьяновой, Г.Н. Скляревской, Л.Е. Кругликовой, Ю.Д. Апресяна, Н.В. Павлович, Н.Н. Ивановой, В.П. Москвина. Весомый вклад в установление сущности метафоры внесли зарубежные деятели науки: М. Блэк, Ш. Балли, Дж. Миллер, Д. Лакофф, М. Джонсон, Дж. Серль, Д. Бикертон и

Термин метафора в узком смысле понимается как перенос наименования с одного объекта на другой на основе сходства; в расширительном смысле применяется к любым видам слов в непрямом значении, особенно в языке художественной литературы. Изучение метафоры в современной лексикологии связано с такими вопросами, как типы метафоры (Н.Д. Арутюнова); функции метафоры (В.К. Харченко, В.Н. Телия, В.Г. Гак и др.); процесс формирования переносного значения (В.Н. Телия); соотношение метафоричности и коннотации (В.К. Харченко, Н.А. Лукьянова, Л.Е. Кругликова); связь метафоры с языковой картиной мира (Д. Лакофф, М. Джонсон, Г.Н. Скляревская, Ю.Д. Апресян, К.И. Демидова).

В настоящее время исследователей литературного языка все больше привлекает структурно-семантический аспект изучения метафоры. Определены компоненты метафоры: исходное и результирующее слова, промежуточное понятие, связывающее их семантику (М. Блэк, В.Н. Телия, В.Г. Гак, Г.Н. Скляревская, В.П. Москвин). На необходимость учета соотношения внешней и внутренней структуры слова с переносным значением указывает В.Г. Гак, выделяя при этом полную и частичную метафоры (1988). О строении художественной образной лексики пишут Н.А. Кожевникова и З.Ю. Петрова, выявляя типы тропов: метафоры (метафоры-загадки, генитивные метафоры, метафорические перифразы, конструкции отождествления) и сравнения, в которых основанием сравнения могут быть глаголы и прилагательные (1986; 2000). Н.В. Павлович, описывая метафору в русской поэзии, вычленяет большие и малые парадигмы образов, показывает их структурное разнообразие и свойства - продуктивность, обратимость, амбивалентность и устойчивость (1999; 2004).

На базе диалектной лексики строят научные положения о соотношении образности и коннотации О.И. Блинова, Т.В. Бахвалова, Л.Е. Кругликова, Н.А. Лукьянова и др. Образные диалектизмы анализируются в системном, гносеологическом, структурном, семантическом и словообразовательном аспектах в диссертации Е.В. Колосько “Метафорическая лексика в русских народных говорах (на материале субстантивной антропоцентрической метафоры)” (2002). Исследователь выявляет по ряду однокоренных синонимичных или семантически связанных лексических единиц, бытующих в разных говорах, базовую (регулярную) метафору и называет её интердиалектной.

Диалектная система отличается богатством метафорической лексики, характеризующей человека. Лексика, входящая в семантическое множество “Человек”, в научной литературе рассматривается чаще всего по системным основаниям: выделяются лексико-семантические группы, устанавливаются семантические отношения между словами из разных групп, дается словообразовательный анализ лексем (Ю.С. Азарх, Т.В. Бахвалова, О.И. Блинова, Л.А. Ивашко, Ю.И. Чайкина, Л.Я. Костючук, Л.Е. Кругликова, Н.А. Лукьянова, Т.К. Ховрина, М.А. Еремина, Т.В. Леонтьева, И.С. Урманчеева, А.А. Едалина и др.). Метафорический и мотивационный аспекты изучения диалектной лексики раскрываются в меньшей степени.

Актуальность исследования. Многие ученые указывают на тесную связь формы и содержания слова с переносным значением, но не акцентируют внимание на соотношении конкретных компонентов внешней структуры и семантики метафорической лексики. Рассмотрение процесса возникновения образности с учетом типов данного соотношения является важным, необходимым для решения актуального вопроса о динамике диалектной языковой метафоры. Идея динамической природы метафоры вписывается в общее представление о языке как речевой деятельности (В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня).

В настоящей диссертации - «Метафорическая лексика в структурно-семантическом аспекте (по материалам севернорусских говоров)» - анализируется диалектная лексика с точки зрения соотношения внешней структуры и семантики слова; описываются этапы формирования переносного значения, свидетельствующие о динамизме метафорической мотивации; выявляются мотивационные признаки, отражающие характеристику человека и окружающей действительности. Проводится построение ступеней метафорической словообразовательной мотивации на уровне диалектного языка. Принимая во внимание положение о том, что диалектный язык является сложной системой диалектных микросистем и макросистем различных степеней (Аванесов, 1964, 10), мы представляем развитие переносного значения слова единой цепью, каждое звено которой отражено в конкретном говоре Севера. Другими словами, в работе учитываются значения лексем, существующие в отдельных микросистемах, входящих в общую макросистему севернорусских говоров.

Научная новизна диссертационного исследования.

В диссертационной работе делается попытка объединить структурный и семантический аспекты анализа языковой метафоры, описывающей человека и предметы окружающего мира. Для структурно-семантического описания используется не только субстантивная, но и адъективная, глагольная образная лексика, а также устойчивые сочетания.

Диалектная (севернорусская) метафорическая лексика с точки зрения соотношения структуры и значения впервые является объектом диссертационного исследования. В работе доказывается взаимодействие исходной семантики слова (мотиватора) и семантики аффиксов в момент развития переносного значения: вводятся и используются понятия структурно-семантического типа метафорического переноса (ССТ МП) и семантико-мотивационной формулы (СМФ). Дается классификация ССТ МП, основополагающий принцип которой - связь вспомогательного субъекта сравнения (мотиватора, прямого значения слова) и словообразовательных компонентов в процессе формирования образности, а также ядерное или периферийное положение мотиватора и семантики аффиксов в структуре метафоры. Актуальные мотивационные признаки, лежащие в основе вторичной номинации, устанавливаются с помощью компонентного анализа слов.

Описание севернорусской образной лексики в структурно-семантическом аспекте показывает, что метафорическая словообразовательная мотивация представляет собой сложное, динамическое явление, состоящее из одной и более ступеней семантической деривации. Динамизм метафорической мотивации заключается в развитии новых значений слова на основе мотивата (производного значения слова).

Выделение “сквозных” мотивационных признаков, охватывающих разные ССТ МП, позволяет установить тесную взаимосвязь семантических полей “Человек” и “Окружающий мир”, а также различных семантических сфер внутри поля “Окружающий мир”. Идея антропометричности четко прослеживается в развитии вторичных значений слов.