DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Комплексная коррекция cтатических деформаций У ПОДРОСТКОВ с дефектами осанки и сколиозами i и ii степени

Сквознова Татьяна Михайловна, 08.05.2010

 

1. Подростковый возраст характеризуется функциональной слабостью мышечной системы и «незрелостью» нейромышечной регуляции. Снижение двигательной активности подростков усугубляет влияние этих факторов на процесс естественной проприоцептивной коррекции осанки и движений, что приводит к неоптимальному постуральному программированию. В результате комплексного клинико-инструментального обследования подростков выявлены: тонусо-силовой дисбаланс постуральной мускулатуры и нестабильность вертикальной стойки (100%), нарушения распределения плантарной нагрузки (95,2%), опущение сводов стоп (84%), функциональное укорочение нижней конечности (42%), нарушение общей подвижности позвоночника (49,4%).

2. Разработанная программа восстановительного лечения подростков с дефектами осанки и сколиозами I-II степени является интегральным комплексом консервативных методов коррекции:

ортостатического метода (устранение анатомического укорочения нижней конечности, функциональных блокад суставов позвоночника и таза);

методов лечебной физкультуры (проприоцептивная стимуляция ослабленных мышц, перестройка программирования статико-динамических функций и оптимизация системы взаимодействия всех уровней двигательной регуляции, восстановление тонусо-силового баланса, общеукрепляющее действие).

3. Основными принципами разработки и выполнения индивидуальной программы коррекции статических деформаций являются:

выявление и максимально возможное устранение факторов, повлиявших на формирование данных деформаций;

определение состава и функционального состояния мышц, вовлеченных в тонусо-силовой дисбаланс;

направленное дозированное влияние на мышцы с учетом их структурно-функционального взаимодействия;

обоснованный выбор исходного положения для исключения заместительных

4. Активная мышечная коррекция при дефектах осанки предусматривает укрепление и восстановление тонусо-силового баланса мышц, участвующих в формировании физиологических изгибов позвоночника и в поддержании баланса вертикальной стойки в сагиттальной плоскости. При сколиозах первоочередными задачами являются восстановление тонусо-силового баланса во фронтальной плоскости, коррекция тонуса и укрепление сегментарной мускулатуры позвоночника.

5. Биомеханическими инструментальными показателями, позволяющими с высоким уровнем достоверности (р < 0,05) оценить осанку, а в дальнейшем и эффективность корригирующих мероприятий, являются: абсолютная величина изгибов позвоночника и наклона таза в сагиттальной плоскости, фронтальные асимметрии и угол тазо-плечевой ротации в проекции на горизонтальную плоскость.

6. Стабилометрические параметры (положение и девиации общего центра давления, длина и площадь статокинезиограммы) у подростков с нарушениями осанки должны оцениваться только в сравнении с аналогичными показателями здоровых сверстников. Достоверное увеличение указанных параметров по сравнению с возрастной нормой является показанием для проведения корригирующих мероприятий.

7. Рациональное применение современного реабилитационного оборудования ( физические упражнения на медицинских тренажерах и фитболах в сочетании с проприоцептивным тренингом ( оказывает комплексное корригирующее влияние на двигательный стереотип подростков. При сравнении результатов курса коррекции статических деформаций в основной группе были отмечены более значительные изменения параметров, отражающих улучшение осанки и стабильность вертикальной стойки. У подростков, сочетавших физические упражнения с проприоцептивными тренировками, улучшение биомеханических параметров вертикальной стойки наблюдалось уже через 2-3 недели, тогда как в контрольных группах для аналогичных изменений потребовалось два и более месяцев. Инструментальный контроль отдаленных результатов коррекции (1,5-3 лет) выявил длительное положительное последействие разработанной программы комплексной коррекции статических деформаций.

Практические рекомендации

В процессе коррекции нарушений осанки необходимо использовать методы, оказывающие стимулирующее влияние на проприоцептивную, вестибулярную и прочие сенсорные системы.

В подростковом возрасте занятия в тренажерном зале должны проводиться по индивидуальным программам, рекомендованным специалистом. Переход к самостоятельным или групповым занятиям осуществляется при условии овладения подростком методических рекомендаций по применению тренажеров и с сохранением врачебно-педагогического контроля.

Занятия на тренажерах подростков с нарушениями осанки должны предусматривать соблюдение ряда условий: позитивная мотивация к тренировкам, ортостатическая разгрузка позвоночника, избирательность и дозированность нагрузки, исключение компенсаторных движений при тренировке слабых мышц.

Выбор исходного положения для выполнения корригирующего упражнения играет исключительно важную роль для достижения избирательного тренирующего действия на мышцу в условиях мышечно-тонического дисбаланса. Это сводится к выбору положения, из которого «замещающая» мышца не может участвовать в движении за счет фиксации точек ее прикрепления или исходного (до начала движения) максимального их сближения.

При сочетанном применении занятий в тренажерном зале и других средств и методов реабилитации: массаж, водные процедуры, мануальная и рефлексотерапия, последние следует планировать после проведения тренировок.

Каждое занятие в тренажерном зале должно состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. В качестве вводной части можно рассматривать аэробную тренировку или занятия на тренажерах с выполнением упражнений общеукрепляющего характера с малой интенсивностью. В основной части выполняются специальные физические упражнения по цикловой системе. В заключительной – проприоцептивные тренировки и упражнения на релаксацию.

Определяющими факторами прекращения тренировки на каждом тренажере являются: субъективно – легкая усталость, объективно – выявление общепринятых критериев плохой переносимости нагрузки, а также включение компенсаторных движений или появление тремора конечностей.

С целью получения стойкой ремиссии рекомендовано на период индивидуальных занятий проводить обучение физическим упражнениям в домашних условиях, а также гигиене движений в быту.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Сквознова Т.М. Новое поколение медицинских тренажеров // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2003. – № 1. – С. 18-24.

Сквознова Т.М. Возможности современных методов оценки и коррекции состояния опорно-двигательного аппарата на базе реабилитационного центра // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2003. – № 4. – С.

Сквознова Т.М. Биомеханический анализ при составлении реабилитационных программ / Сб. науч. трудов 1-го Российского конгресса «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации», М., 2003. – С. 239-240.

Черных Ю.В., Черных С.В., Юнусов Ф.А., Сквознова Т.М. Концепция эрготерапии в рамках реабилитации больных / Сб. науч. трудов 1-го Российского конгресса «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации», М., 2003. – С. 280-281.

Сквознова Т.М. Современная механотерапия / Материалы Международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические аспекты медико-социальной и профессиональной реабилитации». – М., 2003. – С. 161-162.

Юнусов Ф.А., Сквознова Т.М. Современные реабилитационные технологии / Материалы Всероссийского научного форума «Медицина. Спорт. Здоровье. Олимпиада», М., 2004. – С. 130-132.

Юнусов Ф.А., Сквознова Т.М. Патофизиологические основы разработки программ двигательной реабилитации /Материалы 2-й Международной конференции «Патофизиология и современная медицина», М., 2004. – С.

Сквознова Т.М. Проблемы и возможности современной тренажерной гимнастики при функциональных нарушениях опорно-двигательной системы // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2004. – № 4. – С. 14-19.

Сквознова Т.М. Проблемы тренировочной терапии в лечебно-оздоровительной практике / Материалы 1-го Международного конгресса «Восстановительная медицина и реабилитация – 2004», М., 2004. – С. 293-294.

Сквознова Т.М. Оценка эффективности занятий на медицинских тренажерах методом лазерной допплеровской флоуметрии // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2005. – № 3. – С. 26-30.

Сквознова Т.М. Комплект оборудования для корригирующей гимнастики и медико-социальной реабилитации // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2005. – № 6. – С. 47-48.

Сквознова Т.М. Упражнения на петлевом комплексе. Гимнастика при боли в спине // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2006. – № 2. – С. 36 – 40.

Юнусов Ф.А., Сквознова Т.М. Эрготерапия / В кн.: Реабилитация больных, перенесших инсульт, под ред. В.А. Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – С. 231-239.

Сквознова Т.М. Упражнения на петлевом комплексе. Укрепление мышечного «корсета» // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2006. - № 3. – С. 39 – 44.

Сквознова Т.М. Упражнения на петлевом комплексе. Вертебральные деформации // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2006. – № 5. – С. 24-29.

Сквознова Т.М. Проблемы организации профилактических и реабилитационных мероприятий при деформирующих дорсопатиях // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2006. – № 8. – С. 52-59.

Сквознова Т.М. Биомеханические исследования позвоночника // ЛФК и массаж. Лечебная физкультура и массаж. – 2006. – № 9. – С. 44-50.